Она относится к редкой категории интеллектуальных блондинок. Каждую свою роль тщательно выстраивает‚ продумывая все нюансы. За умение Елены Дробышевой работать тонко‚ «без швов» коллеги прозвали ее «акварельная актриса»‚ а зрители удивляются‚ как одна и та же актриса может играть нежную жену олигарха («Другая жизнь»)‚ уставшую мамашку‚ постоянно пилящую дочь и мужа («Маршрут»)‚ или женщину‚ страдающую болезнью Альцгеймера («Казус Кукоцкого»)…
Наташа ГРИГОРЬЕВА («Красота & здоровье): Вы учились в ГИТИСе на театроведческом факультете, а потом решили стать актрисой. Почему?
Елена ДРОБЫШЕВА: Через год учебы у меня создалось ощущение, что театральный критик не должен… критиковать. Ему следует быть помощником, хорошо понимающим профессии актера и режиссера, а не отстраненным судьей, который озадачен только проявлением своего «я». Критик должен не разрушать, а созидать.
Конечно, меня мучили сомнения, уходить с театроведческого или нет. В итоге я написала покаянное письмо нашему замечательному педагогу Борису Николаевичу Любимову: «Простите меня, я пойду в артистки!» Спустя несколько лет уже после окончания Щукинского училища я случайно встретила его, и он заметил: «Вы правильно сделали, что ушли от нас».
Н. Г.: Недавно вышел фильм Сергея Соловьева «Одноклассники», где вы играете маму главной героини. Вы уже не первый раз работаете с этим известным режиссером…
Е. Д.: Наше сотрудничество началось с картины «Анна Каренина». У этого кино непростая судьба — между кинопробами и началом съемок прошло около десяти лет. Однако режиссер снимал фильм с теми же артистами, которые изначально пробовались на роли. С Сергеем Соловьевым интересно работать, он хороший режиссер — ироничный, с чувством юмора, и на площадке у него всегда царит добрая и праздничная атмосфера.
В «Анне Карениной» я играла Долли Облонскую. Помните начало романа: «Все смешалось в доме Облонских…»? Долли — мать кучи детей, жена Стивы Облонского, брата Анны Карениной. Стиву играл Александр Абдулов, Анну Каренину — Татьяна Друбич. Когда, готовясь к роли, я перечитывала роман, то была поражена: в этой книге есть все! Если у человека проблемы в семейной жизни, ему не надо ходить к психологу, а нужно прочесть это великое произведение, и он найдет ответы на любые вопросы.
Что касается фильма «Одноклассники», то его сценарий был написан юной ученицей Соловьева Соней Карпуниной. Впоследствии он был расширен и доработан Сергеем Соловьевым (в частности, появилась линия родителей), а Соня сыграла в картине главную роль. На первый взгляд, это кино про детский любовный треугольник, а на самом деле — про взаимоотношения детей и взрослых. В фильме родители, которые добились определенного положения в обществе, вдруг осознают, что не понимают своих детей. Как с ними общаться? Кем они стали? А у детей уже своя жизнь…
Для меня этот фильм важен тем, что в нем нет конфликта отцов и детей, а есть попытка сказать о том, что, может быть, порой нам, взрослым, стоит прислушаться к ним, а не давить авторитетом и возрастом. Соловьев сказал, что «Одноклассников» он создавал из воздуха, ничего не анализируя, а только чувствуя, но это воздух сегодняшнего дня.
Мой сын Филипп ненамного старше героев картины, и я брала его с собой на съемки. И после премьеры «Одноклассников» мы с ним долго обсуждали фильм. Это кино нужно смотреть родителям вместе с детьми — после просмотра вам наверняка захочется поговорить и постараться понять друг друга.
Н. Г.: Вы часто берете сына с собой на кинофестивали, съемки. Это как-то связано с его будущей профессией актера или режиссера?
Е. Д.: Нет, Филипп учится в институте по специальности «международный бизнес и менеджмент». Я просто думаю, что ему полезно общаться с умными и интересными людьми. Например, позапрошлым летом я уговорила его поехать со мной на съемки фильма «Наследство», которые проходили в Ялте. Мне было приятно, что сын на съемочной площадке не только общался, но еще и работал вместе с ребятами-постановщиками. Он мог бы отдыхать на пляже, но нет! Филипп вставал строго в шесть утра и занимался делом. На восьмой день работы ему дали рацию для координирования съемочного процесса. И на «шапке» (так называют банкет по случаю завершения картины) я сидела рядом с актерами, а сын — рядом с постановщиками.
Н. Г.: На светском приеме в саду «Эрмитаж», который устраивала известная французская фирма, вы вместе с сыном читали «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери…
Е. Д.: Да, Филипп тогда меня очень выручил. Он читал «Маленького принца» по-французски, а я по-русски.
Н. Г.: Это правда, что вы владеете тремя языками: французским, английским и японским?
Е. Д.: На самом деле я хорошо знаю французский. Английский понимаю, когда говорят медленно, а японский изучала давно, так что о владении этим языком говорить несерьезно.
Н. Г.: Вы часто играете мам взрослых дочерей, достаточно вспомнить фильмы «Маршрут», «Репетитор», «Казус Кукоцкого».
Е. Д.: У меня даже есть любимые «кинодочки». (Смеется.) Это Полина Филоненко (она играла мою дочь в «Терапии любовью» и в новом фильме «Последние римляне», съемки которого недавно проходили на Мальте) и Маша Луговая (моя дочь в картинах «Рыжая» и «В лесах и на горах»).
Н. Г.: В сериале «Рыжая» некоторые юные зрители даже отождествляли вашу героиню с вами.
Е. Д.: Что ж, многие черты моего персонажа мне близки и понятны. Вообще, сериал — это сюрприз. Потому что выстроенность сценария существовала лишь до 40‑й серии. Потом сюжет начинал «провисать» — герои действовали нелогично и попадали в похожие по прошлым сериям ситуации, а у тебя появлялись мысли, как же из этого выпутаться? И стало понятно, что нужно уходить. Когда я покидала сериал, то попросила продюсеров, чтобы они пожалели мою героиню и не убивали под колесами грузовика.
Н. Г.: Что же с ней сделали?
Е. Д.: Отправили в монастырь. Конечно, можно работать в сериале по касательной — не «затрачиваясь», не отдавая работе свои душевные силы. Но я — человек другого склада и серьезно отношусь к своей профессии.
Н..Г.: Вы упомянули о новом историческом фильме «В лесах и на горах»...
Е. Д.: Это экранизация двух романов известного русского писателя XIX века П. И. Мельникова-Печерского, превосходно описывающего быт волжских купцов-старообрядцев. В фильме я играю богатую купчиху Аксинию Захаровну — женщину набожную и душевную, строгую и очень хозяйственную. После знакомства с этим интересным материалом я подумала, что зря мы используем в кино «американскую формулу», ведь у нас есть своя уникальная русская история, которая так богата разнообразными сюжетами.
Н. Г.: Как вы чувствовали себя в купеческом костюме?
Е. Д.: Ужасно! Однажды после дождя у нас были натурные съемки. И я на каблуках, в длинном платье должна была пройти по дорожке. А мне в этом наряде было так неудобно, что я не представляла, как смогу сделать в нем два-три шага, да к тому же по колдобинам! При этом надо было еще играть, а не думать о костюме. Но труднее всего мне давалось сбегать с лестницы: платье постоянно закручивалось и цеплялось за каблуки.
Н. Г.: В актерской работе присутствует некий элемент мистики. Бывает, артист играет роль в фильме, а потом похожие события происходят с ним в реальной жизни.
Е. Д.: Дело в том, что, изображая других людей, актеры посылают ложные запросы в небо. Утром ты любишь своего мужа, а вечером на сцене играешь героиню, которая мечтает развестись. Но невозможно прервать течение времени на спектакль, и карты смешиваются… И непонятно, что же ты хочешь на самом деле?
Конечно, случаются счастливые истории, когда артисты вначале изображают влюбленных, а потом влюбляются друг в друга по‑настоящему. Но бывают и другие. Что касается меня, то я всегда отказываюсь от ролей, если они трагично заканчиваются.
Н. Г.: Вы играли в фильмах «Террор любовью», «Терапия любовью». Что же такое любовь?
Е. Д.: Французы к слову «любовь» относятся более игриво, они могут сказать: «Я полюбил суп» или «Я полюбила платье». Мы это понятие воспринимаем слишком серьезно. Мне кажется, если любишь свою профессию, людей, человека, ты сам становишься легким, способным на все! Потому что только любовь может вытащить тебя из самых страшных ситуаций и безнадежных закоулков жизни.
Н. Г.: Вы в прекрасной форме, какой диете следуете?
Е. Д.: Мне сложно худеть просто так. Я должна понимать, для чего это нужно. Для красоты? Красота — понятие субъективное. Другое дело, когда для диеты существуют объективные причины. Вот недавно я была у врача, и он меня предупредил: «Если вы не снизите уровень холестерина, станете обузой для семьи». Поэтому мне пришлось отказаться от жирных продуктов, например сыра, хотя я очень его люблю.
Н. Г.: Актрисы обычно требовательны к косметике, которой пользуются...
Е. Д.: У меня сухая кожа, поэтому не могу обойтись без увлажняющих средств. Предпочитаю, чтобы все кремы были одной марки. Что касается декоративной косметики, то в обычной жизни я практически не крашусь, потому что постоянно делаю это на съемках. На мой взгляд, макияж не должен быть ярким и заметным, его задача — только подчеркнуть черты лица.
Н. Г.: Какие салоны вы посещаете?
Е. Д.: Главное не место, а специалист. И за своим мастером я перехожу из салона в салон. Людям нашей профессии нелегко найти стилиста. Потому что он должен быть готов к тому, что артист может обратиться к нему в любой момент. Завтра назначены съемки, а сегодня мне нужно срочно перекраситься. Или мне надо покрасить волосы в точно такой же цвет, что был раньше, — не светлее и не темнее. Чтобы не получилось так: в кино у моей героини днем один оттенок волос, а вечером — другой.
Н. Г.: Как вы относитесь к пластическим операциям?
Е. Д.: Для меня это не насущная тема. В данный момент я об этом не думаю. Но вовсе не считаю, что пластические операции — нечто плохое. Главное, чтобы человек нравился сам себе. Если женщина, смотрясь в зеркало, себя не воспринимает и хочет изменить свою внешность, что ж, это ее право. И я не понимаю, почему многие это осуждают.
Н. Г.: Вы часто бываете во Франции. Какие косметические процедуры вам запомнились в этой стране?
Е. Д.: Недавно я была на курорте Ле Туке на севере Франции с моей подругой Корин Жак (вице-президент компании «Рив Гош». — Прим. ред.). Для меня она образец красоты и здоровья. Несмотря на плотный график работы, эта успешная женщина всегда находит время, чтобы позаниматься гимнастикой, покататься на роликах и поплавать в бассейне. Она всегда в курсе всех косметических новинок и процедур. Мы с Корин жили в отеле на берегу моря, и она буквально заставила меня сделать несколько спа-уходов, улучшающих кровообращение.
Н. Г.: У вас очень интересные костюмы. У кого вы одеваетесь?
Е. Д.: У модельера Елены Макашовой. Кого-то ее вещи восхищают, кому-то — категорически не нравятся. Я выбрала ее одежду, потому что мне в ней комфортно, а главное, я себя в ней уверенно чувствую. Надев вещь от Макашовой, я могу пойти куда угодно — на переговоры, светский прием, в незнакомое общество.
Н. Г.: Ваша мама — известная актриса Нина Дробышева. Ее спектакль «Эдит Пиаф» в Театре Моссовета стал легендой. Обычно детям знаменитых родителей приходится потратить немало сил, чтобы доказать себе и окружающим, что они имеют право на успех...
Е. Д.: В юности мне было тяжело, потому что, если у тебя ТАКАЯ мама, тебе тоже надо соответствовать. Потом пришло время, и я поняла, что каждый человек — самостоятельная планета.
Мне повезло, что мы с мамой говорим на одном языке. Я могу с ней обсудить фильм, спектакль. И я ей верю безгранично. Меня до сих пор поражает мамино отношение к жизни, к работе, в ней нет ничего наносного. И когда я хочу поднять планку в актерской профессии и понять, что такое истина, я смотрю запись спектакля «Эдит Пиаф».
Совет от Елены Дробышевой
Не искажайте свою жизнь собственными страхами. Доверяйте себе, слушайте себя и будьте собой! Я Стрелец, поэтому совет для Стрельцов: садитесь в самолет и летите, куда хотите.
БЛИНЦАНКЕТА
Что бы вы предпочли: загородную жизнь или городскую? Я абсолютно городской житель. Однажды на целое лето сняла дачу в Подмосковье, но пробыла там только два дня. Кто для вас авторитет? Мама и сын. Главные слова, которые бы вы сказали сыну? Учись и больше читай. На что бы вы потратили деньги? На путешествия, учебу и бижутерию. Какое косметическое средство вы всегда берете в дорогу? Термальную воду. Чувствуете ли вы себя блондинкой? Временами. Порой я ничего не понимаю. Какую книгу вы бы взяли с собой на необитаемый остров? «Шелест утренних звезд» Вадима Зеланда. Эта книга о том, как обрести гармонию. И что счастье, по сути, заключено в простых истинах и радостных мгновениях: выглянуло солнце, пришла весна, любимая племянница позвонила.