
Современные дети едва ли не с пеленок знакомятся с яркими экранами телефонов и телевизоров. Но чем это им грозит и что с этим делать?
Дарья Татаркова, педагог-психолог, психолог-консультант, кандидат политических наук, автор книги «Беременность в радость», спикер, преподаватель Московского Института Психоанализа
Этапы развития ребенка ясельного возраста
Следует понимать, что развитие разделяется на несколько определенных этапов.
«В период от рождения до года ключевая возрастная задача — установить эмоциональную доверительную связь со опекающим взрослым. Поэтому младенец стремится к общению.
Родителям важно поддерживать это стремление — разговаривать, проводить много времени вместе.
Задача второго этапа от года до трех лет — исследовать предметный мир. Ребенок активно двигается, развивает крупную и мелкую моторику, исследует окружающий мир всеми органами чувств».

Мой ребенок — наркоман? Как определить, что подросток употребляет наркотики и как действовать
Влияние на развитие ребенка
Первый этап развития. «При регулярном и продолжительном использовании гаджетов малыш будет испытывать дефицит в эмоциональном доверительном контакте с родителями — в рамках которого зарождается надежная привязанность, отношение к самому себе и к миру, формируется речь.
Соответственно задача возраста в полной мере решена не будет и в качестве последствий могут выступать следующие проблемы: задержка речи, сложности при взаимодействии с другими людьми в будущем».
Второй этап развития. «Использование гаджетов предполагает малоподвижное поведение и специфический, весьма ограниченный способ исследования мира в виртуальном пространстве. Соответственно ребенок будет испытывать дефицит в движении, во всестороннем исследовании мира всеми органами чувств, в необходимом взаимодействии с реальным миром».
«Таким образом, среди ключевых последствий раннего использования гаджетов можно выделить следующие: задержка речи, задержка развития произвольного внимания, отсутствие навыков общения и снижение интереса к социальному взаимодействии, искажением когнитивного развития».
Почему родители прибегают к помощи экранов
«В том случае, когда ребенок капризничает, с чем-то не соглашается, отказывается есть или гулять, требует, чтобы родители с ним поиграли или пообщались, то есть, когда его поведение становится «неудобным» — самый простой, легкий и быстрый способ включить «удобное» поведение — это вручить ребенку гаджет с игрой или мультфильмом.
Яркий видеоряд моментально привлекает и удерживает внимание ребенка, он как завороженный замирает перед экраном и, вуаля, больше не кричит, ничего не требует, автоматически открывает рот перед ложкой и спокойно садится в коляску.
Когда родители прибегают к этому способу совладания с нежелательным поведением в исключительных случаях и крайне редко — вреда развитию это не принесет. Но если этот способ применяется ежедневно, и ребенок не ест, не гуляет и не играет без гаджетов, то это становится уже серьезной проблемой, влекущей последствия и с психологической, и с педагогической точки зрения».
Как минимизировать влияние гаджетов
Играем вместе, учимся вместе. Вместо того чтобы просто запрещать, попробуйте вовлечься. Изучайте новые приложения и платформы вместе с ребенком. Объясняйте все простым и понятным языком: Почему сейчас пора выключить мультик? Почему эта игра нам не подходит?
Личный пример – лучший учитель. Дети копируют поведение родителей. Если вы хотите, чтобы ребенок меньше времени проводил с гаджетами, начните с себя.
Технологии должны быть инструментом, который помогает в воспитании, а не заменяет его.
