Подпишись на нас в соц. сетях!
Почему декрет – прекрасное время для карьеры
Самый распространенный стереотип: многие считают, что декрет негативно сказывается на карьере. Блогер и главная мама Instagram Ирина Акопян (@irina_mamaclub) считает, что это, наоборот, это лучшее время для самореализации, и рассказывает почему.
У вас появляются возможность и время, не уходя с основного места работы, попробовать совершенно новые направления, получить новую специальность, начать заниматься тем, о чем давно мечтал, или же понять, что все же твоя специальность или работа – это то, по чему ты скучаешь и хочешь заниматься этим и дальше. И тогда за время декрета можно отлично «прокачать» необходимые навыки для роста в своей сфере.
В привычной жизни до декрета мы обычно боимся переосмыслить жизнь, менять привычный род профессиональной деятельности, которая приносила нам деньги. Но, когда женщина попадает в период декрета, она в любом случае прекращает работать, так почему бы не потратить это время с пользой для себя и собственного самоопределения?
Огромный страх работающих мам – это то, что ребенок и семья будут страдать от недостатка времени и внимания.
Поверьте, когда счастлива мать, то счастлив и ребенок. Ребенку приятнее с пеленок видеть активного родителя, а не измученную бытом женщину с гулькой на голове. Это влияет на его собственное восприятие реальности, а в дальнейшем также на самоопределение. Дети начинают больше ценить время, проведенное с родителями. У нас, например, сложилась традиция совместных завтраков – мы встаем рано, собираемся за столом и на весь день заряжаем друг друга энергией любви и счастья. А вечером, даже если я, уставшая, приеду домой и проведу с детьми час, он будет буквально пропитан любовью и заботой.
Мне очень нравится, что мое любимое дело позволяет мне не работать от звонка до звонка, а быть активной в свободном графике. Я успеваю получить удовольствие и от работы, и от обнимашек с сыновьями, и от романтических вечеров с мужем. И это не досталось мне внезапно как подарок – я много трудилась, чтобы таким образом выстроить свою жизнь. И вы тоже можете добиться этой гармонии между увлекательной работой и уютом в семье. Все возможно, если очень захотеть. И никогда не сдавайтесь!
Чтобы что-то получилось, нужно пробовать и пробовать, трудиться, стараться. И обязательно мечтать, и грезить любимым делом. Я улыбаюсь, когда вижу комментарии о том, что на меня просто свалилась удача. Ведь когда мы с мужем начинали совместную жизнь, наш быт был весьма скромен. Но мы не хотели этим довольствоваться – пытались развить разные виды бизнеса: было и строительство, и организация отдыха на море, и продажа дверей. Хотя эти попытки были не всегда удачными, а иногда и откровенно провальными, мы не сдавались. Позже я поняла, почему у меня тогда не получалось – просто душа не лежала. Например, где я и где строительный бизнес? Не мое это было. А когда на горизонте забрезжил MamaClub, я точно была уверена – вот оно, мое. Мое любимое дело. И оно пошло! Поэтому, если вам не удалось развить свой бизнес, не сдавайтесь – просто попробуйте освоить новую сферу деятельности. Так методом проб и ошибок вы найдете свое дело, и все получится. Ведь если ты занимаешься тем, что любишь, у тебя всегда найдется и время, и возможность для развития. В заключение хочу сказать: «Верьте в себя, любите себя, развивайтесь. Сделайте так, чтобы от каждого дня вашей жизни и от своей работы вы испытывали настоящий кайф!».
Оголенные провода: как воспитывать высокочувствительного ребенка
Порой такие дети кажутся невыносимыми, но на самом деле они просто слишком много понимают. Рассказываем о высокочувствительных детях.
Впервые о таком феномене как высокочувствительные дети начала рассуждать клинический психолог и психотерапевт Элейн Эйрон. В книге «Высокочувствительный ребенок», которая вышла в 1996 году, автор подробно рассказала о том, как живется детям «без кожи» и что происходит с повзрослевшими суперэмпатами.
Кстати, сама автор термина считает себя высокочувствительным человеком и матерью такого ребенка. Но, конечно, ее исследование строится не на простом ощущении: за 20 лет Эйрон опросила и проконсультировала тысячи взрослых и детей. Именно этот опыт помог ей по-новому посмотреть на то, что раньше называлось «низкий порог чувствительности», «застенчивость» и «капризность».
Высокочувствительные дети – это далеко не редкость. Так, по последним данным, с такой чертой рождаются примерно 20% младенцев, причем мальчиков и девочек среди таких малышей поровну.
Зачастую, таких детей называют капризными и вредными, наказывают за слишком яркие проявления эмоций. Кстати, эксперты считают, что распознать такого ребенка легко еще в младенчестве: такие малыши плачут не только и не столько из-за коликов или голода, сколько из-за слишком большого количества событий (много поездок, много людей и тд). Кроме того, на таких детей очень влияет настроение родителей, особенно негативные эмоции.
Кстати, зачастую такие дети хорошо адаптируются к переменам, поэтому не так остро реагируют на все во взрослом возрасте, однако «стержень» все равно сохраняется, именно поэтому высокочувствительные взрослые находят себя в искусстве, сфере, которая не только позволяет выплеснуть чувства, но и одобряет такой подход.
Стоит ли потакать детским капризам, или детоцентризм
При этом Симона рассказала, что уже сталкивалась с таким ребенком в своей семье, но не сразу поняла настоящие причины его поведения, списывая все на избалованность.
Она рассказала о том, что такие дети эмпатичные, творческие, внимательные и обладают сильной интуицией. Но вместе с тем, они остро реагируют на погоду, могут отказаться носить одежду из-за того, что она внезапно стала им неудобна, требуют много любви и не переносят крик.
В конце своего рассказа Симона призвала лишь к одному: быть с высокочувствительными детьми предельно честными, ведь их доверие так легко потерять.
Ребенок и балет: к чему должны быть готовы и дети, и родители
Отдавая своего ребенка в балет, родители должны понимать, что их ждет не развлечение, а огромный многолетний труд и изменение уклада жизни всей семьи – распорядок дня, диеты и многое другое… Об этом рассказывает актриса и балерина Инна Гинкевич.
Если вы хотите, чтобы ребенок добился успеха на этом поприще, нужно понимать, что звезды мировой величины не берутся ниоткуда и что «звезду» надо растить с самого детства, и основной вклад в этот процесс будет вносить не балетная школа, а семья.
Физические данные
Ребенка необходимо подготовить к поступлению в хореографическое училище – и морально, и физически. В первую очередь важны физические данные ребенка, и родители должны доверять приемной комиссии, если ее члены говорят о том, что у вашего чада нет данных и нет возможности их развить. И если, например, растяжку, высоту поднятия ноги, прыжок можно разработать, то выворотность не поддается разработке практически никак.
Также очень важно строение фигуры, длина рук и ног – факторов много, и профессионалы их видят сразу. И если они говорят, что у ребенка очень сухие мышцы или определенное строение колена, они не хотят вас обидеть, просто они понимают, что ему будет очень сложно заниматься с теми детьми, кто физически подходит для балета больше. Поэтому к приемной комиссии лучше прислушаться и отдать ребенка заниматься чем-то другим.
6 мифов в воспитании девочек
Образ жизни
Важно заранее понимать, что по большому счету у ребенка не будет детства. Я лично от этого совсем не страдала, хотя у меня не было свободного времени. Было только хореографическое училище и дополнительные занятия в Мариинском театре. В период взросления нужно особо тщательно следить за фигурой ребенка, и вся семья должна быть к этому готова.
У меня дома никогда не было ни макарон, ни картошки, ни хлеба, ни сахара. Только мясо и овощи. При этом не было такого, чтобы кто-то ел пирожные, а я сидела и смотрела на это. У всей семьи были одинаковые продукты. Ребенка не должна дома искушать та еда, которую ему нельзя есть.
Стрессоустойчивость
Психологически ребенка тоже нужно готовить. Педагоги не придираются, а работают и работают жестко. Вся балетная профессия завязана на тактильности, на ощущении себя. Педагог может, например, сильно надавить на плечи или под лопатками, чтобы указать на их правильное положение. Делается это для того, чтобы ребенок запомнил и больше не делал ошибки.
Выдержка
Балет – сложный вид искусства и достаточно болезненный. Поэтому ребенок должен понимать, что для достижения цели ему нужно уметь терпеть боль. Артисты часто выходят на сцену с переломами или порванными связками, потому что есть стремление к цели и отсутствие жалости к себе.
Низкая самооценка и тревожность: как наличие братьев и сестер влияет на психическое здоровье человека
Детский смех может смениться на слезы и проблемы, если родители не могут уделить время всем детям в равной степени.
Отношения с братьями или сестрами могут быть самыми разными — как дружескими, так и наоборот, однако, согласно последним исследованиям, наличие ближайших родственников сильно влияет на ментальное здоровье подростков.
Данные, опубликованные в Journal of Family Issues, свидетельствуют о том, что присутствие братьев и сестер может повлечь за собой потенциальный вред для психического здоровья ребенка. Дети, которые растут в семье не одни, как гласит исследование, отличаются худшими чертами в сравнении со сверстниками из небольших семей.
Самую сильную связь с негативными чертами психического здоровья имеет наличие наличие брата или сестры с минимальной разницей в возрасте — например, в один год. По мнению исследователей, это связано с конкуренцией ровесников за определенные ресурсы, которые каждый стремится получить от родителей и окружающих.
Чтобы предотвратить начало соперничества между братьями и сестрами одного возраста, необходимо избегать сравнений, а также создать все условия, чтобы дети не сравнивали свои жизни и достижения. Как утверждают психологи, это чревато проблемами с самооценкой и тревожностью у ребенка.
В ходе работы были обследованы 19 тысяч детей из США и Китая. По результатам исследования специалисты пришли к выводу, что единственный ребенок в семье отличается более устойчивым и крепким психическим здоровьем. В то же время дети, живущие под одной крышей с одним братом или сестрой, намного здоровее, чем участники опроса с более чем одним кровным родственником.
Также специалист сделала акцент на том, что каждому ребенку необходимо разное количество родительского внимания, поэтому в процессе воспитания важно предусмотреть индивидуальные особенности каждого.
Истерики и агрессия: как на поведение ребенка влияет оппозиционно-вызывающее расстройство
Не стоит думать, что жизнь с братьями и сестрами подразумевает исключительно проблемы и неприятности. Братья и сестры могут сыграть и положительную роль в жизни каждого.
Положительное влияние близких по возрасту родственников заключается в эмоциональной поддержке, развитии чувства товарищества и дружбы, налаживании первых социальных контактов, говорит Куиньо. В самые непростые времена именно братья и сестры могут оказать помощь и поддержать беседу.
Психологи рекомендуют своевременно распознавать индивидуальные черты каждого члена семьи, а также находить время на беседы с братьями и сестрами по отдельности.
Хочу учиться! Полезно ли вечное стремление к знаниям
Во что мы превращаем первый порыв и какие этапы проходим‚ пока не достигнем мастерства? Что важнее — открывать новое или заимствовать чужой опыт? Как мы сами меняемся в процессе обучения‚ как это меняет нашу жизнь или взгляд на нее? Школьный и институтский опыт позади‚ теперь взглянем на учебу по-взрослому.
НАШ ЭКСПЕРТ
Мария Гущина, психолог
Правила — соблюдать или отвергать?
Танец или вышивка, иностранный язык или технологии продаж — в обучении первый азарт и любопытство неизбежно встречаются с правилами, которые предлагается освоить. Именно в виде правил, законов, аксиом, норм и инструкций человечество хранит ранее добытые знания и именно в таком не слишком аппетитном виде их зачастую и предлагают новичку.
«Я мечтала научиться водить машину, но первая лекция по правилам дорожного движения оказалась такой скучной! – рассказывает Юлия, 34 года. — Невозможно было удерживать внимание хотя бы десять минут, слушая эти бесконечные «движение разрешено», «движение запрещено», «осуществлять поворот». Однако лишь до тех пор, пока лектор не сказал: «За каждым правилом, за каждой подробностью, которые вам нужно вызубрить, стоит не чей-то каприз, а жизнь реальных людей, пострадавших когда-то». С того момента я больше ни минуты не скучала на лекциях, каждый нюанс мне стало важно продумать и усвоить». Многие сходят с дистанции на этом этапе, если учитель не умеет поддержать интерес ученика, помочь ему сохранить первое вдохновение и ощущение чудесного открытия, найти в учебе личный смысл. И в итоге полюбить правила, увидеть в них опору и защиту, испытать к ним доверие.
Однако если уповать только на правила, мы бы тоже далеко не продвинулись — до сих пор лечились бы подорожником, ездили на осликах и носили бесформенную одежду. Прогресс нам обеспечивают не только нормы и законы, но и способность выйти за их рамки. Иначе невозможно достроить новую ступень к лестнице, ведущей вперед и вверх. Для этого нужна гибкость. «Моя подруга называет себя стихийной домохозяйкой, — рассказывает Ольга, 38 лет. — Она терпеть не может читать кулинарные книги и искать рецепты в Интернете, поэтому готовит по принципу «а вдруг получится вкусно». Добавляет в супы и салаты самые неожиданные ингредиенты. Иногда это и правда бывает удачно, но чаще всего оказывается, что как раз такой рецепт уже существует и никакой Америки она не открыла, просто случайно угадала. А если не угадывала, то получалось просто ужасно и голодным гостям приходилось срочно заказывать пиццу или суши. Я теперь к ней прихожу сытой, чтобы не рисковать».
Организация научного процесса и требования к дипломным работам, диссертациям и другим академическим трудам следуют именно такому принципу: сперва узнай предшественников, потом добавь к их находкам свою. В обучении, которым мы занимаемся не на общее благо, а для себя, тоже имеет смысл опираться на эту идею, чтобы знания не лежали мертвым грузом, а вписались в нашу жизнь, нашли эффективное применение. Энергия экспериментаторства, риск и импровизация, если сочетать их с надежной усвоенной основой, позволяют размягчить и уточнить устои, не обрушив при этом всю конструкцию. Приверженность правилам не должна гасить креативность, но и творческий запал не должен разрушать все до основанья. Мастера говорят: «Изучите принципы, а потом игнорируйте их».
Мария Гущина: «Канон и творчество, техника и индивидуальный стиль — казалось бы, эти понятия имеют разную полярность и являются антагонистами. Однако лишь с первого взгляда. Приглядевшись внимательно, мы увидим, что это две важные составляющие процесса освоения и приобретения мастерства. Человечество, накапливая знания и умения в различных областях, в течение многих лет отделяло зерна от плевел. Правила — это плоды проб и ошибок, они служат вешками на пути обучения, чтобы ученик придерживался верного направления и не сворачивал на тупиковые тропы. По аналогии с дорожным движением это знаки, которые сообщают нам об особенностях конкретного участка пути, рекомендованном скоростном режиме, позволяя тем самым избежать аварийных ситуаций — ошибок, заблуждений.
В словаре Ожегова слово «правило» определяется как положение, в котором отражена закономерность, постоянное соотношение каких-нибудь явлений. Таким образом, это фундамент, почва, на которой вырастает дерево умений и мастерства. Однако человеку присущи любопытство и интерес к новому, которые толкают его на поиск, заставляют экспериментировать. Порой отступление от правил позволяет формулировать более точную их версию. Конечно, не каждый эксперимент оканчивается удачей. Поиск новых решений может занять много времени, иногда целую жизнь. Да и не всякому под силу взять на себя смелость и выйти за привычные рамки, нарушить правила, рискнуть заявить что-то новое и спорное, разрушить стереотипы. Тем не менее каждый человек, занимаясь своим делом, изобретает свои приемы и правила, отражающие его индивидуальность. Поэтому с уверенностью можно сказать, что каждый из нас творец и новатор».
Как найти свое призвание и не остаться вечной студенткой
Если учиться интересно, то это затягивает. Результат, ради которого оно начато, например самостоятельные поездки на автомобиле или открытие собственного бизнеса, порой откладывается. Конечно, ведь в выбранной области еще остается столько неосвоенного и неузнанного, а полученная квалификация еще так невысока — надо бы еще поучиться, заработать больше похвалы от преподавателей, подруг или от самой себя. За первой ступенью следует вторая, третья, дополнительные курсы, тренинги, семинары, а применения на практике так и не происходит.
Неуверенность в себе, страх начать новую деятельность мы стараемся игнорировать: «Вот когда я прослушаю еще несколько лекций — тогда точно начну!» Такой видимый перфекционизм серьезно тормозит само обучение, так как без практики новому знанию или навыку не за что зацепиться, как новый отросток не может развиваться без почвы для корней. В сочетании с практикой материал несравнимо глубже осмысляется, рождаются собственные, более зрелые вопросы, и прогресс идет семимильными шагами — в то время как отличники «с отрывом от производства» топчутся на начальном уровне.
«Со мной в институте иностранных языков училась девушка Катя, — рассказывает Полина, 29 лет, — и училась не так чтобы очень хорошо. У нее был богатый муж, детей у них не было, и мы подозревали, что учится она, только чтобы себя занять. Когда мы потом встречались группой, все рассказывали о том, какую работу нашли, а Катя — где она снова учится. Курсы ландшафтного дизайна, курсы сомелье. Планирует получать психологическое образование».
Вечный студент подобен книжному шкафу, набитому пыльными фолиантами, которые никто не читает. Чтобы не уподобиться этому неуклюжему предмету, важно во всех поглощаемых знаниях и навыках искать нечто важное и привлекательное именно для вас, то, о чем хочется узнать больше, что вызывает вопросы. Тогда из сотни тропинок, расходящихся перед нами в каждый момент выбора, легко будет распознать свою и совершенствоваться уже на этом пути. Опытные люди говорят: «Определиться значит сузиться». Настоящий вызов — перейти от юношеской жадности, охватывающей ученика в любом возрасте, переключиться на ограничение, отказ от неподходящего, выбор одной из многих возможностей. Такое ограничение не обедняет нас, а позволяет не размениваться и вложить свое время и силы в то, что влечет по-настоящему.
Мария Гущина: «Поиск своего пути, предназначения без преувеличения можно назвать главной задачей жизни любого человека. Довольно рано ребенок начинает размышлять о том, кем станет, когда вырастет, примеряет на себя различные профессии от продавца до космонавта, фантазирует и мечтает. Такая игра постепенно наполняется новым смыслом, когда старшеклассник должен уже всерьез ответить на вопрос «кем быть?».
Необходимость сделать выбор, который на многие годы определит жизнь, вызывает тревогу. Что-то подобное мы переживаем и будучи взрослыми, когда вступаем в некий новый этап, например после обучения чему-то. В этот момент важно прислушаться к себе и не побояться себя услышать, пойти за собой, за своим порывом. Это бывает непросто, потому что вокруг громко звучат мнения родителей, друзей и других советчиков и экспертов, чьему мнению сложно противостоять. Хорошие ориентиры — это наши уже известные способности, хобби и интересы. Так как любимым делом можно заниматься, не замечая времени, испытывая радость от узнавания нового. Здесь работает формула «Сделай хобби своей работой». Конечно, это счастье — идти на работу с энтузиазмом, с удовольствием заниматься ей и развиваться в выбранной области. В противном случае любая, даже замечательная для кого-то другого, работа превращается для нас в каторгу. Шанс избежать такой судьбы стоит того, чтобы рискнуть и поверить себе».
Пой, танцуй, лепи: как творческое хобби помогает в достижении целей
Дорога к мастерству
Обучение — отличное омолаживающее средство, потому что отчасти превращает нас в ребенка. Вместе с этим образом приходят любопытство, креативность, смелость, умение радоваться мелочам. Многие из тех, кто получает второе образование, с радостным удивлением отмечают, как приятно снова покупать тетрадки, открывать новенькие учебники, держать в руках студенческий билет и спрашивать однокашников: «Ты домашку сделала? Дай списать». Хочется по-детски хвастаться первыми успехами перед близкими и перед собой — и получать одобрение. Со временем место этого желания займет более сдержанная реакция, а в начале пути повышенный энтузиазм не просто простителен, но и очень важен, впереди же серьезный труд. Хороший учитель — будь то ведущий тренинга убеждающей коммуникации или подруга, обучающая вас любимому пэчворку, не скупится на похвалы авансом.
Одна из трудностей перехода к настоящему мастерству — переключение во взрослую позицию, когда не меня сопровождают, а уже я сама отвечаю за все. Конечно, важно сохранить начальные креативность и азарт, однако застревание в образе новичка рискованно, так как порой захватывает и другие области жизни. «Когда моя сестра-биолог получала второе образование в юриспруденции, это было непросто. — говорит Алина, 42 года. — Ей уже 30 лет, и специальность, казалось бы, такая серьезная и дисциплинирующая. А она не только в сессию, но и постоянно отказывалась убираться, мыть посуду, готовить, только с подружками общалась и на занятия ходила. С ее сыном гораздо больше занимались мы с мамой. Ее муж злился и говорил, что она и в институт пошла, чтобы на все претензии отвечать: «Но я же учусь!» Она рано вышла замуж, а тут был шанс впасть в детство, побыть безответственной девчонкой-студенткой».
Мария Гущина: «В современном мире все происходит очень быстро. Еще 200 лет назад девочки и мальчики начинали учиться ремеслам в качестве подмастерьев и помощниц с 12–13 лет, а то и раньше, к обычным же хозяйственным делам дети привлекались, как только учились ходить. Находясь при мастере неотлучно, ученики не только оттачивали простейшие навыки, но и имели возможность видеть все нюансы квалифицированной работы, пропитываясь духом дела. Так возникала преемственность. Сегодня мы зачастую оказываемся учениками уже во взрослом состоянии и оказываемся более уязвимыми перед переменами. Начало профессионального пути сопровождается фантазиями, тревогами и сомнениями. Увы, некоторые ожидания оказываются иллюзиями и разочаровывают. Так первоклассник огорчается, узнав, что школа — не детский сад, тут нет времени играть, надо выполнять задания. Занятие, казавшееся захватывающими, после первого очарования может показаться скучной рутиной. Хочется поскорее и с блеском решать задачи с двумя неизвестными, а надо повторять таблицу умножения. Пианист рвется исполнять сложнейшего Рахманинова, а мимо нудных гамм и этюдов не проскочишь. Обуздать себя и заняться шлифовкой мелких навыков непросто. Секрет в том, чтобы в самых однообразных и трудных упражнениях уловить глубину и смысл всего предмета, увидеть его с разных сторон. Так воплощается диалектический закон перехода количества в качество. Свое творчество тогда не спорит с каноном, а становится заделом на будущее и топливом, которое поддерживает огонь интереса и придает сил».
Как избежать погружения в нежелание учиться
Иногда внутренний креативный и стремящийся к знаниям ребенок спит глубоким сном, а все его качества мы словно дарим кому-то другому, например своим детям. Мол, это только им позволено получать удовольствие от учебы, причем лишь до определенного возраста, а взрослый учится, только чтобы за повышение квалификации ему прибавили зарплату. А на резонные предложения пойти и выучить иностранный язык, который вдруг оказался так нужен, отвечаем: «Да куда мне, поздно, мозги уже не те». Порой такое погружение в неподвижность и закоснелость заводит еще дальше и превращает человека в воинствующего защитника самых устаревших и потерявших смысл правил, усвоенных в юности. Попав в такую внутреннюю ловушку, люди начинают протестовать без разбору против всего нового и развивающего в любой области — в науке, моде, технике, общественном устройстве. Страх перед выходом за привычные границы иной раз заставляет нас удерживать от этого и других. Признаки косности мы можем заметить за собой, например, в стремлении страстно и резко критиковать и обесценивать все, что хотя бы немного отличается от наших ожиданий и взглядов — будь то прическа, стиль руководства или метод воспитания детей.
На свете столько красивых и полезных языков, а также людей, с которыми на них можно пообщаться. Маленький шаг оживит способность к переменам в принципе. Сопротивление играет важную роль, оно защищает нас от поспешности и ошибок, позволяет лучше подготовиться к неожиданностям. При этом поиск нового не означает отказа от старого, а позволяет с помощью сомнений уточнить и улучшить имеющееся. Выход за пределы своих ограничений не должен превращаться в самоцель, иначе будет разрушительным. Однако в разумной дозе обновление служит как раз сохранению основ. По этому принципу организм постоянно занят обработкой информации, обменом веществ и обновлением клеток — и остановка означает болезнь и разрушение. Поэтому учеба для взрослого человека не роскошь и не детский каприз, а способ полноценно жить.
Мария Гущина: «Есть ли та вершина, на которой заканчивается совершенствование в профессии, та ступенька, оказавшись на которой можно сказать: «Я знаю об этом все»? Кто-то из древних говорил: «Чем больше я знаю, тем меньше я знаю». К счастью, это так, потому что позволяет не утратить интерес к своему делу и расширять восприятие. Позиция «Я все знаю» делает нас слепыми, сужает взгляд на вещи, лишает альтернативных вариантов.
В современном мире все быстро меняется, научный и технический прогресс делает все новые успехи, отрасли знания причудливо прорастают друг в друга, открывая новые взаимосвязи и высвечивая неизведанные грани давно знакомых вещей. Решив остановиться, мы рискуем многое упустить и попасть в глупое и даже опасное положение. Многие знают, что как только в вождении автомобиля появляется первая легкость, случается и первая авария. Самоуверенность губительна. Современная наука ставит больше вопросов, чем дает ответов, и эти вопросы двигают нас вперед в познании мира. В тот момент, когда у человека не остается сомнений и вопросов, останавливается развитие и начинается застой. А как известно, что не развивается, то атрофируется».
Друг ребенка плохо на него влияет: какие меры предпринять, советуют психологи
Критика и наказания не помогут донести до детей информацию, поэтому психологи рекомендуют применить другие методы.
Первые уроки добра и зла дети получают от своих родителей. Именно заботливые мамы и папы могут рассказать, что такое хорошо и что такое плохо, а также на собственном примере показать, как вести себя в той или иной ситуации. Дети впитывают любую информацию, полученную от старших, поэтому крайне важно с самого детства формировать у ребенка здоровые модели поведения.
Мысли и мнения сверстников могут отличатся от тех идей, которые внушали ребенку дома. Порой непоседы и шкодники могут вдохновить послушного мальчика или девочку на неправильные поступки и неуважительное отношение к старшим. Какие меры следует принимать взрослым, которые считают, что новый друг их чада плохо на него влияет?
Прежде всего нужно обращать внимание на любые изменения в поведении ребенка. Даже если он не делится всем, что происходит в его жизни, скрыть свою обеспокоенность не выйдет — родители на инстинктивном и интуитивном уровне понимают: что-то не так.
По словам детского психолога Энн-Луизы Локхарт, обычно эти изменения связаны с отношениями с родными или сверстниками, с подходом к оценкам, учебе, своим будущим целям, а также с внешностью или увлечениями. Прежняя дружба может перестать быть привлекательной.
Конечно, как отмечает специалист, в детском возрасте отношения с друзьями довольно динамичны, а быть в курсе каждой мелочи мама или папа не способны. В связи с этим следует как можно раньше научить ребенка справляться с конфликтами и изменениями в связи с окружающими.
Однако для полного понимания ситуации важно дать ребенку возможность высказаться — от начала до конца. Психолог Ализа Прессман советует не задавать вопросов и не перебивать. В противном случае растерянные дети закрываются и начинают видеть в маме и папе врагов, которые «ничего не понимают».
Также следует уточнить мнение самого отпрыска — как он оценивает поведение нового друга, какую оценку бы дал, как бы сам поступил. Часто в ходе монолога ребенок самостоятельно приходит к решению проблемы, которая беспокоит и его, и родителей.
Неверный шаг, который рискуют совершить обеспокоенные взрослые, — начать критиковать как нового друга, так и его родителей. Вместо того, чтобы ругаться на чужих людей, лучше поддержать ребенка и продолжить анализировать его поведение.
Истерики и агрессия: как на поведение ребенка влияет оппозиционно-вызывающее расстройство
Кстати, вместо шквала критики и негатива психологи рекомендуют задать вопросы, которые подтолкнут детей к рассуждениям. Прессман говорит, что необходимо спрашивать с неподдельным любопытством, а высказывать личное мнение, наоборот, с максимальным нейтралитетом. Одна из стратегий, которая облегчит эту задачу, начинать предложение со слова «интересно», поскольку таким образом ребенок чувствует, что сам участвует в процессе решения проблемы.
Решительные меры необходимо принимать лишь в том случае, когда есть подозрение, что над ребенком издеваются или его унижают. С такими ситуациями маленькие дети не умеют справляться самостоятельно. В подобной ситуации можно обратиться к воспитателю, учителю, школьному психологу или родителям того, кто не только оказывает дурное влияние на ребенка, но и издевается над ним.