Подпишись на нас в соц. сетях!

Как научиться прощать?


Казалось бы, что может быть проще, чем сказать «Прости!», или принять извинения от близкого человека. Но это далеко не так. Зачастую обида и боль долгое время выжигают душу изнутри, не давая жить спокойно. Давайте на примере историй наших читательниц при помощи эксперта разберемся, как научиться прощать.

Как-научиться-прощать.jpg

Истории наших читательниц:

«У меня вышла странная история с отцом моего ребенка. Он не только не помогал мне никогда, а еще и занял денег. Причем много, для меня 1000 долларов весьма существенная сумма. Нашей дочери тогда было три года, мы с ней жили у моих родителей. Я знала, что он азартный игрок, он был настоящим игроманом. Проиграл в карты кучу денег, своих и чужих, выпросил у друзей фамильные драгоценности, заложил их в ломбард, а выкупить вовремя не сумел. В итоге долгов накопилось столько, что им с матерью и сестрой пришлось поменять квартиру на меньшую, чтобы расплатиться. Я знала, что его мать буквально ходит голодная, всю свою учительскую зарплату отдает за долги. И когда мне представился случай заработать деньги (я работала в агентстве недвижимости, получила премию за удачную сделку), я поняла, что просто не могу не помочь им. Он клялся, что вернет все при первой возможности. Потом прошло еще несколько лет, мы уже не виделись. И однажды встретились. Он сказал, что уезжает из России и что денег у него пока нет. Я подумала, что, если и дальше меня будет грызть злость на него, я просто испорчу себе жизнь. И я сказала: «Бог с тобой, не надо возвращать деньги. Если уж мы расстаемся насовсем, то пусть ничего между нами не будет тягостного». С тех пор мы не виделись, и я ничего о нем не знаю. Меня эта история больше не заботит. Дочери уже скоро исполнится 20, и я только смеюсь, когда меня спрашивают, получала ли я алименты».
Юлия, Москва

 

«Однажды я плохо поступила с человеком и теперь не знаю, могу ли рассчитывать на прощение. В общем, все это время я стараюсь его как-то заслужить. Но вот прошло уже больше трех лет после того, как я чуть не ушла от мужа, и мне стало надоедать вечно ходить виноватой. Наверное, это нехорошо —
так говорить, потому что я действительно поступила плохо, ранила мужа своим уходом тогда. Однако я вернулась, решила, что не хочу больше никаких экспериментов, это мое окончательное решение, и сейчас меня не в чем упрекнуть.
А он по-прежнему живет с той обидой. Что бы я ни делала, он как будто все оценивает так, словно я пытаюсь искупить вину. Взвешивает на весах каждый мой поступок. Вот я и стала думать, сколько можно казниться, не пора ли снять с меня эту «судимость». Говорить с мужем об этом напрямую не решаюсь, но когда-нибудь я отважусь на протест».

Наталья Солнцева, Ростов

 

«Мне все вокруг предлагают простить обидчицу — мою сестру. А я не понимаю, причем тут прощение, я просто хочу справедливости, хочу разобраться в ситуации. После смерти родителей мы долго судились из-за квартиры, где я в последние годы с ними жила и ухаживала за ними. По суду квартира отошла ей, так как ее дети тоже были в числе собственников, а мне осталась другая квартира, маленькая, где жила когда-то наша бабушка. Закон законом, но мне кажется несправедливым и неправильным, что она мало помогала мне в последнее время с родителями, и вообще очень рано вышла замуж и давно живет отдельно. А мне эта квартира дорога каждой мелочью, в ней вся моя жизнь — и я должна ее отдать. Мне говорят: «Ты просто злишься, прости ее». Но я не могу. Может, я и правда злюсь? И как тогда простить?»
М., Санкт-Петербург

 

Комментирует психолог-консультант Анна Панфилова

Прощение было, пожалуй, одним из первых истинно человеческих качеств наряду с юмором и пониманием, например, изобразительного искусства. По-видимому, оно оказалось таким же необходимым условием выживания представителей доисторических племен, как и забота о старых, но опытных членах семьи или почитание (то есть внимательное изучение) явлений природы. Без возможности прощения первые и еще пока такие немногие и слабые люди просто поубивали бы друг друга в борьбе за скудные ресурсы (пища, вода, убежище). А в более развитых культурах прощение понималось как способность божества снизойти до простых смертных, проявить свою милость — столь же беспричинную, сколь и гнев. В христианской и иудейской традициях на это прямо указывает концепция imitatio dei, то есть «подражание богу». Она предписывает прощение в качестве не свободного выбора, а настоящего морального долга для правоверных членов общины, которые не должны ставить никаких условий для прощения.
И все же есть традиция связывать прощение с покаянием. Возможно, повинуясь некоему негласному психологическому закону сохранения энергии, уже древние люди, желая получить прощение богов за что-то, приносили в жертву животных. Современный человек кается перед собственной совестью, а в социальных отношениях может обойтись простым извинением или компенсировать ущерб по суду, но суть остается прежней: навредил — загладь вину, покайся, докажи свою искренность. Таким образом, кающийся создает условия для продолжения отношений, и тот, у кого просят прощения, порой чувствует себя вынужденным простить. Даже если чувства все еще не успокоились, сама традиция подталкивает к тому, чтобы успокоиться и решить дело миром, потому что восстановление отношений в интересах не только непосредственных участников, но и их окружения (близкие, коллеги, община в широком смысле), так как позволяет людям более не отвлекаться на конфликт, а продолжить заниматься своим делом.
Американский исследователь философии и психологии прощения Р. Энрайт выявил признаки, по которым можно судить об уместности прощения.
* Произошло неоправданное ущемление интересов человека. Нарушены его представления о справедливости, причинен личный ущерб. Другими словами, неуместно прощение за то, что не причинило вам лично вреда. Например, жена не может простить мужа, если тот плохо обращался с ее детьми от первого брака: ущемлены интересы детей, а не ее личные, поэтому прощать могут только они сами.
* Обида должна иметь объективное выражение. Конечно, события можно трактовать по-разному, с субъективных точек зрения. Но можно выделить и объективное нарушение морали, то есть разделяемое всем обществом. Например, аресты невинных людей без честного следствия и суда — это очевидная несправедливость. Трудно бывает простить подобное, но в принципе это могло бы быть уместно. А прощать человека за то, что вы неверно поняли его слова и обиделись, — довольно нелепо.
* Прощение не противоречит справедливости, а дополняет ее. Когда вы решаете простить обидчика, вы как бы отказываетесь наказывать его в той степени, в которой он этого заслуживает. Но таким образом вы вводите свою личную поправку в процесс реализации справедливости: вы решаете, что в данном конкретном случае справедливо будет простить за определенный поступок человека, которого в других обстоятельствах следовало бы строго наказать.
* Прощение уместно не только в случае намеренно причиненной обиды, но и если она невольна, случайна. Если человек причинил ущерб другому по неосторожности, пострадавший все равно решает, даровать ему прощение или нет. Например, если человек на автомобиле сбил пешехода из-за плохой видимости в дождь, он несет ответственность и нуждается в прощении, хотя он не намеревался причинять кому-то вред.
Не всегда можно однозначно решить, кто кого обидел и кто должен просить прощения, чаще мы раним друг друга одновременно. Поэтому мне кажется, что ставшее расхожим, формальным слово «простите» (или «извините») в качестве нормального обращения — неплохой способ внести в бытовое общение атмосферу взаимной терпимости и деликатности, а также показать готовность в случае чего просить прощение и даровать его.

 

Ответьте на пять вопросов (фрагмент из мультифакторного личностного опросника MMPI) и узнайте, насколько вы склонны к тому, чтобы таить обиду и не прощать.
1Вы не удовлетворены свой судьбой?
2Вы достигли бы большего, если бы люди не были настроены против вас?
3Вы считаете, что вас часто незаслуженно наказывали?
4Вы порой чувствуете себя одиноко среди других людей?
5Вы считаете, что чувствуете все острее, чем другие?

За каждый положительный ответ начислите себе 2 балла.
Если вы набрали не более 3 баллов,
вы способны легко прощать даже серьезные обиды. Похоже, вы широкой души человек, поэтому острые переживания относительно быстро оставляют вас в покое.

Если ваш результат 4–7 баллов,
вы прощаете избирательно, не только в зависимости от серьезности ущерба, нанесенного вам, но и ориентируясь на ваши личные отношения с обидчиком, а также сиюминутное настроение. Иной раз вы все простите одним махом, а в другом случае отыграетесь на обидчике.


Если ваш результат 8–10 баллов,

подозрительность и осторожность могут быть вашими постоянными чертами характера. Поэтому вы склонны видеть больше обид там, где другие ничего не заметили бы. Добиться вашего прощения сложно, но, раз простив, вы способны на самые искренние дружеские чувства.

Количество показов: 564
07.06.2010
|
Рейтинг (3.1)
Источник:

Назад

Комментарии
KIZ рекомендует
Отвечайте на запросы журналистов — получайте упоминания в СМИ
Конкурсы
Гороскопы
Наши рассылки