Подпишись на нас в соц. сетях!


Как приучить ребенка к самостоятельности: советы от Михаила Лабковского



«Делать уроки с ребенком не надо! Собирать с ним портфель не надо! Спрашивать о том, как там, в школе, не надо!» — настраивает родителей психолог Михаил Лабковский. Полезна ли такая установка или в ней нужно что-то изменить?

shutterstock_900.jpg

Юлия Василькина.jpg




Юлия Василькина, психолог 






Юлия Верклова.jpg




Юлия Верклова, журналист, колумнист 






Начало осени для школьников еще практически продолжение каникул — встреча с друзьями, воспоминания о лете и минимальная загруженность на уроках. У родителей все иначе, они в стрессе: успеет ли чадо освоить такой объем новой информации, сможет ли  учиться на отлично или съедет на тройки. Тревоги, перемешанные с нервными срывами, отвлекают от главного — взросления ребенка. За излишним беспокойством этот интересный этап в жизни детей многие родители пролистывают, сами того не замечая. Зато постоянно бьют в колокола, наставляя школьника: «Пора взрослеть, быть самостоятельнее. Мы в твоем возрасте в школу ходили без провожатых и обед разогревали без помощи мамы, а ты уроки сам сделать не можешь». Но виноват ли в этом сам ребенок? 

shutterstock_1082946236.jpg

Начните с себя

Во многих случаях взрослые сами провоцируют ребенка на инертность, а потом обвиняют его в этом. «Посмотрите сначала на себя, я бы так посоветовала, — говорит Юлия Василькина. — Самостоятельность ребенка зависит прежде всего от психотипа, характера и взрослых, которые рядом. Ведь как обычно бывает — родители с рождения окружают свое чадо гиперопекой, делают за него то, что он способен выполнить без их помощи. Он может сам залезть на горку, но его обязательно будут придерживать, он способен есть сам — его будут кормить, он может снять башмаки — с него будут снимать. Если ребенок живет так с малого возраста, к школе у него уже накоплен опыт того, что за него все сделают. Проявить самостоятельность ребенку также мешает недоверие со стороны взрослых (я лучше знаю как; следуй тому, что я говорю и т. п.), а еще страхи за детские ошибки. Когда ребенок пытается себя проявить и сделать что-то самостоятельно, взрослые успешно эту инициативу перебивают, дают советы, настаивают на том, чтобы он делал так, как они это видят и считают правильным, вплоть до того, как рисовать ему дерево или кошку». А было бы гораздо полезнее для школьника, если мама и папа научатся спокойно воспринимать его неудачи, перестанут высказывать свои тревоги за будущее, а построят  дружеские отношения. Взаимопопонимание, доверие, легкость в общении, юмор дают куда больше пользы, чем постоянные назидания, упреки и жесткий контроль. Проверено временем  и родителями всех поколений школьников.

shutterstock_1087906343.jpg  

Опять двойка?

Вот еще одна болезненная тема для родителей. Иногда даже кажется (а может, это так и есть), что оценки больше тревожат мам и пап, а не детей. Дети, особенно в начальных классах, стремятся получать отлично только из боязни принести домой двойку и в школу ходят за оценками, не за знаниями. Но ребенок взрослеет, и отношение к оценкам у него меняется. В конце концов он понимает, что бал за знания — это просто некий символ, договоренность между людьми, причем не всегда справедливый. Вполне может случиться так, что гнаться за пятерками ему больше не интересно. И это тоже не повод для переживания родителей. Посредственная оценка не означает, что ваш ребенок не способный к наукам. Можно привести пример миллионов знаменитых и успешных людей, которые в школе были серенькими троечниками. Вот они в один голос скажут: «Оценка не показатель уровня знаний и талантов». 

«Оценка может говорить об отношении учителя к ученику, и ни для кого не секрет, что у учителей есть любимчики и изгои, в одинаковой ситуации один получит три, другой — четыре, — говорит Юлия Василькина. — Всегда этот параметр надо учитывать. Сейчас много тестовых работ, где личностный фактор снижен до предела, но и там учителя умудряются быть необъективными. К примеру, сокращают время на тест на 15 минут. Я бы рекомендовала относиться к оценкам спокойно. Если это два — понять почему. Может, не спланировал время, пропустил материал или ребенку нужна помощь. Не стоит требовать от школьника сплошных пятерок. Современная тенденция образования — правильно расставить приоритеты и не тратить силы на то, что является неважным. Скажем, оформление доклада по истории может быть интересно и доставит удовольствие будущему дизайнеру или издателю. Но так ли оно будет интересно будущему физику? Вряд ли! Будущий физик может позволить себе получить за эту работу четверку, а силы и время потратить на то, что ему больше нравится. А упреки: «Ты можешь на пять, у тебя хорошие мозги», — не позволяют расставить приоритеты».

Личный опыт 
«Я никогда не требовала от своих детей учиться только на отлично, — говорит Юлия Верклова. — Я пытаюсь объяснять им, что оценкой оценивают не их и даже не их знания в целом, а всего лишь степень усвоения конкретной темы. Не получил пять — постарайся понять, в чем провал, и залатать его (оценку при этом исправлять не обязательно). К тому же известно, что учителя часто снижают оценки за поведение, за почерк или просто чтобы причинить ребенку боль…»

Вместе за уроки

Стоит ли сидеть над ребенком и контролировать каждую букву или пустить процесс на самотек, чтобы развивать ответственность и самоконтроль? А может быть, все-таки делать уроки с ним вместе, тем самым дать понять ребенку, что он всегда к вам может обратиться за помощью и советом. Если вы не можете помочь ему по физике или химии, ну и не надо. Важно, что вы рядом, что вы поддерживаете и верите в него.  

«А вообще, не надо обобщать. С кем-то не надо делать уроки, а кому-то нужна помощь родителей и в старших классах, — считает Юлия Василькина. — Больше скажу. Школьная программа построена так, чтобы в подготовке учебных заданий участвовали и родители, и дети. Далеко ходить не надо: возьмите учебник окружающего мира за первый класс и посмотрите, сколько заданий дается родителям. Участие постоянное. С первого класса ребенку задают подготовить презентацию, доклад, проект, несмотря на то, что сам он еще ничего такого делать не умеет. И учителя точно понимают, что это задание для всей семьи. Участвовать или нет в этом — решение родителей. Те, кому не хочется снова возвращаться в школу, настаивают на самостоятельном выполнении всех заданий. Родители, интересующиеся школьной жизнью своего ребенка, окажут всю необходимую помощь, поделятся собственными идеями.

И будут вместе радоваться, если получат высокий балл за работу».

Личный опыт   
«Я не делаю домашнее задание со своими детьми, — призналась Юлия Верклова. — Но не могу осуждать тех, кто делает: дети разные, родители разные, для кого-то уроки — вообще единственный повод для общения. Старшему я сказала: «Школа — это специальное время в жизни, чтобы перепробовать все и выбрать свое. Если что, приходи советоваться. Ко второму классу он выбрал биологию, выиграл городской научный конкурс и дальше уже шел по этому пути без остановок, занимаясь исследовательской деятельностью и меняя школы по мере роста (школы искал сам в Интернете, экзамены сдавал легко). Сейчас учится в биоклассе лучшей школы страны. При этом он продолжает пробовать все — от исторической реконструкции до кулинарии. Будь он моим единственным сыном, я бы считала себя гением педагогики. Но у меня еще есть младший. Ему я тоже так сказала, но он ничего не хочет пробовать и большую часть жизни проводит в компьютерных играх. Там же заводит друзей, там же учит английский… Я в этом плохо разбираюсь и не могу быть ему ни советчиком, ни помощником. Это его мир, и я не пытаюсь его оттуда доставать: геймерство не угрожает жизни и не противоречит закону. Я его прошу только не запускать русский и математику, потому что их сдавать на ЕГЭ, а репетиторы моим бюджетом не предусмотрены. К счастью, когда он чувствует, что все-таки запустил, обращается ко мне». 

А теперь обнимашки

Обсуждать ли с ребенком прошедший школьный день? Этот вопрос в отличие от двух предыдущих у родителей вообще не стоял, пока в Сети не появились советы известных психологов. За ответом предлагаю обратиться к теории привязанностей и поразмышлять о роли родителей. Каждому ребенку важно, чтобы рядом был человек, который бы верил в него, радовался достижениям, которому не страшно рассказать самое сокровенное. «Непоправимый вред отношениям наносит категоричность, — уверена Юлия Василькина. — Почему не говорить о школе, почему обходить эту сторону молчанием? Взрослые обсуждают свои интересы, работу, ищут поддержку друг у друга. Конечно, нужно говорить о том, что связано со школой: как проходят уроки, как объясняет учительница, как общается с детьми, что его устраивает, что нравится, а что бы он хотел изменить. Это все заставляет ребенка думать, размышлять и находить стратегии выхода из сложных ситуаций. Очень человеческие отношения. На мой взгляд, главная цель родителей школьников — воспитать человека, который нашел бы в жизни свой интерес и этот интерес смог бы практиковать. Не просто лучше учиться по математике и не очень стараться по биологии, а выбрать математику или узкую ее специализацию и развивать ее вне школы. Набирать информацию с разных сайтов, обдумывать, анализировать ее, сопоставлять и выдвигать свои идеи — это хороший путь. Если школа научит учиться, а родители поддержат тенденцию, это усилит результат. И тогда к 11-му классу ваш ребенок подойдет с точным пониманием своих желаний — кем стать и чем заниматься. Сомнения, а вдруг он ошибется в выборе, тоже неактуальны. Сегодня все значимые открытия существуют на стыке наук — всегда можно найти себе место под солнцем. И еще важно, чтобы родители были на стороне ребенка. Если вас вызывают в школу и начинают жаловаться на сына или дочь, ваша задача не дать ребенку потерять свое лицо. Не кричите на него, не ругайтесь, демонстрируя, какой вы ответственный родитель и что осознали всю тяжесть проблемы. Это унижает маленького человека и ставит его в позицию: двое взрослых против него одного. Если проступок значим, держите позицию:  мы разберемся дома и вернемся к обсуждению случая позже. А дома откровенно поговорите, не обвиняйте, действуйте по ситуации. Даже если не согласны с поступком ребенка, старайтесь, чтобы он не пострадал психологически, пусть даже и понеся какую-то ответственность. Только так можно строить отношения, иначе легко теряется доверие, которое нарабатывается сложно».

Личный опыт 
«Наши беседы с сыновьями могут не касаться школы вовсе: со старшим обсуждаем генетические мутации, а с младшим какой-нибудь дурацкий ролик в «Ютьюбе», — говорит Юлия Верклова. — Но можем и об оценках говорить, и об одноклассниках, и об учителях — смотря что сегодня актуально. Я совсем недавно стала работать дома, это расширило темы разговоров. Когда работала в офисе, то возвращалась домой за пару часов до детского «отбоя». А говорить о школе на ночь — это вредно для нервной системы, лучше уж молча пообниматься».

Самое главное 

Если у школьника возникли трудности, родителям важно понимать, что это временное явление,  не стоит:
 переживать и огорчаться из-за возникших проблем. Ваша задача сейчас помочь и поддержать;
• огорчаться тому, что ребенок один не справляется со школьными заданиями, а вам лично предстоит провести за школьным столом, может быть, не один вечер;
• читать нотации по поводу плохих оценок — как правило, это снижает самооценку, усиливает  чувство неуверенности в своих силах;
• обсуждать проблемы ребенка с его друзьями и тем более корить его за то, что «у всех получается, а у него нет».

Рекомендуем

Привить ребенку любовь к здоровому образу жизни, научить налаживать отношения со сверстниками, подсказать, как победить лень и воспитать в себе чувство ответственности. Книги, которые мы рекомендуем, помогут решить эти и другие задачи!

4.jpg


Теория невероятностей

Ледерман В., «КомпасГид»
Новая книга Виктории Ледерман напоминает, с одной стороны, популярные кинофильмы вроде «Назад в будущее», «Интерстеллар» и подобные, а с другой — советские повести о школьниках, попавших в нетривиальные обстоятельства: «Баранкин, будь человеком!», «В Стране невыученных уроков», «Пропавшая буква» — лишь некоторые из возможных ассоциаций. Действие «Теории невероятностей» происходит в современной России, со всеми узнаваемыми атрибутами 2010-х.


2.jpgКак ходить в школу с удовольствием

Чеснова И., «АСТ»
Семейный психолог Ирина Чеснова в своей новой книге предлагает поговорить с детьми обо всем, что связано со школой: как не бояться неудач, победить лень и воспитать в себе чувство ответственности. Книга развеет страхи и подскажет, как выстроить хорошие отношения с одноклассниками и учителями. Научит прилагать усилия, верить в себя и не сдаваться, когда трудно. 




3.jpgДневник здоровья. 1 класс 

Кривопаленко Е. И., Кучегура Л. А., Рыбченко Е. И. и др., «Просвещение»
Каждая мама хочет, чтобы ее ребенок рос не только образованным и умным, но и здоровым. Для этого важно приучать его с детских лет к правильному образу жизни, прививать хорошие привычки. В этом поможет серия пособий «Дневник здоровья», выпущенная издательством «Просвещение» совместно с Институтом развития образования Омской области для учащихся начальных классов. Пособия научат ребенка следить за собой, помогут приобщить его к активному образу жизни и сформировать здоровые привычки.



1.jpgСмешные истории про школьную жизнь

Маршак С., Михалков С., Остер Г., Усачев А. и др., «АСТ»
В книгу «Смешные истории про школьную жизнь» вошли произведения современных авторов — Г. Остера, А. Лисаченко, А. Усачева — и произведения прошлых веков, XX и даже XIX: К. Чуковского, М. Зощенко, В. Осеевой, В. Драгунского... Школьники всех времен удивительно похожи, в каждой из историй этой книги ребята могут увидеть себя! 











Наши рассылки

«Мягкое родительство», или gentle parenting: в чем плюсы и минусы такого метода воспитания детей


MyCollages - 2025-03-24T131132.302.jpg

Все больше родителей по всему миру начинают пробовать метод воспитания gentle parenting, или «мягкое родительство». Разбираемся, что он из себя представляет и каких результатов можно добиться с его помощью. 

Если раньше о так называемом «мягком родительстве» могли говорить только в определенном ряде западных стран, то к 2020-м годам этот метод воспитания стал настолько популярен, что распространился почти что по всему миру. Чем больше родителей предпринимают попытку растить детей почти что во вседозволенности, тем чаще возникает вопрос: насколько же эффективен подобный подход и можно ли нанести вред, как себе, так и еще несформировавшейся психике ребенка?

Что такое gentle parenting? 

Впервые идея того, что в настоящее время называется gentle parenting, была сформирована австрийским психологом и психиатром Альфредом Адлером в двадцатые годы прошлого века. Тогда в понятие вкладывалось воспитание детей с уважением: без рукоприкладства (что в те годы уже можно было считать существенным достижением) и выяснения отношений криками и скандалами. Идея врача не стала носить массовый характер в первой половине XX века, однако, похоже отлично прижилась в обществе спустя столетие.

Современным термином «мягкое родительство» мы обязаны британке Саре Окуэлл-Смит, которя в 2015 году впервые упомянула gentle parenting в рамках радиоэфира. Автор, специализирующаяся на педиатрии и неврологии, написала более 13 книг на тему методов воспитания, а также сама растила четырех детей. Через несколько лет ее идея стала очень популярна в социальных сетях (особенно — в TikTok), где многие мамы, относящиеся к поколениям миллениалов и зумеров, стали тестировать эту методику. 

На данный момент понятие интерпретируют как «воспитание, основывающееся на попытке понять и принять ребенка через эмпатию и уважение, предоставлении ему права выбора и решения, а не командовании, а также взаимодействии, учитывающем уровень развития». Сами правила gentle parenting каждая семья устанавливает отдельно, исходя из своих норм и правил. Целью «мягкого родительства» называют воспитание людей, которые хорошо понимают и анализируют собственные чувства и эмоции, уважают себя и окружающих, а также умеют строить здоровые отношения. 

MyCollages - 2025-03-24T131717.730.jpg

Кто активно практикует метод?

Чаще всего об использовании подхода gentle parenting рассказывают жители Европы и Северной Америки, являющиеся представителями поколений Y и Z, которые нашли эту методику в социальных сетях и решили ее попробовать. Не так распространено, но все же иногда практикуется «мягкое родительство» в странах Восточной Азии и Южной Америки, а также на постсоветском пространстве. В России сторонники gentle parenting чаще всего встречаются в крупных городах, прежде всего — в Москве и Санкт-Петербурге. 

Чем хорош этот подход?

У этого подхода есть как важные плюсы, так и существенные минусы, которые важно учитывать перед тем, как интегрировать метод gentle parenting в воспитание своих детей. Считается, что «мягкое родительство» в случае, если оно практикуется на постоянной основе, может помочь вырастить психически здорового и ментально зрелого человека благодаря тому, что с детства к нему обращались как к полноценной личности и развивали эмпатию и уважение к другим людям. 

Gentle parenting может быть полезен и для самого родителя: за годы воспитания он научится правильно понимать и перерабатывать собственные эмоции, доносить их до подрастающего человека аккуратными словами и выражениями, а также учитывать состояние и реакцию собственного ребенка. Таким образом, при «мягком родительстве» более эмпатичными и уважительными могут стать и сами мать и отец. 

Чем может быть опасно «мягкое родительство»?

Многие молодые родители по незнанию путают понятия «уважения к ребенку» и «вседозволенности». Они не пытаются мягким образом разграничить, что можно, а что нельзя, что правильно, а что нет; они полностью потакают любым желаниям и капризам, чем все больше приучают ребенка к тому, что для него нет ничего запретного. Еще одной проблемой может стать непостоянство применения метода gentle parenting: если в один день родители будут вести понимающе, разговаривать на равных и учитывать эмоции, а в другой — кричать или даже поднимать руку, то ребенок может просто запутаться. 

MyCollages - 2025-03-24T132047.576.jpg
дзен.jpg
Поделиться:
Автор: Арина Кузнецова
Фото: Fotodom/Shutterstock; соцсети
25.03.2025

Не позволяйте гаджетам воспитывать ребенка: как современные технологии влияют на развитие детей


MyCollages - 2025-03-06T131848.099.jpg

Современные дети едва ли не с пеленок знакомятся с яркими экранами телефонов и телевизоров. Но чем это им грозит и что с этим делать?

11zon_cropped-round.png


Дарья Татаркова
, педагог-психолог, психолог-консультант, кандидат политических наук, автор книги «Беременность в радость», спикер, преподаватель Московского Института Психоанализа

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует ограничить любые контакты с гаджетами ребенка до двух лет; до 5 лет экранное время малыша должно составлять не более одного часа в день.

Этапы развития ребенка ясельного возраста

Следует понимать, что развитие разделяется на несколько определенных этапов.

«Для каждого этапа характерны свои задачи, которые ребенок решает при поддержке родителей», — уточняет Дарья Татаркова.
При ответственном и осознанном подходе происходит гармоничное развитие, то есть «ребенок своевременно решает возрастные задачи и переходит на новый этап подготовленным для того, чтобы встретиться с новыми задачами».

«В период от рождения до года ключевая возрастная задача — установить эмоциональную доверительную связь со опекающим взрослым. Поэтому младенец стремится к общению.

Родителям важно поддерживать это стремление — разговаривать, проводить много времени вместе.

Задача второго этапа от года до трех лет — исследовать предметный мир. Ребенок активно двигается, развивает крупную и мелкую моторику, исследует окружающий мир всеми органами чувств».

MyCollages - 2025-03-06T131855.651.jpg
Мой ребенок — наркоман? Как определить, что подросток употребляет наркотики и как действовать

Влияние на развитие ребенка

Первый этап развития. «При регулярном и продолжительном использовании гаджетов малыш будет испытывать дефицит в эмоциональном доверительном контакте с родителями — в рамках которого зарождается надежная привязанность, отношение к самому себе и к миру, формируется речь.

Соответственно задача возраста в полной мере решена не будет и в качестве последствий могут выступать следующие проблемы: задержка речи, сложности при взаимодействии с другими людьми в будущем».

Второй этап развития. «Использование гаджетов предполагает малоподвижное поведение и специфический, весьма ограниченный способ исследования мира в виртуальном пространстве. Соответственно ребенок будет испытывать дефицит в движении, во всестороннем исследовании мира всеми органами чувств, в необходимом взаимодействии с реальным миром».

«Таким образом, среди ключевых последствий раннего использования гаджетов можно выделить следующие: задержка речи, задержка развития произвольного внимания, отсутствие навыков общения и снижение интереса к социальному взаимодействии, искажением когнитивного развития».

Почему родители прибегают к помощи экранов

«В том случае, когда ребенок капризничает, с чем-то не соглашается, отказывается есть или гулять, требует, чтобы родители с ним поиграли или пообщались, то есть, когда его поведение становится «неудобным» — самый простой, легкий и быстрый способ включить «удобное» поведение — это вручить ребенку гаджет с игрой или мультфильмом.

Яркий видеоряд моментально привлекает и удерживает внимание ребенка, он как завороженный замирает перед экраном и, вуаля, больше не кричит, ничего не требует, автоматически открывает рот перед ложкой и спокойно садится в коляску.

Когда родители прибегают к этому способу совладания с нежелательным поведением в исключительных случаях и крайне редко — вреда развитию это не принесет. Но если этот способ применяется ежедневно, и ребенок не ест, не гуляет и не играет без гаджетов, то это становится уже серьезной проблемой, влекущей последствия и с психологической, и с педагогической точки зрения».

Также часто родители могут использовать экраны, чтобы обеспечить, по их мнению, безопасность ребенка. Пока малыш увлечен мультиком, мама может спокойно заняться делами. Экраны создают иллюзию контроля: родители чувствуют, что знают, чем занят ребенок, даже если находятся в другой комнате.

Как минимизировать влияние гаджетов

«Именно ранний возраст является базой для дальнейшего развития личности ребенка. Он нуждается во внимании родителей, в их вовлеченном отношении, в их любви и принятии», — утверждает Дарья.
Родители не могут полностью оградить детей от технологий. Гораздо важнее построить доверительные и открытые отношения. Ребенок должен знать, что всегда может обратиться к вам за советом и поддержкой.

Играем вместе, учимся вместе. Вместо того чтобы просто запрещать, попробуйте вовлечься. Изучайте новые приложения и платформы вместе с ребенком. Объясняйте все простым и понятным языком: Почему сейчас пора выключить мультик? Почему эта игра нам не подходит?

Личный пример – лучший учитель. Дети копируют поведение родителей. Если вы хотите, чтобы ребенок меньше времени проводил с гаджетами, начните с себя.

«Жизнь семьи необходимо выстраивать таким образом, чтобы гаджеты не были заменой внимания и участия родителей в жизни ребенка. В этом поможет понимание этапов развития ребенка, планирование такого графика жизни семьи, при котором детям уделяется качественное время, распределение обязанностей и ответственности между взрослыми членами семьи, принципы взаимоподдержки внутри семьи», — отмечает эксперт.

Технологии должны быть инструментом, который помогает в воспитании, а не заменяет его.

дзен.jpg
Поделиться:
Автор: Яна Анцупова
Фото: Fotodom/Shutterstock
07.03.2025

Юлия Савичева — о воспитании дочери удаленно, но без интернета


MyCollages - 2025-02-19T115458.453.jpg

Юлия одна из тех женщин, что успевают строить карьеру и одновременно заниматься воспитанием ребенка.

Вот только есть нюанс — семилетняя Аня живет вдалеке от матери, с бабушкой и дедушкой в Португалии. Такое решение Юлия приняла с супругом Александром Аршиновым сразу же после рождения там дочери в 2017 году. Как утверждает финалистка «Фабрики звезд 2», они собрали семейный совет, на котором и было принято решение оставить маленькую Аню на попечительстве у родителей мужа.

Многие поклонники осуждают певицу за это решение, считая, что она бросила своего ребенка. Но Савичева постоянно отмечает, что регулярно видится с дочерью и занимается ее воспитанием даже на расстоянии в тысячи километров. Ради встреч с ребенком российская артистка даже оформила вид на жительство в Португалии в 2021 году.

«Мы ежедневно в течение дня общаемся по видеосвязи. Утром я звоню и узнаю, как она спала, какое у нее настроение и отправляю вместе с бабушкой в садик. После — звоню, когда она возвращается домой, сочиняю ей разные сказки, мы вместе читаем, рисуем», — объяснила певица в беседе с Gazeta.ru.

MyCollages - 2025-02-19T115552.230.jpg

Несмотря на то, что Савичева с дочерью на большом расстоянии, она строгая и контролирующая мать. Певица призналась, что они с супругом тщательно следят за тем, каким образом Анна проводит свободное время.

Оказалось, что девочка начала пользоваться телефоном только в 2025 году с базовыми функциями без доступа в интернет. Единственное, что разрешают взрослые родители — смотреть YouTube, и то дозировано.

«Решать за детей нельзя»: почему Юлия Савичева позволяет дочери даже фастфуд, но запрещает газировку

«У Ани только сейчас появился телефон. Она попросила у Деда Мороза «взрослый телефон, как у мамы с папой». Дед Мороз прислушался и подарил Ане телефон. Но в нем нет выхода в интернет. Только основные функции — можно позвонить, написать сообщение. Плюс мы закачали музыку, которая дочке нравится. Насчет просмотра телевизора, мультиков тоже есть ограничения. На YouTube смотрим только детский контент», — объяснила Юлия Савичева.

Ограничивая юную Анну от социальных сетей, певица хочет, чтобы дочь больше времени отдавала своим увлечениям — танцам и рисованию. Неудивительно, что в сети многие родители поддержали в этом Савичеву и ее супруга. Ведь в современных реалиях очень сложно ограничивать своего ребенка в доступе к интернету.

дзен.jpg
Поделиться:
Автор: Анастасия Антоновская
Фото: соцсети
20.02.2025

Миллениалы и зумеры: как научиться понимать другое поколение?


MyCollages - 2025-01-29T140631.988.jpg

Мы живем в мире, где каждый год словно создает новую реальность: технологии меняются с молниеносной скоростью, а с ними — и наше восприятие жизни. Миллениалы с их блогами и вирусными челленджами уступили интернет-сцену зумерам, которые не выпускают смартфоны из рук и общаются через мемы и эмодзи. Как не только разобраться в этих поколенческих различиях, но и научиться понимать друг друга?

Гильманов.png


Руслан Гильманов, эксперт по продвижению и развитию в соцсетях, основатель компании Blackgrizzly

Почему теория поколений — не догма

Сначала стоит понять: теория поколений — это всего лишь попытка объяснить, почему люди, рожденные в разные десятилетия, воспринимают мир по-разному. Но нельзя полностью определить характер или поведение человека только по году его рождения. Гораздо важнее — культурный контекст, воспитание и личный опыт.

Однако знать особенности миллениалов и зумеров все же полезно. Они не только задают тон в интернете, но и формируют правила игры на работе, в общении и даже в стиле жизни.

Миллениалы: амбициозные и разочарованные

Миллениалы (рожденные примерно с 1981 по 1996 годы) — это первое поколение, повзрослевшее в эпоху интернета. Они открыли для себя глобальный мир, изучали языки, путешествовали и старались максимально впитать все новое. В России их детство пришлось на стабильные 2000-е, что сформировало высокие ожидания от жизни. Но, как говорит социолог Вадим Радаев, многие из них так и не смогли реализовать свои амбиции. Почему? Потому что столкнулись с реальностью, где все не так радужно, как обещали их родители.

Что важно помнить о миллениалах?

1. Миллениалы ценят честность. Это поколение, которое научилось критически мыслить. Простые слова для них не работают — нужны факты, данные и четкие аргументы;
2. Они всегда в поиске баланса. Многие миллениалы работают круглосуточно, но это не всегда про трудоголизм. Скорее про стремление доказать, что они могут. Однако гибкий график и возможность работать удаленно — их must-have;
3. Не терпят лишнего шума. Бесполезные совещания? Нет, спасибо. Письмо на email или четкое сообщение в мессенджере сэкономят их время и ваше.

Зумеры: гибкие и эмоционально уязвимые

Зумеры (поколение Z, 1997–2012 годы) — те, кто буквально родился с гаджетами в руках. Они не представляют мира без соцсетей и виртуальных аватаров. Но, как ни парадоксально, постоянное пребывание в интернете сделало их самыми тревожными и эмоционально нестабильными.

Зумеры рано сталкиваются с психологическими трудностями: нереалистичные стандарты красоты, гиперстимулирующий контент, выгорание из-за непрерывного потока информации. Но они же первые, кто научился говорить о своих чувствах и ставить личные границы.

Как правильно выстраивать диалог с зумерами?

1. Не звоните без предупреждения. Для них телефонный звонок — это не норма, а стресс. Хотите обсудить что-то важное? Напишите заранее;
2. Цените их время. Зумеры работают ровно столько, сколько нужно. Они не перерабатывают и умеют отделять личное от рабочего;
3. Говорите их языком. Зумеры любят неформальное общение и готовы использовать мемы и сленг. Но важно быть искренним: попытка выглядеть «своим» через коверканье их языка быстро превращается в «кринж».

MyCollages - 2025-01-29T140840.380.jpg

Где мы теряем связь друг с другом?

Зачастую конфликты между поколениями возникают из-за неверного восприятия. Миллениалы считают зумеров излишне расслабленными, а зумеры смеются над «миллениальским кринжем» — узкими джинсами, мемами с эмодзи и любовью к «Друзьям». Но правда в том, что оба поколения гораздо ближе, чем кажется.
Стоит учитывать, что миллениалы и зумеры — не конкуренты, а союзники. Каждый из них вносит свою уникальную лепту в современную культуру и рабочую среду. И только вместе они могут создавать новые тренды, развивать проекты и менять правила игры».
Потерянные ориентиры: почему современные дети испытывают кризис смысла жизни

Как найти общий язык

Если вы работаете или общаетесь с представителями других поколений, вот несколько универсальных советов:

1. Будьте открыты к диалогу. Спросите, что важно для них, и честно расскажите, чего хотите вы;
2. Используйте разные каналы коммуникации. Миллениалы предпочитают email, зумеры — мессенджеры. А лучше уточните, что удобно вашему собеседнику;
3. Уважайте личные границы. Не все готовы работать после 18:00, и это нормально.

Общение между поколениями — это не про конкуренцию, а про понимание. Миллениалы и зумеры могут многому научить друг друга: одни — амбициозности, другие — легкости и умению наслаждаться жизнью. Главное — уважать разницу и быть готовыми к диалогу. Ведь когда мы перестаем навешивать ярлыки, открывается реальная возможность услышать и понять другого.

дзен.jpg
Поделиться:
Автор: Редакция
Фото: Fotodom/Shutterstock
01.02.2025

У ребенка косоглазие: как помочь ему психологически адаптироваться?


MyCollages - 2024-12-25T111300.711.jpg

Дети смотрят на мир широко открытыми глазами, и так важно, чтобы они видели себя в этом мире счастливыми и уверенными. Как сделать так, чтобы поддержка родителей стала тем мостиком, который поможет ребенку пройти непростые этапы, и сделать их психологически комфортными? Давайте разберемся.


Азнаурян.png


Игорь Азнаурян, детский офтальмолог, офтальмохирург, д. м. н., профессор, основатель и руководитель Объединения детских глазных клиник «Ясный взор»


Ваш ребенок замер у зеркала и тихо спрашивает: «Мама, почему я такой?» Вы видите в его глазах растерянность, страх и желание услышать от вас самое главное — что с ним все в порядке, что вы его любите и это можно исправить.
Косоглазие — это не только медицинский диагноз, но и эмоциональное испытание для малыша, и всей семьи.

Когда диагноз касается сердца, а не только глаз

Мир ребенка с косоглазием может меняться, и это может быть непросто. Сначала он слышит замечания окружающих: «Что-то с твоими глазами странное». Затем могут появиться обидные насмешки. В такие моменты особенно важно, чтобы вы, родители, стали для него надежным островком безопасности и поддержки.

Косоглазие — не просто зрительная патология. Это также о том, как ребенок воспринимает самого себя, как чувствует себя в обществе и верит ли, что трудности можно преодолеть. К сожалению, даже если вы приложите все усилия, но обратитесь просто к офтальмологу в ближайшую клинику, лечение может не помочь или эффект будет на время и косоглазие снова вернется. Дело в том, что детская офтальмология — это особая область медицины. Глаз ребенка постоянно растет и меняются его структуры.

Неудачный опыт лечения косоглазия у специалиста, который не знает специфики детской офтальмологии, может окончательно подорвать уверенность вашего малыша и негативно сказаться на его эмоциональном состоянии. В то же время правильное и своевременное лечение позволяет полностью реабилитировать зрение и вернуть правильное положение взора у ребенка в 98% случаев, и всегда позитивно влияет на ментальные аспекты этой патологии. Поэтому мы рекомендуем обращаться в специализированные детские клиники, где работают высококвалифицированные офтальмологи.

MyCollages - 2024-12-25T111736.382.jpg

Какие эмоции испытывает ребенок?

1. Страх быть отвергнутым

Дети часто молчат о своих переживаниях. Даже если ваш ребенок не делится проблемами с вами, его поведение может многое рассказать: он не хочет идти в школу, отказывается фотографироваться, избегает новых знакомств. У детей с косоглазие очень часто причина всего этого, то, что они боятся, что их внешний вид станет причиной для насмешек.

2. Обида и злость

Ребенок с косоглазием часто слышит от сверстников или даже взрослых неприятные комментарии, которые заставляют его чувствовать себя «не таким, как все». Это может вызывать вспышки гнева и раздражительность.

3. Одиночество

Если ребенок сталкивается с насмешками и едкими замечаниями, он может замкнуться и перестать делиться своими переживаниями.

4. Чувство вины

Дети невероятно чутко улавливают эмоции родителей. Если вы переживаете из-за диагноза, ребенок может почувствовать себя виноватым: «Это я такой, и из-за меня мама грустит».

Как помочь ребенку чувствовать себя уверенно?

Путь лечения косоглазия может быть долгим, но с правильной поддержкой со стороны родителей этот процесс может превратиться в увлекательное путешествие к новой жизни.

1. Убедите ребенка: он уникален и ценен

Детям важно знать, что внешность — это только маленькая часть их личности. Как можно чаще говорите о человеческих качествах малыша, талантах, достижениях и сильных сторонах. Если ребенок любит рисовать, подчеркивайте, — его картины удивительны. Если он строит самые высокие башни из конструктора, пусть знает, что только он так умеет!

2. Поговорите о диагнозе на языке ребенка

Маленькие дети боятся всего, что не понимают. Объясните ребенку, что косоглазие — это временная проблема, с которой можно справиться. Например, так: «Твои глазки сейчас работают по-разному, как два брата, которые иногда ссорятся. Но врачи помогут им стать командой».

3. Превратите лечение в приключение

Очки? Это волшебные помощники. Упражнения? Это тренировки для супергероев, которые скоро покорят весь мир. Используйте игры, сказки, фантазию, чтобы ребенок не воспринимал лечение как что-то скучное или пугающее.

4. Дайте инструменты для общения с окружающими

Если ваш ребенок сталкивается с насмешками, помогите ему выработать уверенные ответы. Например: «Я вылечу это и в результате стану сильным, уже ничего не буду боятся!»

Пусть ребенок знает: он не обязан терпеть грубость, но справляться с такими ситуациями надо спокойно.

5. Поддерживайте успехи

Каждое маленькое достижение — это шаг вперед. Успешно пройденное лечение? Сходите за мороженым. Уверенно прошел осмотр у врача? Почитайте вместе любимую книгу. Пусть лечение ассоциируется с чем-то приятным.

MyCollages - 2024-12-25T112008.720.jpg

Что делать, если ребенок замкнулся?

Иногда кажется, что ребенок справляется с эмоциями, но на самом деле он просто закрывается в себе. Это особенно опасно, если:
  • он избегает общения;
  • слишком остро реагирует на любые замечания;
  • говорит, что «у меня никогда ничего не получается».
В таких случаях обязательно обратитесь к психологу. Это не значит, что с вашим малышом что-то нет так. Наоборот — это возможность помочь ребенку научиться справляться с эмоциями и смотреть на ситуацию с оптимизмом.

Глаз да глаз: чего не станет делать офтальмолог, чтобы быть всегда спокойным за свое зрение

Что делать, если ребенок боится лечения?

Страх — нормальная реакция, особенно если лечение включает процедуры, которых ребенок не понимает. Вот несколько шагов, которые помогут:
  • Объясните, что его ждет. Скажите, что врачи добрые и хотят помочь, а процедуры не причинят боли.
  • Играйте с воображением. Предложите ребенку представить, что он пилот, а его глаза — это приборы, которые нужно настроить.
  • Будьте рядом. Держите его за руку во время осмотра, хвалите за смелость.

Главное — быть на стороне ребенка

Косоглазие — это временная трудность, которая не должна определять, как ребенок видит себя в будущем. Ваша поддержка, любовь и вера в успех — ключ к его уверенности. Дети чутко воспринимают отношение близких, поэтому, если вы настроены оптимистично и верите в положительный результат лечения, ребенок тоже начнет верить в себя и свои силы.

Этот путь может быть непростым, но каждый маленький шаг вперед — это важный шаг к светлому будущему. Однажды ваш ребенок, взглянув в зеркало, увидит счастливого, уверенного в себе человека, готового к новым свершениям. Помогая ему справляться с эмоциями и преодолевать трудности, вы дарите ему не только здоровье, но и веру в то, что ему все по силам!

Мы, врачи, всегда готовы поддержать вас и помочь вашему ребенку справиться с недугом, чтобы он мог жить полноценной и радостной жизнью. Воспитывайте детей с любовью и заботой, и вместе мы сможем создать для них мир, полный ярких впечатлений и возможностей!

дзен.jpg
Поделиться:
Автор: Редакция
Фото: Fotodom/Shutterstock
26.12.2024
 

Актуальные статьи

Альтернатива солнцу: 6 продуктов с высоким содержанием витамина D
Витамин D важен для иммунитета, плотности костей и общего здоровья организма. Чтобы обеспечить себя необходимым уровнем витамина D, мало полагаться лишь на солнечный свет. Правильное питание — отличный помощник в борьбе с дефицитом. Вот список продуктов, которые стоит включить в рацион каждому.
3 часа назад
12 рецептов яичных масок для волос
Оказывается, такой простой ингредиент, как куриное яйцо, может помочь волосам стать здоровее и красивее. Регулярное использование яичной маски для волос может сделать локоны крепкими и блестящими. Для этого не понадобится покупать дорогое средство, ведь их легко приготовить самим.
вчера
Метод покупок «3-3-2-2-1»: новый подход к экономии времени и денег
Вы удивитесь, насколько легко можно оптимизировать процесс покупок, используя метод «3-3-2-2-1». Узнайте, как он помогает сосредоточиться на действительно необходимых товарах.
вчера
Дневной крем с SPF: не мешают ли друг другу активные компоненты и солнцезащитные фильтры в ежедневном уходе
Когда мы говорим об уходе за кожей, мы чаще всего подразумеваем очищающие, питательные, увлажняющие средства. Но оказывается, что секретом молодости может быть SPF.
вчера
Бакучиол: можно ли его назвать безопасной альтернативой ретинолу
Бакучиол уверенно завоевывает позиции на рынке beauty-продуктов. Его главная особенность в схожих с ретинолом эффектах, но при этом у него меньше побочных эффектов. Рассказываем об этом чудо-ингредиенте.
вчера
Показать еще