Подпишись на нас в соц. сетях!

Елена Белкина, или история блистательной оперной дивы


История блистательной оперной дивы Елены Белкиной — тот самый случай, когда талант пробьется сам. Девочка из небольшого крымского городка легко зажгла свою звезду на небосклоне мировой оперы и сделала головокружительную карьеру. Как это было — в эксклюзивном интервью певицы. 

1_900.jpg

Вас называют «крымским голосом венского театра», украинской, австрийской певицей. Не удивлюсь, что станут называть и русской, поскольку ваш отец родился в Сибири. А для вас самой имеет значение принадлежность к стране?

Если честно, национальность никакого значения не имеет. Я ведь родилась в Ташкенте, но вряд ли меня будут называть узбекской певицей. В моем понимании все границы открыты, я хочу радовать своим искусством как можно больше стран и чтобы как можно больше людей приходили на мои концерты. Это для меня главное. 

Тогда скажите, что для вас родина?

Последние восемь лет я живу в Вене, при этом много путешествую, езжу на постановки, проживаю в незнакомых городах — и везде я дома. Но все-таки родина — это место, где мои родители. Моя мама, Крым. Я там, к сожалению, давно не была из-за недостатка времени. К счастью, мама приезжает ко мне в Вену, и мы вместе с семьей моего мужа собираемся в нашей квартире. Тогда я чувствую себя снова дома.

Какие у вас самые яркие воспоминания детства?

Я училась в обычной школе в городе Джанкой. И с самых ранних лет выступала на разных конкурсах, праздниках, дне города. Всегда любила петь. Одноклассники и мои учителя знали: если нужен музыкальный номер — это к Белкиной. Жили мы тогда очень скромно. Развал Союза, становление нового государства — все наложило отпечаток и на нашу семью. Поэтому приходилось проявлять смекалку даже чтобы просто хорошо выглядеть. Мама ночами перешивала нам с сестрой платья из своих нарядов. Хорошо, что в ее гардеробе были очень красивые вещи, купленные еще в СССР, — из бархата, парчи, — и это нас спасало. Сейчас кому-то покажется странным, но тогда в магазинах ничего не было, зарплату не платили. Наша семья выживала за счет огорода, на котором выращивали все, и так переживали голодные годы. 

Из такой обычной жизни вы вдруг, как в сказке, оказываетесь в богемном обществе, на одной сцене с мировыми оперными знаменитостями. Где-то в глубине подсознания предчувствовали такой поворот судьбы? 

Никакого особенного предчувствия не было. Да и от оперы я была очень далека, как любой крымский подросток. Этот жанр открыла для себя в 14 лет и только по настоянию родителей. Я ходила в обычную музыкальную школу и, поскольку вокального класса там не было, училась играть на фортепиано. Но мне не нравилось заниматься на инструменте по пять-шесть часов в день. Это совсем не мое. А пение было отдушиной. 

Помню, когда в городе отключали свет, мы с сестрой и родителями в четыре голоса пели песни под аккомпанемент мамы. Она играла на пианино, баяне, гитаре. Но когда я решила поступать на эстрадное отделение, мама категорически была против. Она считала, что эстрада — это работа одного дня, а вот искусство вечно и надо заниматься академическим вокалом. Мама уговорила меня поехать в Симферополь в музыкальное училище. Там я и познакомилась с моим будущим учителем Н. И. Горбатовым. Послушала его учеников и влюбилась в оперу, что называется, с первого звука. А когда сама извлекла первые оперные звуки, испытала настоящее потрясение — у меня закружилась голова, клетки организма стали резонировать, и я поняла: это мое. Очень быстро подготовила программу, и уже через два месяца меня готовы были взять в Харьковскую консерваторию на первый курс. Мне было тогда 15 лет. Но мой педагог после такого успеха сказал, что нужно ехать в Киев. Так я оказалась в Киевской консерватории, в классе народной артистки Евгении Мирошниченко. Переезд в Киев был для меня чудом. А когда после победы на Международном конкурсе вокалистов им. Гмыри я получила приглашение в Германию, это было настоящей сказкой. И сказка на этом не закончилась, вскоре меня пригласили участвовать в итальянском фильме-опере «Золушка» с участием Карло Вердоне, где среди итальянских актеров я одна была не итальянка. И кстати, Золушка — мой любимый сказочный персонаж.

Но вам пришлось делать выбор между учебой в Киевской консерватории и работой в Лейпцигской опере. Решение трудно далось?

Да нет, не трудно. Я логически рассуждала: люди учатся в Консерватории, чтобы работать в театре, а если у меня уже есть приглашение, то надо выбирать театр. В Европе в отличие от нас гуманный подход — можно вообще не иметь музыкального образования, а брать частные уроки и быть в составе труппы. Впоследствии по настоянию мамы я перевелась на третий курс  Высшей школы музыки им. Мендельсона-Бартольди и закончила ее. 

Belkina_Lena(c)KatharinaHarris.com_8754.jpgА как вы оказались в Венской опере, в которой мечтают работать все певцы мира? Это тот случай, когда талант пробьется сам, или все-таки была помощь извне?

Это совместный процесс — трудоспособность и талант певца, активность агентства и особый вкус директора, которому нравится высокий статус певцов. Без всего этого я бы не стала предпринимать никаких действий. В Лейпцигской опере у меня все хорошо складывалось. В коллективе были прекрасные отношения, я получала роли по нарастающей, и меня, что немаловажно, отпускали на гастроли. Так я однажды поехала на концерт в Вену, он проходил в Концерт-Хаусе в звездном составе, и после него меня пригласили на прослушивание в Венскую государственную оперу. Для меня это было неожиданностью, но прослушивания прошли успешно, и через две недели я получила контракт. Конечно, очень радовалась и была благодарна судьбе за ее дары.


На пике карьеры в Вене вы ушли из театра. Почему? 

Нужно было отработать двухлетний контракт, который не позволял участвовать в других проектах. В Вене в отличие от Лейпцига артистов на гастроли не отпускают, мне пришлось отменить больше четырех проектов. По этой причине я и ушла скрепя зубами. Поняла, если дальше буду отвергать приглашения, стану певицей одного театра и меня быстро забудут. Об уходе я не жалею, у меня сейчас много работы.

И эти работы покоряют зрителей. Одна ваша Кармен, разгуливающая по сцене в рваных джинсах, а в финале тонущая в озере, чего стоит! Скажите, такая постановка — это оперный эпатаж или новая опера?

Такие оперные постановки уже не новость. Скорее классические выступления строго по либретто, которые ставят в России, Америке, сейчас вызывают удивление. В Европе, особенно в Германии, в настоящее время преобладают экспериментальные постановки. Опера становится частью театра, где голос — все еще главное, но и не только он. Учитывается также внешность, актерское мастерство, харизма.

Признайтесь, ведь это очень сложно — петь, играть, а еще и тонуть, как вы это сделали в «Кармен», чем сильно взволновали зрителей?

Для этого проекта я специально проходила курс подводного плавания, но зритель этого не знал, как не знал того, что под водой я надеваю подводную маску. Сцена утопления напугала зрителей. Эффект удался в первую очередь режиссеру, он очень гордился этой находкой.

В Италии, на фестивале в Пезаро, вы пели арию кастрата в опере «Аврелиан в Пальмире», которую исполнял великий Велутти и после него никто не повторил. Как вы решились на такой эксперимент, если его можно так назвать?

Мне поставили задачу, и я старалась ее выполнить. То, что выбрали именно меня, было немного странно, потому что есть мужчины-контратеноры, которые могли бы спеть эту роль. Но на оперном фестивале в Пезаро совершенно не приемлют искусственный голос мужчин, которые поют фальцетом. Сначала они пригласили меня спеть Розину, но потом переиграли и предложили более сложную партию, прислав два огромных клавира со всеми вариациями, которые тогда пел Веллути. В то время разрешалось певцам украшать мелодию, которую написал автор. И вот все, что придумал Веллути, нашли в архиве. Мне пришлось очень долго работать над этой партией, и после выступления я получила самые высокие рецензии.

белкина.jpg

Работа над партиями много занимает времени?

Поскольку я пою большие партии, мне нужен месяц. Две недели учу материал, а потом пою каждый день в полный голос. Вообще, я каждый день занимаюсь один час, за исключением тех дней, когда у меня спектакль. 

Лена, а когда вы отдыхаете? 

Когда начинаются спектакли, между ними бывает два-три дня. В это время я либо учу новое, либо отдыхаю. Но классический отпуск с морскими купаниями — это не для меня. Мне больше нравится отдыхать с мужем в горах или в лесу и быть ближе к природе.

Муж поддерживает вас в работе?

Да. Он бывает на всех моих концертах и прилетал ко мне на премьеру даже в Токио, притом что он очень занятой человек, востребованный адвокат. Но то, что он сам себе хозяин, позволяет ему работать дистанционно, конечно, кроме судебных процессов. Вообще, хочу сказать, мне было непросто найти в жизни человека, который бы так понимал стиль моей жизни и с пониманием относился к вечным поездкам, переездам и любовным историям на сцене, которые я никогда бы не допустила в личной жизни. Я преданный человек.

Cenerentola_20120527_6281.jpg

Интересно знать, какая вы хозяйка? Можете, к примеру, приготовить украинский борщ с пампушками или вареники с вишней?

Если честно, украинская кухня для меня остается самой любимой. Два раза в год я пою в Киевской опере и, когда прилетаю, обязательно хожу в национальные рестораны. Просто обожаю борщ с пампушками, с чесноком —  как у нас положено. Сама готовить умею, но этого не делаю из-за недостатка времени, из-за частых гастролей.

Первого декабря москвичи с нетерпением ждут вас в концертном зале «Зарядье». Это ваше первое выступление в российской столице?

Да, в Москве будет мой первый сольный концерт. Но в России я уже не раз пела. Принимала участие в телевизионном проекте «Большая опера». Выступала в Михайловском театре на последнем спектакле Елены Образцовой «Пиковая дама», мне посчастливилось с ней познакомиться и даже вместе спеть. И я выступала в Новосибирске на фестивале Вадима Репина.

В Европе, да и у нас в России уже начинается предновогодняя суета. Вам она знакома?

Конечно, и я очень люблю это время. Всем своим друзьям, родным и близким покупаю подарки, мне нравится их дарить и получать тоже. Сам Новый год в том смысле, как происходит это у нас, в Европе, несколько иной — просто вечеринка. Хотя однажды в Новый год я выступала в Валенсии и после концерта мы устроили самую веселую вечеринку. Но лучший Новый год был у нас с мужем в 2018 году в замке Эльмау в Баварии. Там прекрасный концертный зал и традиционно выступают звезды мировой оперы. Как раз на Новый год меня пригласили выступать с сольной программой, а после концерта мы пошли с мужем в шикарный ресторан, затем был фейерверк. Это незабываемо.

Ваша жизнь действительно похожа на сказку про Золушку. О чем еще мечтаете?

У меня много желаний и целей, которых я хочу достичь. Но больше всего на свете хочу стать мамой и научиться совмещать работу и семью, оставаться востребованной на сцене и уделять достаточно времени детям и мужу. По секрету скажу: хочу иметь большую семью.
Автор:
Фото: Из личного архива Елены Белкиной
01.12.2019
Наши рассылки

Анна Плетнева сделала необычный огненный макияж


Певица удивила подписчиков вызывающим образом.

«Поза джазиста»: новый тренд в Instagram, который уже полюбили звезды


В Instagram — новый хит. «Поза джазиста» стала настоящей сенсацией, которая породила тысячи поклонников, в том числе и среди звезд.

Кейт Миддлтон сделала окрашивание на тон светлее (и моментально помолодела на 10 лет)


Кейт Миддлтон сменила прическу, и, кажется, это станет трендом.

Лиза Боярская показала себя без макияжа (выглядит как девочка)


Актриса после карантина посвежела и выглядит так, будто ей слегка за 20.

Если вы еще не сбросили «карантинный» вес: тренировка от Синдии Кроуфорд


Модель показала видео тренировок, в котором она снималась в 90-е.


Наши рассылки