Картины «Следствие ведут знатоки. Десять лет спустя»‚ «Воровка»‚ «Идиот» превратили ее в суперзвезду российского кинематографа. Так как популярность пришла к заслуженной артистке России Лидии Вележевой в зрелом возрасте‚ она не страдает звездной болезнью. Для того чтобы сейчас улыбаться с обложек глянцевых журналов‚ она очень много работала — начала сниматься в кино с 13 лет. О том‚ как складывается жизнь за кулисами‚ знаменитая актриса кино и Театра имени Вахтангова рассказала корреспонденту «Красоты & здоровья» Марине Долиной.
Марина ДОЛИНА: Лидия, вы верите в судьбу?
Лидия ВЕЛЕЖЕВА: Да, и считаю, что судьба меня ведет. Многие важные события происходят в моей жизни благодаря счастливому случаю. Я не раз оказывалась в нужное время в нужном месте. Думаю, это было неспроста.
М. Д.: С каким чувством вы вспоминаете школьные годы?
Л. В.: Я и моя сестра Ирина учились в школе-интернате. Дело в том, что мама растила нас одна и вынуждена была работать на фабрике в две-три смены. Она рассказывала, что я и сестра росли настоящими маленькими разбойницами и оставлять нас без присмотра практически на целый день дома ей было просто страшно. Устроить детей в хороший интернат ей предложило руководство фабрики, так как она считалась ценным сотрудником. Причем по тем временам наше обучение стоило немалых денег: 120 рублей в месяц, то есть примерно половину маминой зарплаты. Несмотря на огромную нагрузку на работе, каждое утро мама приезжала нас проведать. Она была уверена, что мы проучимся в интернате буквально несколько лет, а потом она обязательно заберет нас домой. Но атмосфера в нашем учебном заведении была настолько теплой и творческой, что, когда после третьего класса мама приехала, чтобы увезти нас домой, мы с сестрой умоляли ее оставить нас учиться в интернате. Для мамы такой поворот событий стал неприятной неожиданностью, но она приняла все как есть, за что я ей благодарна. В интернате я занималась практически во всех кружках, которые там были, и привыкла к насыщенному жизненному графику. В старшем возрасте мне это очень пригодилось.
М. Д.: А как же ужасы, связанные с жестокостью преподавателей и нянечек в интернатах и детских домах?
Л. В.: Знаете, есть хорошая поговорка «Каков поп, таков и приход», и я абсолютно с этим утверждением согласна. Если директор интерната или детского дома любит детей, его подопечные ни в чем не будут нуждаться. И наоборот. Я сейчас много езжу по детским домам и интернатам, где иногда вижу хороший ремонт, новую мебель, красивые игрушки и… несчастные лица детей. Потому что самое важное во всех начинаниях — пресловутый человеческий фактор. Заставить людей отдавать часть своей души сиротам с помощью щедрых пожертвований спонсоров, к сожалению, нельзя. Именно поэтому отбирать персонал для работы в сиротских учреждениях надо тщательно. За все десять лет моей учебы в интернате только один раз я столкнулась с неадекватным поведением преподавателя. В младших классах у нас появилась воспитательница, которая к детям относилась весьма своеобразно. Если мы сидели за партой сутулясь, она не только страшно ругала, но и била провинившихся линейкой по рукам — пребольно, я вам скажу. Мы с сестрой недолго терпели такое отношение: как только мама приехала нас навестить, сразу пожаловались ей на жестокое обращение. Она поговорила с директором и с воспитателем, после чего эти унизительные сцены навсегда прекратились в интернате.
М. Д.: В чем, на ваш взгляд, отличие ребят, выросших в интернате, от их сверстников, получивших домашнее воспитание?
Л. В.: Мы выросли самостоятельными, дисциплинированными и ответственными людьми. Я всегда мысленно благодарю сотрудников интерната, которые помогли нам на практике ощутить, что все в наших руках. Мы сами наводили порядок в спальнях, классах, рекреациях и на этажах, сажали деревья в саду, строили теплицы и тир. Не у всех ребят из нашего интерната были родители, поэтому воспитатели внушали нам одно: надеяться в жизни надо только на себя. И эта привычка не ждать, когда «волшебник прилетит в голубом вертолете и бесплатно покажет кино», а самостоятельно сесть и придумать план конкретных действий для исполнения своих заветных желаний мне в жизни очень помогает. Думаю, многие одаренные и даже талантливые люди не могут добиться успеха именно потому, что ждут, когда кто‑то устроит их судьбу, вместо того, чтобы самим пробиваться в профессии.
М. Д.: Как вы попали на съемочную площадку?
Л. В.: Это было счастливое стечение обстоятельств. В 13 лет я решила отвезти свои фотографии на Киностудию имени Довженко, я ведь родилась и выросла в Киеве. Когда я пришла на киностудию, сотрудница, которой я отдала свою фотокарточку, пристально на меня посмотрела и попросила задержаться в приемной. Через несколько минут на меня вышла взглянуть ассистентка режиссера, который как раз искал юную актрису на главную роль в картине «Ожидание». Как ни странно, меня, совсем неопытную девчонку, утвердили, и на съемках этой картины я познакомилась с московским педагогом из Щукинского училища Юрием Васильевичем Катиным-Ярцевым. При встрече он сказал маме, чтобы я обязательно приезжала в Москву поступать в театральный. И хотя в Москву я действительно приехала, напоминать ему о нашем знакомстве постеснялась. Поступила сама, а он меня увидел только на лекциях и страшно удивился, что я не подошла к нему перед вступительными экзаменами.
М. Д.: Что бы вы посоветовали людям, которые мечтают об актерской профессии?
Л. В.: Трезво оценить свои силы. Потому что цветы, аплодисменты и фотосессии для глянцевых журналов — это лишь незначительная, хотя и весьма приятная составляющая нашей профессии. Однако большую часть времени мы проводим на съемочной площадке, причем работаем по 12–18 часов в сутки без выходных и больничных. Не говоря уже о таких «мелочах», как съемки ночью после дневной репетиции и спектакля или летних сцен поздней осенью…
М. Д.: Вы познакомились с мужем актером Алексеем Гуськовым задолго до того, как в вашей жизни появился достаток. С каким чувством вспоминаете первые годы супружеской жизни?
Л. В.: Сейчас люди буквально помешались на материальных ценностях, а мне кажется, что достаток и семейное счастье — вещи совершенно не взаимосвязанные. Я не понимаю, почему многие девушки, да и взрослые женщины тоже, думают, что если выходят замуж за богатого человека, то застраховывают себя от всех проблем. Деньги же можно не только заработать, но и потерять. И наоборот. Так что когда мы с Лешей начали жить вместе в общежитии, а потом в коммуналке, я знала, что бытовых проблем у нас будет немало. Но не могу сказать, что это помешало нашему семейному счастью. Когда финансы пели романсы, мы быстренько составляли список вещей, от которых в этом месяце придется отказаться совсем, или же урезали свои потребности. И ничего, выкручивались как‑то. В данный момент мы можем позволить себе некоторые радости жизни, но для нас обоих это не главное.
М. Д.: Что необходимо, чтобы мужчине хотелось возвращаться домой каждый день?
Л. В.: Уверенность в том, что дома его любят и ждут. Всегда. Сегодня женщины крайне требовательны к своим избранникам. Оглядываясь по сторонам, они обязательно находят подругу в шубке поновее и на машине классом повыше. И эта вечная гонка «быстрее, выше, сильнее» для мужчин не только утомительна, но и унизительна, особенно если добиться всех поставленных второй половиной целей супруг не может по разным причинам. Я думаю, если муж знает, что жена любит его и в печали и в радости, это важный аргумент для него в пользу того, чтобы беречь свою семью и дорожить отношениями с женой. Поэтому женщине надо почаще задавать себе вопрос не «что муж мне дал?», а «что я ему дала?». Это отрезвляет и дисциплинирует.
М. Д.: Что вы делаете, если чувствуете, что отрицательные эмоции вас переполняют?
Л. В.: В себе не коплю. Выплескиваю. Я уже давно поняла: если пытаешься отмахнуться от проблемы или поглубже загнать раздражение или обиду, этот негатив все равно прорвется наружу, только в самое неподходящее время. Поэтому лучше всегда выпустить пар.
М. Д.: Актеры — народ суеверный. Есть ли у вас какие‑то ограничения в профессии, связанные с субъективными соображениями?
Л. В.: Я действительно в своей профессии человек суеверный, поэтому, например, когда поступило предложение поехать на пробы на главную роль для картины «Мастер и Маргарита», категорически отказалась. Известно же, что это «нехорошее» произведение. По тем же соображениям не стала сниматься в мистическом фильме «Юленька». Испугалась. Еще я считаю, что даже во время съемок нельзя ложиться в гроб. Это создает режиссерам некоторые дополнительные сложности, но они относятся к моему пожеланию с пониманием. Потому что это не звездный каприз, а глубокое внутреннее убеждение.
М. Д.: Часто ли вы бываете на кинопремьерах?
Л. В.: Мне больше нравится смотреть кино дома на DVD. Я стараюсь покупать диски с картинами, получившими престижные награды на международных кинофестивалях в Каннах, Венеции, Берлине. Единственный человек, которому время от времени удается вытащить меня в кино, — мой младший сын Митя. Я, правда, честно его предупреждаю, что, если картина мне не понравится, встану и уйду.
М. Д.: Такие проколы бывают?
Л. В.: Редко. Достаточно посмотреть трейлер, чтобы понять, насколько талантлив режиссер, удачен кастинг актеров и хороша работа оператора.
М. Д.: А когда появляются картины с вашим участием, чье мнение стремитесь выслушать в первую очередь?
Л. В.: Главный критик для меня — муж. Еще я всегда приглашаю на премьеру близких подруг, которые не принадлежат к миру кино. Простое зрительское «нравится — не нравится» намного важнее сложных рассуждений киноведов о художественном своеобразии картины.
М. Д.: Какие театральные постановки кажутся вам сейчас наиболее интересными?
Л. В.: Я с большим любопытством наблюдаю за подрастающими актерами. Поэтому довольно часто хожу на спектакли театральных училищ.
М. Д.: Какие телепередачи вы смотрите с удовольствием?
Л. В.: Люблю познавательные и новостные программы. Больше всего, пожалуй, мне нравится канал «Дискавери».
М. Д.: Ваш старший сын уже закончил театральный институт. Вы помогаете ему пробиться в профессии?
Л. В.: Я бы и рада помочь, но Володю после окончания Щукинского училища пригласили в несколько известных театров Москвы и Петербурга, в том числе в наш, вахтанговский. В результате сын выбрал Театр имени Маяковского. Потому что не хочет, чтобы все его достижения — если таковые будут, конечно, — приписывали протекции матери…
М. Д.: Младший сын тоже станет актером?
Л. В.: Митя выбрал продюсерский факультет. Вот подрастет немного и будет заниматься пиаром всех членов семьи. (Смеется.)
М. Д.: Как складываются ваши отношения со второй половиной старшего сына?
Л. В.: Володя поступает весьма дипломатично — со своими подругами меня пока не знакомит. Я просто знаю, что он не одинок. И ничего плохого в этом не вижу. Пусть выстраивает отношения с женщинами сам, без участия третьих лиц, даже если это мама и папа. Когда сын сделает окончательный выбор, я с радостью познакомлюсь с его избранницей.
М. Д.: У вас есть своя материнская точка зрения, в каком возрасте мальчикам надо жениться?
Л. В.: Я не сторонница ранних браков. Всякое бывает, конечно, — есть примеры очень счастливых семей, созданных в возрасте 17 лет, но таковых меньшинство. И дело не только в материальных проблемах молодой семьи. К разводу в таких браках приводит неготовность молодоженов жертвовать своими интересами ради партнера, ребенка. Все‑таки сохранение отношений в паре — большая работа, и каждый из супругов должен хотя бы теоретически понимать, что у него появятся в браке не только права, но и обязанности. Вот почему я, именно как мама мальчиков, хотела бы, чтобы они психологически дозрели до создания семьи и сделали это осознанно, а не импульсивно. Также мне бы хотелось, чтобы со своими будущими женами они прожили какое‑то время в гражданском браке и их отношения прошли проверку временем. Я понимаю, что, будь я мамой девочки, наверное, рассуждала бы иначе, но у меня двое сыновей.
М. Д.: Какой вам представляется идеальная невестка?
Л. В.: Нас с сестрой мама всегда учила, что девочка должна быть доброй, сострадательной, умеющей прощать, а также аккуратной хозяйкой дома. Когда женщина встречает любимого вкусным обедом и ужином и держит дом в чистоте — это уже показатель ее отношения к мужчине, который с ней рядом. Если же элементарной женской руки в доме не видно, для меня, как матери, это было бы дурным знаком. Я считаю, что если жена любит своего мужа, она готова о нем ежедневно заботиться. И об этом часто своим сыновьям говорю.
М. Д.: Как у вас складываются отношения со свекровью?
Л. В.: Я благодарна Лешиной маме Любови Леонидовне, во‑первых, за то, что она родила моего мужа, а во‑вторых, за то, что она много времени и сил отдает нашим детям. Так как вместе мы не живем, мелкие разногласия, если и возникают, быстро сглаживаются. Тем более свекровь ведет себя по отношению к нам не только тактично, но и мудро. Даже если она становится свидетелем какой‑то семейной размолвки, никогда не вмешивается. Я очень уважаю ее и в каких‑то вопросах обращаюсь за советом именно к ней.
М. Д.: Вы в отличной физической форме. Это генетическая особенность вашего организма или же плоды кропотливого труда в тренажерном зале?
Л. В.: Жизнь — мой тренажерный зал. При такой загруженности в театре и кино времени на фитнес просто не остается. Достаточно вспомнить пластический спектакль «Берег женщин», после которого у каждой из актрис появляется ощущение, что она похудела на несколько килограммов.
М. Д.: Актеры часто снимаются помногу часов без перерыва. Есть ли у вас какие‑то неизменные привычки в питании?
Л. В.: Главное блюдо дня для меня — это горячее, желательно суп. На мой взгляд, для сохранения нормальной фигуры нужно не отказываться от любимых блюд, а вставать из‑за стола слегка голодной. Такой способ заботы о фигуре мне нравится больше, чем изнурительные диеты, дающие краткосрочный результат.
М. Д.: Чем вы руководствуетесь при составлении гардероба?
Л. В.: Предпочитаю женственные модели, подчеркивающие достоинства фигуры. Причем важно одеваться в соответствии со своими собственными представлениями о прекрасном, а не усредненными рекомендациями глянцевых журналов. Например, женщины средних лет в малиновых мини-платьях кажутся мне… как минимум закомплексованными. Это лишний раз подчеркивает, что даме далеко за 18. Тогда как при современном ассортименте в магазинах и авторских бутиках российских и зарубежных дизайнеров можно в любом возрасте подобрать наряд, который будет смотреться элегантно и стильно. Я люблю вещи от российских модельеров Юлии Яниной и Ирины Аликовой, а также французские и итальянские модные бренды.
М. Д.: Часто ли вы бываете в салонах красоты?
Л. В.: Три раза в месяц обязательно. В первую очередь стараюсь вырваться к нашему семейному стилисту Оксане Данскир, которая приводит в порядок мою прическу. За 20 лет мы с Оксаночкой научились понимать друг друга без слов, что, согласитесь, очень важно.
М. Д.: Что, по вашему мнению, главное для сохранения молодости кожи?
Л. В.: Качественное и регулярное очищение кожи — половина успеха в борьбе за красоту. Именно поэтому раз в неделю я делаю глубокий пилинг лица.
М. Д.: Есть ли у вас какие‑то секреты из арсенала народных средств?
Л. В.: Да, они всем известны, а главное, эффективны. Если состояние кожи вокруг глаз оставляет желать лучшего, я кладу на глаза пакетик спитого чая, а умываюсь по утрам минеральной газированной водой. Она не только освежает лицо, но и помогает проснуться.
М. Д.: Что вы думаете по поводу омоложения с помощью достижений современной пластической хирургии?
Л. В.: Это серьезный бизнес, о чем нельзя забывать, оказываясь на консультации у доктора. Моя подруга, например, решила сделать омолаживающую операцию, причем врач предупредил ее, что результаты окончательно будут заметны только через четыре месяца. В действительности она приходила в себя вдвое дольше, а результаты… Честное слово, ее страдания не стоили того. Она не помолодела, а просто изменилась. Я буду стареть достойно, не подправляя своих морщин скальпелем. Потому что понимаю: на оперативное вмешательство мой организм может отреагировать как угодно. Так что эксперименты я лучше буду ставить над собой на сцене, а не в реальной жизни.
М. Д.: Ваши пожелания нашим читателям?
Л. В.: Любви и мира в семье.
БЛИЦАНКЕТА
· Возраст, когда вы почувствовали, что неотразимы? 27–28 лет.
· Профессия, в которой вы принесли бы обществу много вреда? Бухгалтер.
· Любимое время года? не зима, главное, чтобы было тепло — весной, летом или осенью.
· Как долго вы восстанавливаетесь после серьезной роли? От трех месяцев до полугода.
· Любимые русские писатели? Островский и Достоевский.
· Сколько времени вы знакомы с ближайшей подругой? 25 лет.
Совет от Лидии Вележевой
Не завидуйте. Вместо того чтобы рассуждать о чьих-то достижениях, лучше сосредоточьтесь на собственной жизни. Так вы быстрее добьетесь успехов.