Нежная Ольга из «Евгения Онегина»‚ страстная экономка из «Укрощения строптивой». в свои 26 лет эта хрупкая девушка прекрасно совмещает любовь и карьеру‚ свободу и дисциплину. Перед репетицией новогоднего спектакля «Щелкунчик» Анна рассказала о том‚ как ухаживают за собой балерины.
Досье
Первая солистка Государственного Большого театра России.
Родилась в 1988 г. в Москве.
В 2005 г. окончила Московскую государственную академию хореографии. В том же году завоевала III премию Международного конкурса артистов балета и хореографов в Москве и была принята в балетную труппу Большого театра.
В 2012 г. исполнила партию Гамзатти в «Баядерке», в 2013 г. — сванильды в «коппелии» и Мари в «Щелкунчике», в 2014 г. — Китри в «Дон Кихоте».
В 2012 г. приняла участие в проекте канала «Культура» «Большой балет».
В 2013 г. стала первой исполнительницей партии Ольги в балете «Евгений Онегин» в Большом театре.
В 2014 г. приняла участие в фестивале «Кремлин Gala» и солировала в балете «Сильфида».
Была задействована в спектаклях «Классическая симфония», «Дама с камелиями», «Корсар», «Укрощение строптивой» и многих других.
Екатерина Фадеева («Красота & Здоровье»): Под Новый год вы по традиции танцуете партию Мари в балете «Щелкунчик». Насколько я знаю, ваш первый выход на сцену состоялся именно в этом спектакле?
Анна Тихомирова: Да, только не в Большом театре, а в Кремлевском дворце. Мой папа — Николай Тихомиров, известный артист, был премьером Литовского национального театра оперы и балета и Московского классического балета. Он рано познакомил меня с искусством. В шесть лет я уже участвовала в «Щелкунчике». Исполняла крохотную роль, но она полностью меня захватила.
На сцену Большого впервые попала в 11 лет, будучи студенткой Московской государственной академии хореографии. Была амурчиком в спектакле «Дон Кихот».
«К&З»: Волновались, выступая на сцене Большого?
А. Т.: Абсолютно нет! В детстве везде чувствуешь себя как дома. Правда, когда после балетного училища тебя приглашают в Большой театр, надеешься, что сразу будешь исполнять сольные партии. Не тут-то было. Начинать приходилось, как всем, с кордебалета.
«К&З»: Вспомните наиболее сложную свою партию.
А. Т.: Для артиста самый сложный материал — премьерный. Например, недавно я исполнила заглавную роль в балете «Сильфида». Важно добиться легкости, так как Сильфида — олицетворение воздуха. Еще интереснее оказалось играть сцену смерти так, чтобы зрители поверили.
«К&З»: В «Укрощении строптивой» вы работали с одним из выдающихся хореографов современности — Жан-Кристофом Майо. Как вам маэстро?
А. Т.: У меня остались потрясающие впечатления от работы с ним. Жан-Кристоф полон иронии — даже серьезные балеты ставит с долей юмора. Приятно, что роль экономки он ставил именно на мою индивидуальность. Кстати, я выхожу на сцену до начала спектакля перед занавесом и собираю зал — необычное ощущение.
«К&З»: Ваш избранник — солист Большого театра Артем Овчаренко. Союз двух танцовщиков — редкость. Как вы познакомились?
А. Т.: Когда Артем начал стажироваться в Московской государственной академии хореографии, я заканчивала ее. Тот год выдался тяжелым — при подготовке выпускного спектакля я не высыпалась, и родители приняли решение оставить меня на год в интернате при училище. Там мы и познакомились. Однажды на новогодней дискотеке Артем пригласил меня на танец и сказал, что я ему нравлюсь. Карьера и учеба отнимали все силы, строить отношения мне не хотелось. Артем не отступал. Спустя годы, когда мы вместе начали работать в театре, стал всерьез ухаживать за мной. Пока, наконец, я не поняла: хочу быть с этим человеком. Шесть лет мы счастливы вместе!
«К&З»: Говорят, что хореографы не любят ставить вместе пары, потому что партнеры часто ссорятся.
Тем не менее вы много танцуете с Артемом, например, в проекте «Большой балет» исполнили несколько совместных номеров. Не боитесь конфликтов?
А. Т.: Наоборот, для нас большая радость — раствориться вместе на сцене. Конечно, с близким человеком можешь позволить себе больше, чем с остальными партнерами, но мы не ссоримся. Артем такой спокойный, что, даже когда мне хочется поругаться, ничего не получается! (Смеется.)
«К&З»: Остается ли в вашем напряженном графике время для хобби?
А. Т.: Как ни странно — да. Моя мама — певица, исполнительница фольклорных песен, поэтому с детства я увлекаюсь пением. Недавно она дала несколько уроков вокала Артему — теперь в караоке мы ходим чаще.
«К&З»: Когда я была за кулисами Большого, заметила, что танцовщицы ходят в уггах и с валиками. Что это?
А. Т.: Вы наблюдательны! Балерины носят дутые чуни, чтобы голеностоп оставался в тепле. Это помогает избегать травм во время разминки. С валиком или роллером triggerpoint мы растягиваем позвоночник и разминаем мышцы. Он жесткий и рельефный, достаточно несколько раз «прокатить» его по проблемной зоне или поскользить по нему спиной — и спазм уходит.
«К&З»: Распространенный стереотип о балеринах — они питаются одним шпинатом. Правда?
А. Т.: Сказки! Балерины нормально питаются. Иначе невозможно выдержать нашей нагрузки. Стоит забыть поесть, и рискуешь упасть в обморок. Со мной так было. Хорошо, что не на сцене, а во время примерки. Студентки училищ действительно сходят с ума по поводу своего веса. Мы фанатично худели за компанию с подружками.
«К&З»: Что вы не едите никогда и что включаете в ежедневное меню?
А. Т.: В последнее время стараюсь употреблять здоровую пищу. Главное — в течение дня понемногу перекусывать: батончиком мюсли, бананом или шоколадом. Плотно завтракать получается редко, я ем после утренних классов в театре — выбираю творог, каши, фрукты. В день спектакля за пять часов до выступления съедаю небольшой кусок мяса и быстрые углеводы. Основной прием пищи приходится на поздний вечер — после театра могу зайти в ресторан.
«К&З»: Как расслабляете тело, посещаете спа-салоны?
А. Т.: Существует поговорка «Если у балерины ничего не болит, значит, она умерла». Чтобы снять напряжение, вечером принимаю соляную ванну. Иногда хожу в баню. В театре есть несколько хороших массажистов, к ним мы обращаемся, когда нужно размять проблемные места.
«К&З»: Я заметила, что балерины сами себе подшивают пуанты?
А. Т.: Подшивать переднюю часть носка — обязательный ритуал, который мы совершаем с новыми пуантами. Еще секрет — носок нужно намочить и походить во влажной обуви несколько минут, пока она примет форму стопы. Кстати, у балерин особые требования к педикюру. Слишком глубоко обрабатывать пальцы нельзя, иначе собьешь их в кровь во время танца.
«К&З»: Правда, что в хореографическом училище будущих балерин учат гриму?
А. Т.: Раньше был такой предмет, потом его отменили. Мы сами наносим себе грим — ищем схемы в Интернете, покупаем косметику (я почти все из-за границы привожу). К счастью, у нас есть прекрасные наставники, — например гример-постижер Римма Петровна Воропаева, она работает в театре около 50 лет.
«К&З»: Гладкие балетные прически, созданные с большим количеством укладочных средств, вредят волосам. Как восстанавливаете их?
А. Т.: Стараюсь не красить совсем. Один раз ради эксперимента сделала мелирование. Люблю разные маски. Последняя удачная находка — привезенная с гастролей в Корее маска с женьшенем, от нее пряди блестят и не путаются. Чтобы волосы лучше росли, втираю в кожу головы горчичный порошок или кашицу имбиря. Эффект отличный.
«К&З»: Как ухаживаете за кожей лица?
А. Т.: Для артистки важно полностью снять грим. Я приобрела специальное корейское черное мыло, оно отлично выводит загрязнения из пор. Для увлажнения кожи пользуюсь эмульсиями и быстро впитывающимися кремами на гелевой основе. Люблю домашние маски из натуральных продуктов — клубники, банана, творога, сметаны.
«К&З»: Поделитесь впечатлениями от недавних путешествий!
А. Т.: Я много путешествую с гастролями. Из последних поездок запомнился Нью-Йорк. Большой театр не приезжал туда более десяти лет, поэтому встречали нас тепло — организовали вечеринку в русском стиле с сырниками и самоваром. Потрясли поклонники балета — некоторые ходили на «Лебединое озеро» по восемь раз! Для них наша труппа и наши спектакли — мировой тренд.
«К&З»: По вашему мнению, за каким балетом будущее — за классическим или современным?
А. Т.: Классика точно никуда не уйдет, но она будет эволюционировать. Первые изменения уже заметны. Раньше на сцене были приняты гиперболически преувеличенные эмоции и жесты. Сейчас хореографы склоняются к реалистичности. Зрители должны верить в то, что происходит.
«К&З»: Как встретите Новый год?
А. Т.: По традиции в кругу семьи. Вечер проведем в театре на «Щелкунчике». Артем танцует 31 декабря — исполняет ведущую партию Щелкунчика-принца. Дальше бегом домой, зажигать свечи, разливать по бокалам шампанское и загадывать под бой курантов заветные желания!
«К&З»: Что пожелаете читательницам журнала «Красота & здоровье»?
А. Т.: Есть такая притча: в каждом человеке идет борьба, похожая на сражение двух волков. Один представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк — добро: мир, любовь, надежду, истину и верность. Исход битвы зависит только от нас — побеждает тот волк, которого ты кормишь. Поэтому кормите «хорошего волка»: радуйтесь жизни, улыбайтесь и будьте готовы к сюрпризам. Самое большое счастье в жизни приходит без предупреждения.