Казалось бы, что может быть проще, чем сказать «Прости!», или принять извинения от близкого человека. Но это далеко не так. Зачастую обида и боль долгое время выжигают душу изнутри, не давая жить спокойно.
Комментирует психолог-консультант Анна Панфилова
Прощение было, пожалуй, одним из первых истинно человеческих качеств наряду с юмором и пониманием, например, изобразительного искусства. По-видимому, оно оказалось таким же необходимым условием выживания представителей доисторических племен, как и забота о старых, но опытных членах семьи или почитание (то есть внимательное изучение) явлений природы. Без возможности прощения первые и еще пока такие немногие и слабые люди просто поубивали бы друг друга в борьбе за скудные ресурсы (пища, вода, убежище).
А в более развитых культурах прощение понималось как способность божества снизойти до простых смертных, проявить свою милость — столь же беспричинную, сколь и гнев. В христианской и иудейской традициях на это прямо указывает концепция imitatio dei, то есть «подражание богу». Она предписывает прощение в качестве не свободного выбора, а настоящего морального долга для правоверных членов общины, которые не должны ставить никаких условий для прощения.
Таким образом, кающийся создает условия для продолжения отношений, и тот, у кого просят прощения, порой чувствует себя вынужденным простить. Даже если чувства все еще не успокоились, сама традиция подталкивает к тому, чтобы успокоиться и решить дело миром, потому что восстановление отношений в интересах не только непосредственных участников, но и их окружения (близкие, коллеги, община в широком смысле), так как позволяет людям более не отвлекаться на конфликт, а продолжить заниматься своим делом.
Американский исследователь философии и психологии прощения Р. Энрайт выявил признаки, по которым можно судить об уместности прощения.
Произошло неоправданное ущемление интересов человека. Нарушены его представления о справедливости, причинен личный ущерб. Другими словами, неуместно прощение за то, что не причинило вам лично вреда. Например, жена не может простить мужа, если тот плохо обращался с ее детьми от первого брака: ущемлены интересы детей, а не ее личные, поэтому прощать могут только они сами.
Обида должна иметь объективное выражение. Конечно, события можно трактовать по-разному, с субъективных точек зрения. Но можно выделить и объективное нарушение морали, то есть разделяемое всем обществом. Например, аресты невинных людей без честного следствия и суда — это очевидная несправедливость. Трудно бывает простить подобное, но в принципе это могло бы быть уместно. А прощать человека за то, что вы неверно поняли его слова и обиделись, — довольно нелепо.
Привычка извиняться: 7 ситуаций, в которых не нужно просить прощения
Прощение не противоречит справедливости, а дополняет ее. Когда вы решаете простить обидчика, вы как бы отказываетесь наказывать его в той степени, в которой он этого заслуживает. Но таким образом вы вводите свою личную поправку в процесс реализации справедливости: вы решаете, что в данном конкретном случае справедливо будет простить за определенный поступок человека, которого в других обстоятельствах следовало бы строго наказать.
Прощение уместно не только в случае намеренно причиненной обиды, но и если она невольна, случайна. Если человек причинил ущерб другому по неосторожности, пострадавший все равно решает, даровать ему прощение или нет. Например, если человек на автомобиле сбил пешехода из-за плохой видимости в дождь, он несет ответственность и нуждается в прощении, хотя он не намеревался причинять кому-то вред.
Ответьте на пять вопросов и узнайте, насколько вы склонны к тому, чтобы таить обиду и не прощать.
- Вы не удовлетворены свой судьбой?
- Вы достигли бы большего, если бы люди не были настроены против вас?
- Вы считаете, что вас часто незаслуженно наказывали?
- Вы порой чувствуете себя одиноко среди других людей?
- Вы считаете, что чувствуете все острее, чем другие?
За каждый положительный ответ начислите себе 2 балла.
Не более 3 баллов,
Вы способны легко прощать даже серьезные обиды. Похоже, вы широкой души человек, поэтому острые переживания относительно быстро оставляют вас в покое.
4–7 баллов,
Вы прощаете избирательно, не только в зависимости от серьезности ущерба, нанесенного вам, но и ориентируясь на ваши личные отношения с обидчиком, а также сиюминутное настроение. Иной раз вы все простите одним махом, а в другом случае отыграетесь на обидчике.
8–10 баллов,
Подозрительность и осторожность могут быть вашими постоянными чертами характера. Поэтому вы склонны видеть больше обид там, где другие ничего не заметили бы. Добиться вашего прощения сложно, но, раз простив, вы способны на самые искренние дружеские чувства.