Подпишись на нас в соц. сетях!


Как приучить ребенка к самостоятельности: советы от Михаила Лабковского



«Делать уроки с ребенком не надо! Собирать с ним портфель не надо! Спрашивать о том, как там, в школе, не надо!» — настраивает родителей психолог Михаил Лабковский. Полезна ли такая установка или в ней нужно что-то изменить?

shutterstock_900.jpg

Юлия Василькина.jpg




Юлия Василькина, психолог 






Юлия Верклова.jpg




Юлия Верклова, журналист, колумнист 






Начало осени для школьников еще практически продолжение каникул — встреча с друзьями, воспоминания о лете и минимальная загруженность на уроках. У родителей все иначе, они в стрессе: успеет ли чадо освоить такой объем новой информации, сможет ли  учиться на отлично или съедет на тройки. Тревоги, перемешанные с нервными срывами, отвлекают от главного — взросления ребенка. За излишним беспокойством этот интересный этап в жизни детей многие родители пролистывают, сами того не замечая. Зато постоянно бьют в колокола, наставляя школьника: «Пора взрослеть, быть самостоятельнее. Мы в твоем возрасте в школу ходили без провожатых и обед разогревали без помощи мамы, а ты уроки сам сделать не можешь». Но виноват ли в этом сам ребенок? 

shutterstock_1082946236.jpg

Начните с себя

Во многих случаях взрослые сами провоцируют ребенка на инертность, а потом обвиняют его в этом. «Посмотрите сначала на себя, я бы так посоветовала, — говорит Юлия Василькина. — Самостоятельность ребенка зависит прежде всего от психотипа, характера и взрослых, которые рядом. Ведь как обычно бывает — родители с рождения окружают свое чадо гиперопекой, делают за него то, что он способен выполнить без их помощи. Он может сам залезть на горку, но его обязательно будут придерживать, он способен есть сам — его будут кормить, он может снять башмаки — с него будут снимать. Если ребенок живет так с малого возраста, к школе у него уже накоплен опыт того, что за него все сделают. Проявить самостоятельность ребенку также мешает недоверие со стороны взрослых (я лучше знаю как; следуй тому, что я говорю и т. п.), а еще страхи за детские ошибки. Когда ребенок пытается себя проявить и сделать что-то самостоятельно, взрослые успешно эту инициативу перебивают, дают советы, настаивают на том, чтобы он делал так, как они это видят и считают правильным, вплоть до того, как рисовать ему дерево или кошку». А было бы гораздо полезнее для школьника, если мама и папа научатся спокойно воспринимать его неудачи, перестанут высказывать свои тревоги за будущее, а построят  дружеские отношения. Взаимопопонимание, доверие, легкость в общении, юмор дают куда больше пользы, чем постоянные назидания, упреки и жесткий контроль. Проверено временем  и родителями всех поколений школьников.

shutterstock_1087906343.jpg  

Опять двойка?

Вот еще одна болезненная тема для родителей. Иногда даже кажется (а может, это так и есть), что оценки больше тревожат мам и пап, а не детей. Дети, особенно в начальных классах, стремятся получать отлично только из боязни принести домой двойку и в школу ходят за оценками, не за знаниями. Но ребенок взрослеет, и отношение к оценкам у него меняется. В конце концов он понимает, что бал за знания — это просто некий символ, договоренность между людьми, причем не всегда справедливый. Вполне может случиться так, что гнаться за пятерками ему больше не интересно. И это тоже не повод для переживания родителей. Посредственная оценка не означает, что ваш ребенок не способный к наукам. Можно привести пример миллионов знаменитых и успешных людей, которые в школе были серенькими троечниками. Вот они в один голос скажут: «Оценка не показатель уровня знаний и талантов». 

«Оценка может говорить об отношении учителя к ученику, и ни для кого не секрет, что у учителей есть любимчики и изгои, в одинаковой ситуации один получит три, другой — четыре, — говорит Юлия Василькина. — Всегда этот параметр надо учитывать. Сейчас много тестовых работ, где личностный фактор снижен до предела, но и там учителя умудряются быть необъективными. К примеру, сокращают время на тест на 15 минут. Я бы рекомендовала относиться к оценкам спокойно. Если это два — понять почему. Может, не спланировал время, пропустил материал или ребенку нужна помощь. Не стоит требовать от школьника сплошных пятерок. Современная тенденция образования — правильно расставить приоритеты и не тратить силы на то, что является неважным. Скажем, оформление доклада по истории может быть интересно и доставит удовольствие будущему дизайнеру или издателю. Но так ли оно будет интересно будущему физику? Вряд ли! Будущий физик может позволить себе получить за эту работу четверку, а силы и время потратить на то, что ему больше нравится. А упреки: «Ты можешь на пять, у тебя хорошие мозги», — не позволяют расставить приоритеты».

Личный опыт 
«Я никогда не требовала от своих детей учиться только на отлично, — говорит Юлия Верклова. — Я пытаюсь объяснять им, что оценкой оценивают не их и даже не их знания в целом, а всего лишь степень усвоения конкретной темы. Не получил пять — постарайся понять, в чем провал, и залатать его (оценку при этом исправлять не обязательно). К тому же известно, что учителя часто снижают оценки за поведение, за почерк или просто чтобы причинить ребенку боль…»

Вместе за уроки

Стоит ли сидеть над ребенком и контролировать каждую букву или пустить процесс на самотек, чтобы развивать ответственность и самоконтроль? А может быть, все-таки делать уроки с ним вместе, тем самым дать понять ребенку, что он всегда к вам может обратиться за помощью и советом. Если вы не можете помочь ему по физике или химии, ну и не надо. Важно, что вы рядом, что вы поддерживаете и верите в него.  

«А вообще, не надо обобщать. С кем-то не надо делать уроки, а кому-то нужна помощь родителей и в старших классах, — считает Юлия Василькина. — Больше скажу. Школьная программа построена так, чтобы в подготовке учебных заданий участвовали и родители, и дети. Далеко ходить не надо: возьмите учебник окружающего мира за первый класс и посмотрите, сколько заданий дается родителям. Участие постоянное. С первого класса ребенку задают подготовить презентацию, доклад, проект, несмотря на то, что сам он еще ничего такого делать не умеет. И учителя точно понимают, что это задание для всей семьи. Участвовать или нет в этом — решение родителей. Те, кому не хочется снова возвращаться в школу, настаивают на самостоятельном выполнении всех заданий. Родители, интересующиеся школьной жизнью своего ребенка, окажут всю необходимую помощь, поделятся собственными идеями.

И будут вместе радоваться, если получат высокий балл за работу».

Личный опыт   
«Я не делаю домашнее задание со своими детьми, — призналась Юлия Верклова. — Но не могу осуждать тех, кто делает: дети разные, родители разные, для кого-то уроки — вообще единственный повод для общения. Старшему я сказала: «Школа — это специальное время в жизни, чтобы перепробовать все и выбрать свое. Если что, приходи советоваться. Ко второму классу он выбрал биологию, выиграл городской научный конкурс и дальше уже шел по этому пути без остановок, занимаясь исследовательской деятельностью и меняя школы по мере роста (школы искал сам в Интернете, экзамены сдавал легко). Сейчас учится в биоклассе лучшей школы страны. При этом он продолжает пробовать все — от исторической реконструкции до кулинарии. Будь он моим единственным сыном, я бы считала себя гением педагогики. Но у меня еще есть младший. Ему я тоже так сказала, но он ничего не хочет пробовать и большую часть жизни проводит в компьютерных играх. Там же заводит друзей, там же учит английский… Я в этом плохо разбираюсь и не могу быть ему ни советчиком, ни помощником. Это его мир, и я не пытаюсь его оттуда доставать: геймерство не угрожает жизни и не противоречит закону. Я его прошу только не запускать русский и математику, потому что их сдавать на ЕГЭ, а репетиторы моим бюджетом не предусмотрены. К счастью, когда он чувствует, что все-таки запустил, обращается ко мне». 

А теперь обнимашки

Обсуждать ли с ребенком прошедший школьный день? Этот вопрос в отличие от двух предыдущих у родителей вообще не стоял, пока в Сети не появились советы известных психологов. За ответом предлагаю обратиться к теории привязанностей и поразмышлять о роли родителей. Каждому ребенку важно, чтобы рядом был человек, который бы верил в него, радовался достижениям, которому не страшно рассказать самое сокровенное. «Непоправимый вред отношениям наносит категоричность, — уверена Юлия Василькина. — Почему не говорить о школе, почему обходить эту сторону молчанием? Взрослые обсуждают свои интересы, работу, ищут поддержку друг у друга. Конечно, нужно говорить о том, что связано со школой: как проходят уроки, как объясняет учительница, как общается с детьми, что его устраивает, что нравится, а что бы он хотел изменить. Это все заставляет ребенка думать, размышлять и находить стратегии выхода из сложных ситуаций. Очень человеческие отношения. На мой взгляд, главная цель родителей школьников — воспитать человека, который нашел бы в жизни свой интерес и этот интерес смог бы практиковать. Не просто лучше учиться по математике и не очень стараться по биологии, а выбрать математику или узкую ее специализацию и развивать ее вне школы. Набирать информацию с разных сайтов, обдумывать, анализировать ее, сопоставлять и выдвигать свои идеи — это хороший путь. Если школа научит учиться, а родители поддержат тенденцию, это усилит результат. И тогда к 11-му классу ваш ребенок подойдет с точным пониманием своих желаний — кем стать и чем заниматься. Сомнения, а вдруг он ошибется в выборе, тоже неактуальны. Сегодня все значимые открытия существуют на стыке наук — всегда можно найти себе место под солнцем. И еще важно, чтобы родители были на стороне ребенка. Если вас вызывают в школу и начинают жаловаться на сына или дочь, ваша задача не дать ребенку потерять свое лицо. Не кричите на него, не ругайтесь, демонстрируя, какой вы ответственный родитель и что осознали всю тяжесть проблемы. Это унижает маленького человека и ставит его в позицию: двое взрослых против него одного. Если проступок значим, держите позицию:  мы разберемся дома и вернемся к обсуждению случая позже. А дома откровенно поговорите, не обвиняйте, действуйте по ситуации. Даже если не согласны с поступком ребенка, старайтесь, чтобы он не пострадал психологически, пусть даже и понеся какую-то ответственность. Только так можно строить отношения, иначе легко теряется доверие, которое нарабатывается сложно».

Личный опыт 
«Наши беседы с сыновьями могут не касаться школы вовсе: со старшим обсуждаем генетические мутации, а с младшим какой-нибудь дурацкий ролик в «Ютьюбе», — говорит Юлия Верклова. — Но можем и об оценках говорить, и об одноклассниках, и об учителях — смотря что сегодня актуально. Я совсем недавно стала работать дома, это расширило темы разговоров. Когда работала в офисе, то возвращалась домой за пару часов до детского «отбоя». А говорить о школе на ночь — это вредно для нервной системы, лучше уж молча пообниматься».

Самое главное 

Если у школьника возникли трудности, родителям важно понимать, что это временное явление,  не стоит:
 переживать и огорчаться из-за возникших проблем. Ваша задача сейчас помочь и поддержать;
• огорчаться тому, что ребенок один не справляется со школьными заданиями, а вам лично предстоит провести за школьным столом, может быть, не один вечер;
• читать нотации по поводу плохих оценок — как правило, это снижает самооценку, усиливает  чувство неуверенности в своих силах;
• обсуждать проблемы ребенка с его друзьями и тем более корить его за то, что «у всех получается, а у него нет».

Рекомендуем

Привить ребенку любовь к здоровому образу жизни, научить налаживать отношения со сверстниками, подсказать, как победить лень и воспитать в себе чувство ответственности. Книги, которые мы рекомендуем, помогут решить эти и другие задачи!

4.jpg


Теория невероятностей

Ледерман В., «КомпасГид»
Новая книга Виктории Ледерман напоминает, с одной стороны, популярные кинофильмы вроде «Назад в будущее», «Интерстеллар» и подобные, а с другой — советские повести о школьниках, попавших в нетривиальные обстоятельства: «Баранкин, будь человеком!», «В Стране невыученных уроков», «Пропавшая буква» — лишь некоторые из возможных ассоциаций. Действие «Теории невероятностей» происходит в современной России, со всеми узнаваемыми атрибутами 2010-х.


2.jpgКак ходить в школу с удовольствием

Чеснова И., «АСТ»
Семейный психолог Ирина Чеснова в своей новой книге предлагает поговорить с детьми обо всем, что связано со школой: как не бояться неудач, победить лень и воспитать в себе чувство ответственности. Книга развеет страхи и подскажет, как выстроить хорошие отношения с одноклассниками и учителями. Научит прилагать усилия, верить в себя и не сдаваться, когда трудно. 




3.jpgДневник здоровья. 1 класс 

Кривопаленко Е. И., Кучегура Л. А., Рыбченко Е. И. и др., «Просвещение»
Каждая мама хочет, чтобы ее ребенок рос не только образованным и умным, но и здоровым. Для этого важно приучать его с детских лет к правильному образу жизни, прививать хорошие привычки. В этом поможет серия пособий «Дневник здоровья», выпущенная издательством «Просвещение» совместно с Институтом развития образования Омской области для учащихся начальных классов. Пособия научат ребенка следить за собой, помогут приобщить его к активному образу жизни и сформировать здоровые привычки.



1.jpgСмешные истории про школьную жизнь

Маршак С., Михалков С., Остер Г., Усачев А. и др., «АСТ»
В книгу «Смешные истории про школьную жизнь» вошли произведения современных авторов — Г. Остера, А. Лисаченко, А. Усачева — и произведения прошлых веков, XX и даже XIX: К. Чуковского, М. Зощенко, В. Осеевой, В. Драгунского... Школьники всех времен удивительно похожи, в каждой из историй этой книги ребята могут увидеть себя! 











Поделиться:
Автор:
07.11.2018
Наши рассылки

Проблемы с социализацией ребенка: как взрослый может помочь исправить ситуацию


MyCollages - 2024-09-12T134511.674.jpg


Для некоторых детей социализация является непростым процессом, который сопровождается страхами, тревогами, застенчивостью. Почему возникает такая проблема и что родители могут сделать в этой ситуации рассказывает эксперт.


Бушуева.png


Юлия Бушуева, эксперт в области воспитания детей, руководитель образовательного проекта от команды Максима Батырева Batyrev.Camp.


Если вы заметили, что вашему ребенку сложно найти общий язык со сверстниками или он совсем ни с кем не общается, стоит обратить на это внимание и помочь ему социализироваться. Почему ребенку сложно социализироваться в обществе.

Начнем с того, что социализация — процесс, который позволяет ребенку коммуницировать с другими людьми. Результатом такой коммуникации будет то, что он усвоит определенные нормы поведения, которые будут характерны для его окружения. И эти нормы могут отличаться от тех, что приняты в обществе. В основном проблемы социализации возникают из-за нескольких причин.

Нехватка общения

Когда ребенок не имеет возможности взаимодействовать с окружающими, особенно со взрослыми, это может серьезно повлиять на его способность общаться. Если взрослые не уделяют достаточно времени или не проявляют желание общаться с ребенком, это может привести к тому, что он перенесет такой опыт на отношения с ровесниками, что еще больше усилит чувство одиночества.
Иногда такая ситуация может быть связана с особенностями личности. Некоторые дети по своей натуре более замкнуты или застенчивы, и в таких случаях требуется более интенсивная работа над их социализацией, чтобы помочь им развить навыки общения.

Ссоры в семье

Когда родители ссорятся друг с другом, проходят через развод или другие семейные трудности, это оказывает негативное влияние на ребенка. В этой ситуации вполне могут возникнуть проблемы с социализацией.

MyCollages - 2024-09-12T134002.449.jpg

Как развод родителей влияет на будущее детей и их характер: спросили у психолога

Неумение правильно строить диалог

Дети не всегда понимают, как правильно вести диалог с другими людьми. Они могут не здороваться и не проявлять вежливость. Так, на одной из недавних программ мы обучали 15-летнего подростка здороваться. Обычно он опускал глаза и тихо произносил «Привет». Мы объяснили, что необходимо смотреть в глаза собеседнику, а затем громко и четко обращаться к нему по имени.

Недостаток общения

Излишние ограничения или, напротив, чрезмерная свобода, предоставленная ребенку, могут стать причиной возникновения проблем в общении. Помимо этого, физические или психологические расстройства, влияние школьной среды, а также чрезмерное увлечение современными технологиями могут также способствовать возникновению сложностей в процессе социализации.

Как родители могут помочь ребенку с социализацией

Чтобы ребенок справился с трудностями социализации, важна активная помощь взрослых в этом вопросе. Нужно говорить с ребенком, затрагивать тему его чувств и эмоций, учить правильно доносить свои мысли и желания. Родители должны поддерживать его в общении с другими людьми, неважно, взрослые это или дети. Стоит наблюдать за ребенком со стороны, смотреть на его реакции и поведение во время игр.
Участвуя в групповых занятиях, например, в клубах по интересам, творческих или спортивных секциях, ребенок может развить навыки коммуникации. В дружеской среде вместе со сверстниками сделать это проще, особенно если родители окажут должную поддержку. Важно хвалить ребенка, чтобы закрепить его успех. Создайте в семье доверительную атмосферу, чтобы ребенку не было страшно говорить о своих переживаниях и чувствах.

Если родителю сложно справиться с задачей социализации ребенка самостоятельно, стоит обратиться за поддержкой к специалисту, будь то психолог, педагог или наставник, который поможет направить развитие социальных навыков в нужное русло. Для этого есть онлайн-школы, предлагающие программы, специально разработанные для развития коммуникативных навыков.

дзен.jpg
Поделиться:
Автор: Редакция
Фото: Fotodom/Shutterstock
12.09.2024

Брат против сестры: как помочь детям, если они постоянно ссорятся


MyCollages (29).jpg

Конфликты между братьями и сестрами — это естественная часть семейной жизни. Однако частые ссоры могут стать источником стресса не только для детей, но и для родителей.

Исследования показывают, что агрессия между братьями и сестрами достаточно распространена. Родители могут найти множество ресурсов для воспитания детей, включая книги, социальные сети, подкасты и курсы. Многие из них подкреплены исследованиями и доступны онлайн или через семейные центры. Однако агрессия между братьями и сестрами редко обсуждается в литературе для родителей и образовательных курсах. Большинство книг и программ фокусируются на отношениях между родителями и детьми и позитивной дисциплине, игнорируя отношения между домочадцами. Программы, направленные на братьев и сестер, часто фокусируются на соперничестве, а не на агрессии.

Агрессия между детьми в семье часто воспринимается как нормальное и безобидное соперничество. Общественное мнение склонно преуменьшать негативные аспекты отношений между братьями и сестрами, фокусируясь на положительных. Тем не менее агрессия между детьми может иметь серьезные последствия и требует внимания.
MyCollages (30).jpg
Без ссор и торга: как уменьшить время, которое ребенок проводит перед экраном гаджетов

Влияние родителей на отношения между братьями и сестрами

Воспитание играет ключевую роль в формировании отношений между братьями и сестрами. Личностные и возрастные различия также влияют на качество атмосферы внутри семьи. Родители должны обучать детей навыкам общения и являются примером для подражания. Поэтому неэффективные родительские реакции могут усугубить агрессию между детьми.

Примеры неэффективных родительских реакций

Невмешательство: игнорирование конфликтов или совет детям самостоятельно решать их, что неэффективно для маленьких детей, которые не обладают навыками разрешения спорных ситуаций. Примечание: метод контролируемого «невмешательства» может работать только с подростками.

Управление реакциями: вмешательство в пользу одного ребенка (чаще всего младшего) или наказание за ссоры не способствуют развитию социальных навыков и может вызвать обиды. Проявляйте к детям равную эмпатию.

Допущение физической агрессии: поощрение или оправдание физической борьбы как способа разрешения конфликтов.


Родители должны фокусироваться на ребенке и использовать коучинг или посредничество. Важно научить детей видеть точки зрения других и сообщать о своих эмоциях. Родители должны помогать детям находить решения конфликтов вместе.

Комментируйте ситуацию, разговаривайте с детьми и обсуждайте и разбирайте конфликт — научите детей слушать друг друга.

Обязательно установите правила, запрещающие насилие и оскорбления. Позитивная атмосфера в семье создается благодаря обучению детей навыкам разрешения конфликтов и управления эмоциями.


Управление конфликтами между детьми — это непростая задача, но она абсолютно выполнима. Братья и сестры могут стать не только соперниками, но и лучшими друзьями, если родители вовремя научат их понимать друг друга.
дзен.jpg
Поделиться:
Автор: Яна Анцупова
Фото: Fotodom/Shutterstock
12.09.2024

Друг или авторитет: кем лучше быть для своего ребенка


MyCollages - 2024-09-06T145702.049.jpg

Авторитет и друг — это очень схожие и близкие понятия. Авторитет может быть другом, а друг может быть авторитетом. При этом авторитет — это не деспот, либо тиран, это некий эталон и образец для подражания, на которого ребенок хочет быть похожим. Какую же роль выбрать для себя в отношениях с ребенком?

Бушуева.png

Юлия Бушуева, эксперт в области воспитания детей, руководитель образовательного проекта от команды Максима Батырева Batyrev.Camp.

Зачем ребенку нужен авторитет

Авторитет для ребенка — это основа его стабильности и уверенности в мире. Это не просто сильная личность, которая выражает свое мнение. Это тот, кто показывает твердость и последовательность в своих действиях. Когда дети пытаются испытать границы, авторитетные родители дают понять, что есть четкие правила и нормы, которые нужно соблюдать.

Имея перед собой пример авторитетной фигуры, ребенок ориентируется в окружающем мире. Он понимает, в какое время нужно вставать, как должно выглядеть правильное питание и какие есть нормы поведения в обществе. Это создает стабильную и безопасную среду, где ребенок может развиваться. Ребенку важно знать, как окружающие люди относятся к его родителям, кем работают его мать и отец. В глазах ребенка мама и папа — самые умные, сильные и добрые.

Как стать авторитетом для ребенка

Авторитет не дается автоматически; его нужно завоевывать и быть последовательными. Такие родители устанавливают границы, но при этом не подавляют волю ребенка, а помогают ему осознавать свои поступки и учиться на ошибках.

1. Будьте уверены при разговоре с ребенком

Во время занятий или совместной деятельности с ребенком старайтесь говорить четко и уверенно. Избегайте излишне ласковых интонаций и несерьезных фраз. Ребенок должен понять, что текущее занятие важно, поэтому ему нужно слушать и воспринимать информацию всерьез.
Вместо указаний и приказов рассказывайте ребенку о своем опыте и предпочтениях. Например, «Я люблю читать, потому что это помогает мне переживать разные приключения». Затем спросите, что нравится ему. Такой подход создает связь и делает вас другом, а не просто наставником.

2. Подавайте пример и придерживайтесь установленных правил

Ребенок во многом копирует своих родителей, и если в семье чтение книг, занятия спортом и другие полезные активности — норма, то и у него будет развиваться интерес к этому.
Ребенку важно, чтобы в семье существовали четкие правила, которые соблюдают все домочадцы. Например, если ему нельзя совершать какие-либо действия, то и родители должны придерживаться этого правила. Единство в правилах усиливает их значимость и помогает поддерживать авторитет.
MyCollages - 2024-09-06T151809.368.jpg

3 вопроса, которые нужно обсудить с бабушками и дедушками прежде, чем отправлять к ним детей

3. Уважайте желания друг друга

Совместные занятия должны быть интересны и взрослым, и детям. Обсудите с ребенком планы на выходные, предложите несколько вариантов. Важно, чтобы учитывались желания всех членов семьи, что формирует баланс между интересами родителей и детей.
Не нужно полностью растворяться в жизни ребенка. Позволяйте ему развиваться самостоятельно, переживать свой опыт и принимать решения. Постоянное внимание и контроль могут утомить ребенка и снизить его стремление к самостоятельности.

4. Выполняйте обещания

Нарушение обещаний может подорвать доверие ребенка к вам. Поэтому, если вы что-то пообещали, важно это выполнить. Такие действия укрепляют авторитет и создают атмосферу надежности в отношениях.

Как стать другом для ребенка

Дружба с ребенком — это не просто приятельские отношения, а возможность построить глубокое и доверительное общение. Родители часто совершают ошибку, пытаясь давить своим авторитетом, что приводит к дистанции. Для построения дружбы важно видеть в ребенке личность, независимо от его возраста.
Настоящая дружба с ребенком требует честности, умения признавать ошибки и искренне просить прощения. Никогда не унижайте ребенка, особенно при других, и не пытайтесь заставить его делать то, что ему не близко. Проявляйте интерес к его увлечениям, уважайте его мнение и проводите с ним качественное время. Только через такие отношения можно сохранить доверие и укрепить эмоциональную связь с ребенком.
Чтобы родителю стать другом для ребенка, важно больше хвалить и меньше критиковать, не унижать его достоинства и не осуждать его мысли, фразы или чувства. В противном случае родитель не сможет быть ни другом, ни авторитетом. Тогда ребенок найдет эти качества в ком-то другом, возможно, на улице. Авторитет и дружба — тесно связанные роли, и важно уметь балансировать между ними. Родителю нужно быть примером и в то же время поддерживать, помогать, давать советы или даже молчать, когда это необходимо.

дзен.jpg
Поделиться:
Автор: Редакция
Фото: Fotodom/Shutterstock
07.09.2024

Если ребенок не хочет идти в школу: 6 причин и советы для родителей


MyCollages - 2024-08-30T171816.391.jpg


Если ребенок говорит, что не хочет идти в школу, необходимо разобраться в причинах. Одно дело, если ему просто надоедает одно и то же действие, но могут быть и более серьезные причины. 

Лень или отсутствие мотивации

Бывают семьи, где родители образованные, начитанные люди, прививают ребенку понятие, что образование необходимо. Но, несмотря на это, их чадо может неделями не посещать школу, мастерски шифруясь, пока правда не вскроется на одном из родительских собраний. Или посещают школу, но собираются медленно, с неохотой, постоянно задают вопрос: «Ну зачем я туда иду?», при любой возможности прогуливают некоторые предметы.
«Что делать?» — главный вопрос родителей, столкнувшихся с этой бедой. Скорей всего, у ребенка отсутствует мотивация. В XXI, когда в свободном доступе масса информации, мнение родителей уже не считается единственно верным. Поэтому на мотивацию ребенка могут оказывать влияние различные факторы.
Фактор №1. Не понимает, зачем получать образование. Возможно, ребенок не видел перед собой наглядного предмета, как образование помогло в жизни добиться успеха, а потому не верит в необходимость трудиться ради «корочки». Это особенно актуально в современном мире, где блогеры школьного возраста зарабатывают свои первые деньги. Однако мало кто задумывается, что будет, если аккаунт заблокируют.
Фактор №2. Ребенку не нравится учебный процесс. Преподаватели ставят оценки предвзято, дают минимум информации, школьные порядки доведены до абсурда, ученик считает, что некоторые предметы ему в жизни не пригодятся.
Фактор №3. Патологическая лень и апатия, связанная не столько с психологией, сколько с физиологией. Тогда помочь определить причину поможет врач. Обычно это заметно: ребенок не проявляет интерес ни к чему, у него нет хобби, он безынициативен не только в школе, но и дома, много спит, плохо себя чувствует хронически.

Чтобы сформировать правильную мотивацию, нужно отталкиваться от причины. Если ребенок не понимает, зачем нужно образование, если родителям оно никак не пригодилось, то стоит найти оптимальный ответ, который бы удовлетворил вашего ребенка. Ответы вроде: «так надо», «трудиться нужно через силу» точно не помогут. У вашего чада сформируется неверный посыл, что работа и вообще взрослая жизнь не приносит удовлетворения.

Но при этом не стоит ударяться в радужные рассказы о том, что работа должна быть любимым делом, если вы на собственном примере демонстрируете обратное. Важно найти баланс, объяснив, что образование увеличивает шанс получить хорошую работу, так почему бы им не воспользоваться, чтобы потом не жалеть о том, что нельзя переиграть свое прошлое? Также образование расширяет кругозор, способность мыслить, осваивать смежные профессии. Причем, школа не всегда дает ребенку все необходимые знания, или оценка может не соответствовать действительности. Поэтому не стоит равняться только на одобрение учителя, а важно иметь хобби, увлечения, желание самостоятельно изучать интересующие дисциплины, проходить курсы для изучения языков онлайн и тому подобное. Задача родителей — поспособствовать получить необходимые знания даже в условиях, если школа не дает то, что ученику требуется.

Боится «двоек», не понимает предмет

Зачастую «двоек» боятся не дети, а родители. Именно мы доносим до ребенка посыл, что с плохой оценкой он сразу становится неполноценным, его отругают или накажут. Иногда ребенок испытывает такой колоссальный стресс из-за неодобрения родителей, что боится идти домой. Нам кажется это странным, но ведь ежегодно из-за проваленного ЕГЭ происходят случаи суицида. 

Постарайтесь меньше акцентировать внимание на оценках и больше на знаниях, которые откладываются в голове ребенка. Конечно, нельзя впадать в крайности, и если нужно пересдать «двойку» для перехода в другой класс или получения аттестата, то необходимо приложить все усилия и помочь ребенку справиться. Но ваша задача — растолковать маленькому человеку, что отметки — понятие субъективное, так как их обычно ставят живые люди.

Если же у вашего ребенка полное непонимание какого-то предмета, то причина может быть в том, что он пропустил несколько уроков из-за болезни. Тогда важно помочь ему наверстать упущенное. Вторая причина — учитель плохо объясняет предмет или слишком торопится, равняясь на лучших учеников (тех, кто схватывает на лету). И, наконец, иногда стоит признаться самому себе, что для физики или черчения ваш ребенок просто не создан, это не его направление.

MyCollages - 2024-08-30T170846.338.jpg

Хроническая усталость

Отсутствие мотивации может быть и от хронического переутомления. Хорошо, если усталость физическая — пару дней полежал, и все хорошо. А если перегрузка эмоциональная или интеллектуальная? Например, ребенок устал от количества информации, которое на него вываливают, или от шума и общения с парой десятков одноклассников и десятка учителей. Бывает и такое, что ради своего честолюбия родители отдают чадо в школу с углубленным изучением каких-либо дисциплин и сложной программой, но не каждый ученик способен ее освоить. И совсем не потому, что он глуп, просто у всех разная скорость восприятия и запоминания информации, разные мыслительные процессы.

Если продолжать требовать от ребенка то, что он не тянет, он начнет размышлять в русле: «Я неудачник, я не оправдал ожиданий родителей, я глупый» — заниженная самооценка обеспечена. И однажды наступает момент, что информация перестает усваиваться, пропадает интерес к учебе. И выходные тут не спасут. Если самим не удается разобраться в этих сложностях, то обратитесь к психологу. Постарайтесь снизить нагрузку и давление на ребенка.

По каким признакам можно легко распознать переутомление у школьника?
  • ребенок капризный, раздражительный;
  • нарушен сон;
  • пропал аппетит;
  • ребенок часто болеет;
  • ребенок рассеянный, не может ни на чем сосредоточиться.

Конфликт с учителем

Иногда ребенок вдруг наотрез отказывается идти в школу, причем, у него появляются соматические симптомы: тошнота, рвота, боли в животе. Но как только ребенку позволяют не идти в школу, то все моментально проходит. Если ребенок нормально ходил в школу, а потом резко перехотел, то, очевидно, он испытывает страх там появиться. Возможно, произошел какой-то конфликт. Причем, он может побояться сказать об этом родителям по ряду причин:

  • считает, что взрослые его проблему сочтут пустяковой;
  • думает, что конфликт произошел по его вине, и родители будут его ругать;
  • не знает, как сказать из-за отсутствия доверительных отношений в семье;
  • воспитан таким образом, что все проблемы нужно решать самостоятельно.

Если ребенок маленький (первый, второй классы), то равнодушие учителя может воспринять как проявление того, что его недолюбливают. А если на его вопрос учитель не ответит, то ребенок затаит обиду. Дети постарше, в принципе, уже в состоянии распознать, когда преподаватель к ним придирается и не объективен.

Если вы подозреваете учителя в неадекватном отношении к вашему ребенку (занижает оценки, оскорбляет и тому подобное), начните с разговора с классным руководителем. Постарайтесь сразу не проявлять агрессию, а спокойным голосом сказать, что ваш Петя уважает своего классного руководителя, и вы верите ей, как профессионалу, что она сможет решить конфликт, не прибегая к травмирующим психику ребенка способам.
Порой родители просто сами боятся или не умеют отстаивать позицию своего ребенка, и на слова директора о том, что ученик сам спровоцировал учителя, сразу тушуются и соглашаются.

В зависимости от поведения учителя, родители могут выбрать разную тактику. Иногда одного разговора достаточно, чтобы заручиться поддержкой и пониманием преподавателя. Иногда проще объяснить ребенку, что у учителя свои особенности характера (например, громко кричит), и на это нужно просто не обращать внимание. А бывает такое, что приходится переводить свое чадо в другой класс.

MyCollages - 2024-08-30T170103.251.jpg

Конфликт с учениками

Дети порой бывают очень жестоки. В отдельно взятом коллективе (классе) может сложиться нездоровый микроклимат, и ваш ребенок может оказаться объектом травли по любой причине: материальное положение, одежда, оценки, речь, характер, сложности в семье и многое другое. Его могут как игнорировать и подавлять морально, так и применять физическое воздействие.

Как понять, что Ваш ребенок стал объектом травли в школе?

  • на теле стали появляться травмы (синяки, ссадины);
  • подавленное состояние школьника;
  • отказ посещать коллективные мероприятия, где есть одноклассники;
  • вашего ребенка не приглашают на дни рождения и другие праздники;
  • вам кажется, что у вашего ребенка нет друзей;
  • пропадают или подвергаются порче вещи;
  • на вопросы об одноклассниках ваш ребенок не отвечает, уклоняется от темы, замыкается.

Первым делом, нужно понять причину: дело в вашем ребенке или нет. Иногда дети переживают из-за вхождения в новый коллектив и начинают неосознанно вести себя более агрессивно, как бы предвосхищая нападки, сами могут невзначай оскорбить одноклассника. Но бывает и такое, что ваш ребенок не делал ничего плохого, однако по каким-то причинам оказался жертвой неадекватного отношения со стороны ровесников.

Постарайтесь не ввязываться в конфликт с родителями обидчика, пока не соберете максимум информации и доказательств. Обязательно поговорите с учителями и классным руководителем. Они могут не обратить внимание на конфликт учеников, пока вы на этом не сакцентируете внимание. Если преподавательский состав пойдет вам навстречу, то они могут посодействовать в решение конфликта или помочь перевести ребенка в другой класс.
Научите ребенка самостоятельно решать конфликт там, где это возможно, чтобы он не терял самостоятельности. Но старайтесь «держать руку на пульсе», так как ситуация может зайти слишком далеко и оказаться вне сил и компетенции ученика. Сам ребенок может быть не в состоянии оценить масштаб бедствия, поэтому важно быть в курсе ситуации. У взрослого больше опыта и рычагов давления.

Личная трагедия

Если ваш ребенок только недавно перешел из детского сада в школу, то он мог объективно еще не привыкнуть к новому образу жизни и распорядку дня. Адаптация происходит в стандартной ситуации 2-3 месяца, но иногда затягивается до года. Порой оказывается, что ребенок для школы не созрел психологически, и его слишком рано отдали в первый класс.

Перед тем, как обращаться за помощью к психологу, поговорите с ребенком о школе, выясните у него, что ему нравится, что нет, постарайтесь найти позитивные моменты в том, что он пошел в школу.

У подростка же совсем другие проблемы: у них может происходить гормональный скачок, ломается голос, появляются прыщи, зашкаливают эмоции. Они в принципе с трудом справляются со своим телом и чувствами.  Иногда ответ «не хочу в школу» оказывается протестом против воли родителей. Важно найти в близком кругу человека (учитель, любимая тетя, старший брат), кто остается для вашего ребенка авторитетом, и через него передавать ваши пожелания, посылы и предосторожности.

Также могут накладываться и другие причины: ребенок оконфузился (например, проходил весь день с расстегнутой ширинкой), влюбился и оказался отвергнут, у ребенка стресс из-за развода родителей, он попал в плохую компанию.

Если у вашего сына или дочери неразделенная любовь, то постарайтесь чаще успокаивать его, объяснять, что редко у кого первые чувства перерастают в брак и что-то серьезное, и это можно пережить. И лучший способ доказать это человеку, который тебя отверг, — оставаться счастливым несмотря ни на что. Чуткий родитель знает, как найти подход к ребенку и утешить его.

Не бойтесь обращаться к психологу, главное — найти хорошего специалиста и не заставлять ребенка идти к нему силой. Также человек, у которого есть хобби, увлечения, в которых он хорош, легче переносит стресс, ему есть, чем заполнить пустоту. Так что обязательно поддержите увлечение ребенка, не высмеивайте его. Вы не можете знать наверняка, какое умение пригодится ребенку в будущем — программирование или пение. Относитесь к желаниям и интересам своих детей с уважением.

дзен.jpg

Поделиться:
Автор: Анастасия Кошелкина
03.09.2024

Обнимая отпустить: как создать здоровые границы в отношениях со взрослыми детьми


MyCollages (27).jpg

Почему установление границ — это акт любви, а не отказ.

Отношения между родителями и взрослыми детьми могут быть как источником радости, так и стресса. Установление границ становится ключевым элементом этих отношений, позволяющим взрослым поддерживать свое эмоциональное и психологическое благополучие. Определенные правила взаимоотношений помогают создать здоровую динамику, в которой обе стороны могут уважать друг друга, избегая конфликтов и недопонимания.

Признание необходимости границ

Границы защищают благополучие родителей и детей, а также способствуют поддержанию здоровых отношений. И вот, что следует принять:

  • Установление границ способствует взаимному уважению и предотвращает конфликты. Важно построить диалог со своим ребенком и определить, что в ваших отношениях приемлемо, а что нет.

  • Поощрение независимости взрослых детей способствует их самостоятельности. Дайте понять своему ребенку, что его жизнь теперь под его ответственностью и не нарушайте эту установку. Дети учатся постепенно сепарироваться от родительской опеки и становятся самодостаточными личностями, способными самостоятельно принимать решения.

  • Сохранение своего личного пространства защищает собственное время и интересы родителей. Важно понимать, что после того, как родитель вырастил своего ребенка, он должен больше сфокусироваться на своих увлечениях и желаниях, не испытывая чувство вины.

  • Границы предотвращают обиду. Чрезмерная вовлеченность и опека над уже взрослыми детьми могут вызвать серьезные конфликты между членами семьи.

  • Здоровые границы — ключ к укреплению отношений. Когда каждая сторона понимает, что его чувства и решения уважают, появляется ответная любовь и поддержка.

Переход детей во взрослую жизнь

Родителям важно понять, что ребенок вырос, имеет собственные интересы, цели и проблемы. Такой подход помогает построить эффективные границы.

Содействие автономии

Отношение к детям как к взрослым помогает им осознать ответственность за свою жизнь. Родителям необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельно следить за своим здоровьем, образом жизни, финансами и отношениями.

Доверие и поддержка независимости детей являются ключевыми для их успешного перехода во взрослую жизнь. А установление четких, но гибких границ помогает детям развивать чувство ответственности.

Принятие решений детьми

Дети должны учиться принимать собственные решения, даже если они отличаются от ожиданий родителей. Ребенок должен сам совершить ошибки и усвоить первые уроки взрослой жизни.

Предоставление детям возможности самостоятельно решать проблемы способствует развитию их навыков справляться с повседневными трудностями. Родители должны уважать автономию своего взрослого ребенка и понимать, что иногда он не хочет прислушиваться к их советам.

Уважение к границам детей

Дети должны иметь возможность устанавливать свои собственные правила и границы так, как это могут делать родители. Взрослые должны уважать их выбор и интересы, не вмешиваясь без необходимости.

Единственное в чем можно помочь ребенку, это дать легкое руководство и поддержку в установлении границ.

Признание индивидуальности ребенка

Дети должны осознать самого себя вне семейной системы. Когда ребенок сепарируется от родителей постепенно запускается процесс самопознания, который включает формирование собственных мнений и ценностей, не обязательно повторяющие убеждения других членов семьи. Родители в свою очередь не должны навязывать ему свое мировоззрение.

Родителям следует поддерживать детей, не подавляя их волю, чтобы способствовать формированию чувства собственного достоинства.

Формирование новых отношений

«На этом этапе развития уместно сосредоточиться на том, чтобы быть наставником, а не режиссером в жизни своего ребенка», — говорят психологи.

Установка и моделирование здоровых границ

  • Осознание собственных потребностей и ограничений.

  • Честный разговор с детьми о границах приемлемого и неприемлемого поведения. Объясните ребенку причину новых правил и попросите их высказать свое мнение.

  • Объяснение причин и приглашение к диалогу. Гибкость границ должна проявляться в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Именно поэтому важно открытое обсуждение и переговоры при установлении границ.

  • Умение говорить «нет» без чувства вины. Отказывать детям в просьбах, которые нарушают ваши личные границы.

  • Моделирование желаемого поведения. Будьте для детей примером и уважайте их границы так, как хотели, чтобы принимали ваши правила.

  • Последовательное соблюдение установленных границ. Последовательно и неукоснительно придерживайтесь своих правил, в противном случае они не будут восприниматься детьми всерьез.

  • Приоритет собственного благополучия. Выносить на первый план личные потребности — нормально. Заботьтесь о своем физическом, психическом и эмоциональном здоровье, дайте понять это и своим детям.

Определение личных ограничений

Финансы:

Граница: «Нет, я не могу одолжить вам крупную сумму денег, но могу помочь в составлении резюме и отправить его своим знакомым, чтобы расширить варианты для поиска работы».
Важно показать детям, что вы ответственно относитесь к финансам, но готовы помочь и поддержать, например, при поиске работы или составления бюджета.

Время и доступность

Граница: «Мне приятно проводить вместе время, но на сегодня у меня уже есть планы. Я буду рада, если в следующий раз вы заранее предупредите меня о своем визите».
Установление границ по времени и необходимости предупреждения о визитах, конечно, тоже самое вы делаете и по отношению к своим детям.

Комиссия

Граница: «Если вы намерены жить с нами какое-то время, тогда нам следует распределить обязанности по дому и совместный бюджет».
С самого детства приучайте их к работе по дому и самостоятельности, чтобы во взрослом возрасте они ценили труд и также были вовлечены в домашние обязанности.

Личное пространство

Граница: «Так как мы пользуемся одной кухней, следует убирать после себя посуду и остатки еды, чтобы ваш беспорядок не становился ответственностью другого человека, который после вас будет готовить здесь».
Уважение к личному пространству детей и требование также принимать и ваши границы и правила.

Личные вещи

Граница: «Если вы хотите одолжить мою вещь, обязательно предупредите меня об этом, чтобы я не беспокоилась, если внезапно обнаружу пропажу».
Уведомление об одалживании вещи и необходимости возврата.

Границы — это не барьеры для любви, а своеобразные маяки, которые направляют нас к здоровым отношениям. Установив определенные правила, вы не только защитите свои интересы, но и обеспечите безопасность и комфорт вашим взрослым детям.
дзен.jpg

Поделиться:
Автор: Яна Анцупова
Фото: Fotodom/Shutterstock
02.09.2024
 

Актуальные статьи

Огурец в главной роли: простые салаты из TikTok, которые вы точно захотите попробовать
Рецепты для тех, кто ищет простые, вкусные и полезные рецепты салатов, которые очень легко и быстро приготовить.
2 часа назад
Молодо-зелено: эффективны ли экстракты трав в составе косметики и какие из них особенно хороши
Уход за кожей с фитокомпонентами всегда кажется особенно правильным и полезным. Узнаем, так ли это на самом деле.
4 часа назад
Двойственная душа: кто такой амбиверт
В современном мире, где социальные взаимодействия и личные границы переплетены, многие из нас чувствуют себя так, будто застряли между двумя крайностями — активными экстравертами и скрытными интровертами.
сегодня
Врач рассказал о том, как не пропустить онкологию на коже
При каких изменениях на коже следует немедленно обращаться к врачу, чтобы не пожалеть.
сегодня
Упрямый апельсин: почему трудно бороться с целлюлитом и что позволит добиться победы
Гладкая и ровная кожа на бедрах и ягодицах — мечта многих женщин. Однако не всем удается этого добиться. Гиноидная липодистрофия, или проще говоря, целлюлит, очень упрям и не дает осуществить желаемое.
сегодня
Показать еще