Галина Бедненко — специалист по символическим системам‚ основательница проекта «Пряхи»‚ включающего в себя издательство‚ школу и магазин. Автор книг «Старшие Арканы Таро»‚ «Младшие Арканы Таро»‚ «Школа рун»‚ «Красавица или Чудовище. Волшебная сказка и индивидуальный миф» (книга выходит этой зимой).
К&З: Есть ли что-то особенное в том, чтобы гадать под Новый год?
Г. Б.: Традиционные гадания — это рождественские и святочные, для девушек, которые хотели бы выйти замуж. В начале нового цикла можно делать прогноз на будущий год или на сезон, от одного праздника до другого (например, равноденствия и солнцестояния). Но, на мой взгляд, календарная привязка исключительной роли не играет.
К&З: Какие виды гадания можно выделить по степени их серьезности или по используемым инструментам, аксессуарам?
Г. Б.: Самые простые, безопасные и скорее развлекательные практики — ассоциативные. Например, гадание на чайных листьях или кофейной гуще в специальных чашечках. Вы получаете образы и интерпретируете их как угодно. Самая структурированная из ассоциативных практик — хорарная астрология. Ответ конструируется в зависимости от времени получения запроса, с точностью до минуты. Так делают прогнозы о течении болезни, о нахождении пропавших вещей и людей. К XVII веку это был самый популярный, простой и безопасный жанр: не нужно было знать время рождения кверента (клиент гадателя) и погружаться в бессознательное.
Довольно забавны карточные гадания на оракулах — произвольных системах. Но вряд ли можно всерьез понять жизнь человека, используя колоды, где изображены эльфы или драконы в искусственных ситуациях.
Другая категория гаданий — системные. Самое лаконичное и целеориентированное — руны. Начинающему гадателю руны кажутся простыми и однозначными, и клиент не видит особой красоты. А для меня это интересная и суровая система, требующая больше мобилизации от работающего. Наиболее богатое на интерпретации и нюансы — Таро. Это самая разработанная система, живой и развивающийся инструмент.
Есть уже более тысячи колод, и появляются все новые — целый новый художественный и коллекционный жанр, вид искусства, где на смыслы системы накладывается видение художника. Расцвет начался с 1990-х, а сегодня у нас есть шанс на развитие русской школы Таро благодаря богатой отечественной художественной и культурно-исторической традиции. Могут возникнуть колоды исторические, мифологические, о советской власти, национальные Таро. Есть ведь религиозные христианские колоды, жизнь Христа в Таро, каббалистические, оракульные колоды.
Применяют и дополнительные аксессуары, не обязательные, а просто приятные в работе. Мне нравятся красивые подушечки, на них можно сидеть или облокачиваться. Многие используют полотна, на которых удобно делать расклады, с одной стороны однотонные, а с другой — расписанные как мандалы. Они создают сакральное пространство для работы, делают его мифологически обособленным. Натуральные стеариновые свечи, сделанные вручную, тоже полезный аксессуар.
К&З: А вещие сны? Можно ли толковать сновидения как пророчества?
Г. Б.: Напрямую нет, их нужно интерпретировать. Инструментом анализа может быть как система аналитической психологии, так и система карт Таро. А чтобы сон непосредственно показывал, что случится, бывает очень редко. И не стоит разбирать сон в одиночку — это слишком сырой материал. При большой эмоциональной вовлеченности нужна так называемая работа со свидетелем, еще одним специалистом.
К&З: Некоторые сомневаются, может ли православный человек обращаться к гадалкам, словно к некоей нечистой силе.
Г. Б.: Если одно с другим для вас не сочетается, есть внутренний конфликт, то лучше этого не делать — толку от процесса не будет. Если есть подозрения, что это какое-то нехорошее дело, то это не для вас — все вполне просто.
К&З: О нечистой природе гадания скорее говорят, имея в виду ее загадочность. Можно ли приоткрыть эту тайну?
Г. Б.: Я хотела бы подчеркнуть, что говорю как специалист по символическим системам, а не как гадалка, и для меня гадание — метод обращения к тому или иному символическому языку. Под сомнительной природой гадания обычно подразумевают риск, связанный с попытками узнать будущее. Действительно, гадание может быть сделано плохо и нанести вред. Один из таких факторов — неприменимость народных методов гадания к современной жизни. Раньше женщине было достаточно прояснить небольшой набор ключевых моментов: удачен ли будет брак, сколько родится детей и сколько лет жизни отпущено. Сейчас мир изменился, интересов у нас стало больше, а традиционные схемы дают неоправданное упрощение.
Иногда человек пытается получить рецепт, не исчерпав собственных ресурсов, не пытаясь понять ситуацию самостоятельно и принять решение. Например, женщина интересуется, что творится во внутреннем мире ее нового поклонника: любит — не любит, что будет после первой близости, сложатся ли отношения. Это типичный запрос, замешанный на робости и отсутствии внутренних ориентиров. Кверент делегирует гадателю функции вестника судьбы с потребительской целью: получить готовую информацию «Будет так». Профессиональные гадалки избегают давать гарантии, когда кверент хочет прыгнуть в будущее без усилий, пожить сегодня в кредит за счет этой фантазии. И вот если человеку дали-таки прогноз, а он не сбылся, то разочарование сглаживается обесцениванием: мол, это же было всего лишь гадание, это несерьезно. А при изначально несерьезном отношении кверент как бы рассчитывает получить у фокусника воздушный шарик, который — а вдруг! — будет набит настоящими конфетами.
Более осознанным и полезным гадание делает именно серьезный подход. Нельзя путать его с глубоким погружением. Одна из опасностей гадания в том, что можно потеряться в фантазиях о будущем, они подменяют реальность, оттесняют ее вызовы. Уходит конструктивность, решительность, сила импульса, движущего нами, способность действовать так, словно ничего не знаешь. Защитой от такой отравленности инобытием может быть учет последовательности и протяженности событий. Например, не работают с вопросом типа «А будет ли у нас с этим человеком все хорошо?», потому что по определению не будет хорошо в течение всех оставшихся лет вашей жизни, следует говорить о каком-то периоде, сроке.
К&З: То есть, запуская руку в эти таинственные сферы, следует ставить конкретный вопрос, а не рассчитывать на абстрактные обещания счастья?
Г. Б.: Да, потому что вы запускаете руку в определенный момент и определенный пласт смысла. Мы исходим из того, что человек получает ту интерпретацию, которая необходима ему для дальнейшего развития себя и ситуации. Не информацию о реальности, как она есть, а ответ, который может быть ему сейчас полезен, на тот вопрос, который он сейчас задал. Это объясняет, почему на один и тот же вопрос получаются несколько разные ответы на разных колодах или при повторном его задавании. Кстати, в последнем случае гадание перестает работать, так как размывается прогноз, теряется четкость идеи.
К&З: Однако и чрезмерное упрощение тоже, наверное, неполезно, раз современные люди воспринимают жизнь более сложно?
Г. Б.: Да, и Таро позволяет видеть объемную картину с большим количеством нюансов. Однако в нынешнем внимании к внутреннему миру индивидуальности таится иллюзия всемогущества: захочу — и изменю свою жизнь. Это мотивирует людей на действия, но мы же ровно так же зависим от судьбы, как и раньше. Хотя социальные границы изменились и автономии стало больше, но не настолько, чтобы считать, что будущее целиком в твоих руках. Эти методы в идеологии нью-эйджа вроде «Симорона» или «Секрета» подразумевают веру в такую божественную силу, которая непременно желает добра и у которой можно заказать удовлетворение любого твоего желания, без усилий, как в ресторане: мне, пожалуйста, хорошего мужа, возможность не работать и двоих детей. И в ответ узнаешь, какие несложные ритуалы для этого нужно произвести. Причем в отличие от, скажем, христианской традиции духовные и материальные желания равноценны, иерархия уплощенна.
К&З: Ваш подход не подразумевает обращение к таким внешним силам?
Г. Б.: Мы в нашей школе предполагаем, что любой символический язык, воплощенный в инструменте, позволяет нам добывать нужную информацию, используя наши навыки. Здесь нет обращения ни к каким внешним силам. Есть ориентация на умения, на контакт с кверентом, понимание процесса и внутренний ресурс. Но действительно некоторые люди занимаются гаданием так, что это разрушает их душу: не соблюдают этических норм, поощряют зависимость кверента, — и тогда можно говорить о нем как о нечистом занятии. Это их дело. Мы ориентируемся, например, на некие потоки силы, принципы карт Таро в жизни и можем ситуацию понять в логике этой системы, на этом языке и найти выход, который сработает. Гадание — не просто техническое ремесло, это практика, позволяющая видеть мир как комплекс различных сил и знать, как с ними работать.
К&З: Люди хотят узнать у гадалки, как найти свое счастье. Вы же говорите о том, что гадание дает нечто иное.
Г. Б.: Идеал — не потребительская корзина, набитая счастьем, а индивидуально отмеренная доля, уникальная для каждого. Слишком большой груз духовности или слишком сильный голод по материальному может быть критичен. У каждого человека свой масштаб жизни. Кто-то на небольшом пространстве будет хозяином, а кому-то нужен простор, чтобы быть там счастливым на вторых ролях. Одной женщине нужен тихий, домашний мужчина, а другую от этого с души воротит, и нужно что-то другое. Почему все мужчины говорят, что им нужна красивая, умная, добрая жена, но игнорируют именно таких свободных дам? Возможно, настоящий идеал супруги не укладывается в это простое описание. Только понимая себя через какой-то исходный опыт, мы узнаем, что нам нужно на самом деле.
К&З: И тогда по мере анализа ситуации гадание становится чем-то большим, чем прогноз событий, — развивает чувствительность, активность, рефлексию...
Г. Б.: То есть является уже не гаданием.
К&З: Да!
Г. Б.: Совершенно верно, это более сложная и интересная работа — работа с символической системой. Для меня каждый кверент — это сказочный герой. В какой-то момент этого сюжета у него возникают затруднения, и появляется волшебный помощник, который подсказывает, какие есть возможности и куда они приведут. Этот помощник не я, а система символов. И делает ли герой тот или иной выбор и шаг или не делает — это его дело. Мне кажется, это и есть чистое гадание.
К&З: В отличие от психологов гадалки дают прямые рекомендации и советы?
Г. Б.: С одной стороны, мы должны не вмешиваться в жизнь кверента, а с другой — давать достаточно четкие советы. Ориентироваться на то, что видишь в раскладе, без личного отношения к этому, не вносить туда свою точку зрения. Классическая ошибка гадалки старой школы — свои переживания или идеологию навязывать клиенту. От гадалки ушел муж, и она начинает везде видеть любовные треугольники и встает на сторону жен. Сложные отношения с матерью? Идите в церковь, смиритесь. Непрофессионализм — когда всем подряд советуют одно и то же.
В бизнес-тематике все проще, там смотришь, будет нечто успешно или нет. Речь только про внешнюю реальность, и никого не волнует ничей внутренний душевный мир, но безумно интересно распутывать сложные ситуации, многоходовки с массой факторов, как в шахматах. Однако и в запросах о конкретных шагах в бизнесе или поиске нового места работы люди понимают, что к области символического можно относиться с уважением и получать от нее полезные подсказки, не эксплуатируя ее и не подчиняясь ей.
К&З: Красивая модель — звучит как описание хорошего брака, в котором люди друг друга слышат, уважают, принимают, не пытаются переделать.
Г. Б.: Да, я тоже подумала, что это напоминает отношения мужчины к женщине. Он еене унижает, но и не подчиняется ей. Гадание-это женская часть мужского мира.
Нюанс. При гадании об увольнении и поиске нового места работы люди часто выделяют критерий удовлетворенности трудом, его полезности.
Это в пику потребительскому подходу «дайте счастья и побольше». Сегодня люди признают место этой тайны в жизни наряду с рациональными вещами.