Электронные очереди в поликлиниках, современные методы обследования и сокращение время для диагностики сделали визит женщин к гинекологу более доступным. Популярные статьи о женском здоровье в СМИ тоже сделали свое дело, к выбору специалиста большинство представительниц прекрасного пола теперь подходят вполне осознанно.
Согласно ежегодному опросу женщин репродуктивного возраста (его проводят фармацевтическая компания «Гедеон Рихтер» и Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)) ключевым фактором выбора гинеколога является его профессионализм. Лишь треть женщин имеет «своего» врача: к одному и тому же специалисту обращается 32% опрошенных. Около половины опрошенных (47%) ощущают нехватку профессионалов в своем городе. Свой взгляд на эту ситуацию высказал Виктор Радзинский, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии с курсом неонатологии Российского университета дружбы народов:
«Сегодня мы уже живем в той реальности, когда женщина не просто слепо следует рекомендациям, она принимает непосредственное участие в вопросе выбора методов диагностики и лечения. Благодаря развитию Интернета, она знает достаточно много о заболеваниях и иногда способна «загнать в угол» своего гинеколога. Поэтому для обеспечения эффективного диалога врачи не должны отставать от пациентов, они должны постоянно развиваться и получать новые знания. Кроме того, чтобы женщины были привержены терапии, гинекологи должны объяснять логику своего назначения, вовлекать пациенток в обсуждение. Увы, пока далеко не все к этому готовы».
Возможно потому, что диалог врача и пациенток еще не до конца отлажен посещение врача-гинеколога для подавляющего большинства женщин является непростым испытанием и визит к доктору откладывается, увы, на потом. Лишь каждая четвертая женщина в возрасте от 18 до 45 лет немедленно обращается к специалисту в случае появления тревожных симптомов. Остальные предпочитают решать проблему самостоятельно.
Согласно исследованию ВЦИОМ этого года, основной причиной обращения к гинекологу, как и прежде, остаются профилактические осмотры (49%) и большинство женщин делает это достаточно регулярно: 74% посещает специалиста ежегодно, в случае появления тревожных симптомов наиболее типичным сценарием поведения, как и год назад, является ожидание. Опрос показал, что 59% женщин идут к врачу спустя некоторое время (если симптомы не проходят сами), еще 14% могут ждать довольно долго и обратиться за помощью к специалисту, только если ситуация заметно ухудшится.
«Если женщина не посещает специалиста раз в год или хотя бы раз в 2 года, мы не можем своевременно диагностировать многие заболевания, - предупреждает Виктор Радзинский. - Например, иногда мы сталкиваемся с настолько запущенными формами злокачественных новообразований, которые свидетельствуют о том, что пациентка не была у гинеколога более 5-7 лет. Это касается, например, рака шейки матки – заболевания, которое современная медицина может предотвратить, если выявить нетипичные изменения клеток своевременно».
Изменить отношение женщин к собственному здоровью и убедить их в необходимости своевременной профилактики направлен проект «Неделя женского здоровья» компании «Гедеон Рихтер», символом которого является алая гербера.
В субботу, 22 апреля 2017 года, в рамках XVII Весеннего фестиваля цветов, в Ботаническом саду МГУ им. М.В. Ломоносова «Аптекарский огород» состоится торжественное открытие первой в России выставки гербер, приуроченной к 280-летию со времени первого описания рода этого цветка, а также будут прочтены лекции специалистов по женскому здоровью.