
Часто родители недооценивают значимость психологической подготовки детей к школе. Между тем, это может существенно повлиять на успеваемость и социализацию ребенка в будущем.
Ирина Меркулова, психолог
Где-то в августе воздух будто меняется. По-прежнему жарко, но лист календаря деликатно напоминает: «Школа близко». У родителей в глазах включается внутренний прожектор, который светит тревогой: «А он готов?» Готов ли вставать утром, делать уроки, общаться с новыми учителями и не забывать тетради дома?
Роль родителей в формировании позитивного отношения к школе
Давайте сразу договоримся: готовность к школе — это не список галочек в блокноте. Это про ощущение, что дома тебя принимают с разным настроением: довольным после пятерки, смущенным после конфликта и растерянным, если не понял, как решается задача.
Как научить ребенка справляться со стрессом и эмоциями
Подготовка к учебного года начинается еще до школьного звонка, в первые разговоры — не про экзамены, а про то, что будет интересного, удобного, неожиданного в новой школьной жизни. Вы можете вместе пойти выбирать ручки и блокноты, словно подбираете снаряжение в долгий поход. И даже если ребенок кричит, что ему ничего не надо, просто дайте понять, что вы — на одной стороне.
Роль эмоциональной поддержки со стороны родителей
Потом придет самое невидимое, но важное: разговоры о страхах. Потому что их не избежать. «А если учитель строгий?», «А если снова я один буду без друзей?», «А если не пойму с первого раза?» — это не капризы, это взрослые детские вопросы. Не бойтесь их. Говорите, что волноваться нормально. Что ничего не случится, если забыл тетрадь.

Если ребенок не хочет идти в школу: 6 причин и советы для родителей
Техника релаксации и саморегуляции для школьника
Можно дать ребенку несколько простых инструментов стрессоустойчивости. Например, если взволновался — на медленном выдохе представить, будто дуешь на свечу. Или «свернуть тревожные мысли в бумагу» и положить их в специальную коробочку.
Формирование учебной мотивации
Да, школа часто воспринимается как место, где «надо». Но если ребенок принесет домой не только оценки, но и интерес — это уже огромный результат. И он возможен, если не ломать мотивацию слета: не зацикливаться на балах, а интересоваться, что нового сегодня узнали, какие были открытия — не у соседа по парте, а у него.
А еще будьте готовы замечать не только ошибки в тетради, но и продвижение в уверенности. «Ты сегодня сам исправил, не дожидаясь, пока подскажут — это круто». Или: «Тебя обидели, но ты не стал молчать и пришел поговорить — это взросло». Так учеба становится не только про знания, но и про жизнь.
Помощь ребенку в адаптации к новому распорядку дня
Про режим — аккуратно, не командным голосом, а в ритме семьи. Если хотите, можно за пару недель до сентября вместе сдвигать подъем: не насильно, а, например, вставать пораньше, чтобы сходить утром в парк или посидеть на веранде с чаем. Пусть будни входят в жизнь мягко, как тапочки, а не как армейский сапог.
А распорядок дня — это не тюремный график, а поддерживающий якорь. Вместе составляйте его и вписывайте туда не только уроки, но и любимые занятия. Даже пятнадцать минут «ничегонеделания» после школы способны вернуть ресурс лучше любого «ну давай, доделывай!».
И, может быть, главное, что стоит сказать — не ребенку даже, а себе. Тот, кто идет в школу с поддержкой, совсем не обязан быть идеальным. Он просто должен знать: за его спиной есть взрослые, которые не спросят в первую очередь про оценки. Которые не бахнут с порога: «Опять замечание?», а спросят: «Ты сам-то как себя сейчас чувствуешь?».
