В истории советской парфюмерии в 60-ые годы, конечно, лидировали фабрики «Новая заря» (Москва) и «Северное сияние» (Ленинград). На них работали талантливые парфюмеры, им выделялось лучшее сырье для экспериментов и поисков новых вариантов сочетания душистых веществ. Но однажды они были «обогнаны» в соцсоревновании между фабриками СССР Харьковской фабрикой, создавшей парфюмерный шедевр «Индийский сандал».
История создания «Индийского сандала»
История появления духов «Индийский сандал», которые были очень популярны в СССР в 60-70-ые гг. ХХ века, началась благодаря развитию и укреплению дружеских отношений Советского Союза с Индией. В то время на всю страну гремел лозунг «Хинди, руси – бхаи-бхаи!», что означало «Русский с индусом – братья навек!». Дружба подкреплялась расширением товарооборота: индийские товары хлынули в страну, в том числе более пяти тысяч килограммов сандалового масла.
Нельзя сказать, что парфюмеров обрадовал такой «подарочек»: промышленность работала на отечественном сырье, а одеколоны и духи, куда понемногу добавляли сандал, можно было пересчитать по пальцам: «Шипр», «Кристалл», «Щит». Бесконечно лежать на складе импортное сырье не могло. Значит, нужно было придумать новую формулу духов.
Заказ передали на Харьковскую парфюмерную фабрику, где ее директор Нина Зейская (автор духов «Украинская ночь», «Родной Харьков», «Античные», «Зимняя сказка») взялась за работу с удовольствием. Она любила делать фантазийные ароматы.
«Я сразу представила себе запах, который они должны иметь: своеобразный, немного экзотичный, в котором бы соединились наши представления о далекой южной стране, – вспоминает Нина Павловна. – Еще не было самих духов, но запах уже существовал в моем воображении. И я просто села к столу и написала его рецептуру. Мне понадобилось внести всего две правки, и я поняла, что формула готова…»
Небольшие корректировки только улучшили аромат и в итоге они, после получения высокой оценки в Москве, были запущены в производство.
«В Москве «Индийский сандал» получил отличную оценку и был утвержден дегустационным советом, – вспоминает мастер ароматов. – А в Харьковском институте, где я заведовала лабораторией, разрабатывалось художественное оформление».
Об аромате «Индийский сандал»
Созданный запах был типично восточным, теплым, с маленькой капелькой сладости, смолисто-пряным, очень стойким. В книге «Покупателю о парфюмерии и косметике» Р.А. Фридман в 1963 году описывает его как «экзотический, свежий, очень приятный».
Успех «Индийского сандала» превзошел все ожидания. В провинциальном Харькове создали шедевр, который по популярности стал соперничать с «Красной Москвой»!
Об упаковке духов
Для духов была разработана упаковка с изображением индийской танцовщицы, и вскоре они пошли на экспорт в десятки стран. Позже флакон сменили на упрощенный вариант, но до конца 80-х этот аромат еще у многих ассоциировался с первыми духами.