
В России обожают турецкие курорты, турецкие сериалы и свежие продукты, среди которых цитрусовые традиционно на первом месте. Мы посетили Анталию и выяснили, как производителям овощей и фруктов вот уже тридцать лет удается сохранять любовь российского потребителя.
Каждый сезон на нашем рынке появляются новые продукты, но любовь к турецким овощам и фруктам остается неизменной. Секрет в том, что в Анталии самые высокие стандарты качества экспортируемой продукции, а ученые, производители и экспортеры постоянно изучают вкусы и предпочтения потребителей в России, куда отправляют третью часть всего экспорта — это свыше 3-х миллионов тонн в год.
В ТОП-5 самых популярных в России турецких продуктов входят цитрусовые, персики, абрикосы, томаты и виноград.
Помимо этих продуктов из Турции нам привозят огурцы, черешню, хурму, инжир, гранаты, перцы и многое другое. 
Свежее круглый год
Мандарины и апельсины всегда будут вне конкуренции, зимой они есть в каждом доме, радуют своей яркостью и сочностью.
Согласно статистике, россияне съедают в среднем по 6 кг мандаринов в год, из которых 1 кг — в январе.
Налегая на цитрусовые минимум три месяца в году, мы получаем немало пользы для здоровья: ускорение метаболизма и помощь в похудении, укрепление иммунной и сердечно-сосудистой системы, снижение уровня глюкозы в крови, большой витаминный и минеральный комплекс. Интересно, что турецкие ученые продолжают работать над выведением новых сортов цитрусовых, например, более ранних и совсем поздних, а еще стараются сделать так, чтобы у мандаринов не было косточек, а кожура апельсинов стала тонкой и легко счищаемой.

С тепличными овощами в Анталии похожая история. Например, томаты в современных теплицах выращивают непрерывно в течение всего года. Любопытно, что в некоторых теплицах помидоры растут в горшках — это система беспочвенного сельского хозяйства, когда используется грунт с полезными минералами.
В таких горшках созревают знаменитые турецкие помидоры сорта Beef, похожие на наше «бычье сердце» – крупные, красные и сладкие.
«В Анталии хорошо развито тепличное хозяйство: 50% турецких парников и теплиц находятся именно здесь. В них используются системы отопления и капельного орошения, – рассказал нам Умит Мирза Чавушоглу, президент Ассоциации экспортеров Западного Средиземноморья. – Кроме того, мы постоянно работаем над тем, чтобы минимизировать количество применяемых пестицидов и остаточных химикатов. Многие турецкие садоводы и фермеры используют в теплицах альтернативу химикатам, например, хищных насекомых или биологические ловушки для вредителей. Согласно Европейскому зеленому соглашению, остаточное количество пестицидов для продукции, поставляемой, к примеру, в Испанию, не должно превышать 4%. А средний показатель остатков пестицидов в овощах и фруктах, выращенных в Анталии, не превышает 0,3%».Вопрос безопасности свежих продуктов сегодня волнует всех. Многие люди даже моют импортные фрукты мылом или гелем для посуды, переживая за здоровье. Турецкие экспортеры заверили нас, что с их фруктами этого делать не надо. По словам господина Умита Мирзы Чавушоглу, наши страны находятся по соседству, овощи и фрукты уже на второй-третий день после сбора урожая оказываются на прилавках наших магазинов и часто вообще не нуждаются в обработке, а средства дезинфекции выветриваются и легко смываются обычной водой.

Новое меню
Улучшить качество уникальность выращиваемых в Турции овощей и фруктов помогают около 50 исследовательских институтов, где как раз и выводят новые сорта, исходя из потребностей как внутреннего, так и внешнего рынка. Самый крупный Сельскохозяйственный научно-исследовательский институт (BATEM) в Анталии был основан по приказу Ататюрка и работает с 1933 года. За прошедшие годы институт зарегистрировал 185 сортов растений, среди которых около 75 – это фрукты, еще 35 видов – овощи. Звучит впечатляюще, особенно учитывая то, что выведение нового сорта овоща или фрукта занимает 2-8 лет.
Сейчас в НИИ работают над новым сортом фиолетовых помидор, а чуть ранее был выведен белый гранат без косточек, то есть они в нем есть, но очень мягкие.
Как говорит Умит Мирза Чавушоглу, президент Ассоциации экспортеров Западного Средиземноморья, в последние годы у российского потребителя изменились вкусовые предпочтения: появился большой интерес к авокадо и питахайе, которую также называют драконьим фруктом. Вероятно, уже скоро в наших магазинах мы увидим все эти продукты. Ведь еще 15 лет назад баклажаны не пользовались особым спросом в России, а благодаря Турецким поставкам сегодня они занимают достойное место среди популярных овощей.«В Турции любят более мягкую хурму, поэтому выращиваемая у нас трабзонская хурма с плотной мякотью среди турков оказалась не очень популярной, а вот россиянам она очень понравилась. Мы расширили ее производство – специально для российского потребителя», – привел еще один пример господин Умит Мирза Чавушоглу.
Таким образом, экспорт турецкой продукции в Россию демонстрирует четкую тенденцию: качество, внимание к покупательским предпочтениям и адаптация под запросы рынка. Наблюдая за тем, как вручную упаковывается продукция, можно с уверенностью сказать, что труд и забота, вложенные в каждый плод, делают его не просто товаром, а истинным деликатесом, привлекательным для покупателей по обеим сторонам границы.
