Подпишись на нас в соц. сетях!

Анна Матисон: «Я люблю красивых людей». Интервью с известным режиссером


Найдите себе дело по душе и не работайте ни одного дня — это точно о ней. Она все делает увлеченно: пишет сценарии, снимает кино, лепит сырники с дочкой. И не устает, даже будучи беременной. Режиссер фильма «Заповедник», который выходит 6 декабря, и супруга актера Сергея Безрукова — о поиске себя, компромиссах по-довлатовски и ощущении дома. 

_F8A1364-Edit_400.jpgО детстве 

В детстве я занималась вообще всем, чем только можно и, если честно, здорово уставала от этой постоянной занятости. Не могу сказать, что свободное время у меня особо было. Помню, когда просила разрешения что-нибудь бросить, мне мама говорила, что рано или поздно все пригодится. И, как это часто бывает, мама была права: теперь мне нужны и музыка, и художественная школа, да все нужно. Хотя не уверена, что стала бы так плотно занимать своих детей. Все-таки свободное время в детстве — вещь хорошая. 

О физике и лирике

Не помню, чтобы кто-то на меня давил, просто самой в голову не приходило заниматься в жизни чем-то творческим. Стихи  я не писала, актерских талантов у меня не было, петь — тоже нет. В общем, все, чем занимаются обычно в подростковом возрасте — мне было очевидно, что у меня талантов никаких здесь нет. Вот я и рассматривала другие варианты. 

В целом было интересно то, что максимально загружало мозг, поэтому не просто математика, а экономика плюс языки на международном факультете — мне казалось, что ничего сложнее я в Иркутске не найду. В моем случае не было, как принято говорить в школах, «математического склада ума» — гуманитарное направление было таким же моим. В шкафу до сих пор хранятся студенческие билеты от поступления на филфак, в иняз и на международный факультет. Сперва были амбиции учиться одновременно везде, но начала работать и пришлось выбирать: сначала международный факультет ИГУ, потом ВГИК. 

Могу точно сказать, что мне мое образование пригождается по полной, так как мы в основном снимаем кино не по заказу, когда меня вообще не касаются никакие вопросы, кроме творческих, а сами занимаемся производством. А это все-таки означает, что надо уметь соизмерять придумки с реалиями, уметь выкручиваться, уметь считать. 

О гендерности в кино 

Женское кино, мужское… Не могу сказать, что так хорошо знакома с тем, что происходит в мировом кинематографе. Чтобы быть в теме и делать выводы, надо серьезно отслеживать, а у нас есть время смотреть только по верхам, обычно смотришь победителей фестивалей — и все. Будет неправдой сказать, что, не зная автора, я могу определить, кто снимал, мужчина или женщина. Что касается нашего кинематографа, то тут и вовсе не получится судить по гамбургскому счету, так как я всегда знаю, кто автор. Могу только сказать, что всегда люблю работы, например, Авдотьи Смирновой, с интересом жду фильмов от Анны Меликян. И, признаться, не вижу в их работе какой-то гендерности, хотя наверняка многие со мной не согласятся. По-моему, тут просто работают какие-то стереотипы на уровне заявленной темы. Например, когда мы сняли семейную историю «Млечный путь», то часто писали, что это женский взгляд,  зато после картины «После тебя» или «Сатисфакция» таких разговоров не было, так как и там и там сильные герои, настоящие мужские характеры. 

_F8A0548-Edit-2.jpgО беременности и творчестве

Состояние беременности — вещь очень индивидуальная. Одни испытывают невероятный прилив творческих сил, другие, наоборот, не могут работать. Пожалуй, единственное изменение, которое произошло у меня, — это корректировка графика. Смещение работы в сторону написания сценариев. Съемки, подготовка съемок — вещь тяжелая, поэтому мы, как только узнали, что ждем ребенка, без всяких колебаний перенесли сразу два проекта с текущего  года на следующий. Знаю, что кто-то снимает и в ожидании ребенка, но я слишком переживаю во время съемок, поэтому по мне лучше не рисковать, а спокойно писать дома. 

О первой встрече с Довлатовым  

Первым у Довлатова я прочитала как раз «Заповедник» и сразу полюбила. Мама дала мне книгу, это было, кажется, первое полное собрание сочинений, вышедшее у нас, я училась в средних классах. Конечно, это была  любовь. Сам слог, чувство юмора, выбор слова, какая-то непередаваемая интонация — все это сразу забрало мое сознание. Если можно так сказать, Довлатов стал для меня вкусовым авторитетом, которого я сама себе назначила. Это ни разу не просто написано — все выверенно, попробуй добейся такой фразы, как у Довлатова! Мне очень нравился эффект, когда тебе очень смешно, хотя никто ни над кем не смеется, смешное просто как бы случайно подмечается. На меня, безусловно, повлиял стиль Довлатова. Как говорится, «друг мой, Аркадий, об одном прошу: не говори красиво!» Вот Довлатов задал планку, как не говорить красиво, но изумительно точно. 

О «Заповеднике»

Я очень и очень надеюсь, что нам удалось создать ощущение, что за любым маскарадом, за любой жизненной суетой всегда есть место настоящему. Мы сознательно выстраивали в «Заповеднике»  особую атмосферу вдохновения. Да, кто-то ее наверняка пропустит, не заметит, двигаясь в составе шумной экскурсии, когда все и вся тебя отвлекает. А кто-то испытает что-то особенное и без всяких условий. Но нашему герою, а вместе с ним и зрителям повезло — он живет там, у него есть время остановиться. Дать шанс «Заповеднику» открыться. Даже когда герой читает стихи из школьной программы, он вкладывает в них не заученные, штампованные интонации, а произносит так, как будто только что эти строчки родились, они не читаются с выражением, а просто говорятся, как самые обычные слова, просто нечаянно произнесенные в рифму. И вдруг ты слышишь, сколько в них нежности, — меня лично это каждый раз трогает. Я уж не говорю про тексты самого Довлатова — в них вообще все и есть сама жизнь, без всяких преувеличений. И смешно, и по правде. Надеюсь, что у нас вышло легкое, веселое кино. А еще мне кажется, что мы справились с темой любви, — для меня эта линия самая важная в фильме. 

О подборе актеров

Примерно половина ролей задумывалась сразу под определенных актеров. Например, в роли Галины виделась только Анна Михалкова. Ведь это не такая простая роль. Дело в том, что она смешная, но смешная по-довлатовски. Стоит произнести те же самые реплики с чуть большим нажимом, и все сломается. Гротеск абсолютно неуместен. И вот в Анне столько вкуса к слову, что виделась каждая строчка именно в сочетании с ней. Плюс мне хотелось, чтобы в Галине не было ожидаемой резкости, сухости, наоборот, хотелось обаяния, полутонов. 

Александр Семчев в роли Митрофанова — тоже маст-хэв! Замечательный персонаж! Энциклопедические знания, помноженные на вечную улыбку Будды, лень в каждом движении — идеальный Митрофанов.

У Довлатова вообще так точно и ярко выписаны все второстепенные персонажи, что это, безусловно, дает, с одной стороны, точные описания, необходимые для переноса на экран, а с другой — является характеристикой самого главного героя, ведь, подмечая все и вся, он сам выглядит на их фоне еще интереснее.

В небольших ролях снялись Митя Хрусталев, Виктор Бычков, Полина Гагарина, Леонид Агутин. И каждый выбор неслучаен. Наш герой — гитарист, и мы понимаем, что мнение о его способностях должны высказать люди, которым зритель доверяет — это Полина Гагарина и Леонид Агутин. То, что Леня Агутин — близкий друг нашего никому не известного музыканта, сразу говорит о том, что он как минимум небесталанный. Кстати, не все знают, но Полина — профессиональная актриса, выпускница школы-студии МХАТ. У нее небольшая, но очень яркая роль, именно с ее недовольного лица начинается вся картина.

_F8A0422-Edit.jpgО сетевой жизни 

У меня  нет и не было соцсетей. Если что-то появляется от моего имени, то это с гарантией фейки. Сергей ведет сам свой «Инстаграм», у него действительно много поклонников, и Сереже  искренне нравится иногда выходить с ними на связь, когда есть минута, например, в машине по пути на съемку. Нравится, потому что у него поклонники какие-то хорошие, с ними приятно поделиться новостями, а уж новостей у Сережи всегда море, каждый день происходит что-то в театре или в кино, а теперь и в музыке. А у меня какие новости? Написали вот такой диалог, прошли второй драфт или пересчитали смету?

О фейках и о себе

Делать вид, что ты не тот, кем являешься, а кто-то значительно лучший, — бич не сегодняшнего времени, это в  натуре человека вообще. Кстати, кто-то тянется за своим объявленным образом и становится лучше себя предыдущего. Мне кажется, так всегда было. Просто сейчас это несколько обострилось в связи с теми же соцсетями, необходимостью озвучивать и визуализировать свою жизнь для других в надежде на одобрение. Лично я не  склонна драматизировать ситуацию, делать выводы о всеобщем фейке. Живем-то все мы дома, а дома фейки веса не имеют. Дома нет фильтров, дома надо уметь не фотографировать пельмени, а готовить их. 

О компромиссах и бескомпромиссности 

Компромиссы — это тоже очень довлатовская тема, он точно не был черно-белым. Бескомпромиссность — то редкое качество, которое мне очень трудно ощущать в  людях. Надеюсь, во мне его нет вовсе. Все-таки хороший человек, как мне кажется, должен быть искренне восприимчивым к другому мнению, никто не обязан думать так же, как ты, никто не должен разделять твои вкусы, да и вообще никто ничего не должен, кроме соблюдения норм приличия. Например, когда я сталкиваюсь с реакцией на наши фильмы, радуюсь пониманию и расстраиваюсь от непонимания, но при этом не считаю, что что-то не так с теми людьми, которым наше творчество не близко. Я даже в «Инстаграме» нашей кинокомпании просила никогда не удалять отрицательные отзывы. Просила удалять только нецензурные, а просто отрицательные пусть будут, ведь все имеют право на разное восприятие. Меня это расстраивает, так как я нормальный человек, но в то же время понимаю, что так и должно быть. К счастью, понимания всегда больше. То есть компромисс для меня — это одна из граней терпимости. Конечно, не всегда надо идти на компромисс, иногда надо сказать, что мы просто думаем по-разному, все в порядке, но умение компромисса достигать — ценное качество, я  его ценю.

Об ощущении дома 

У нас с Сережей не бывает идеального порядка. Только приберешься, а уже собака принесла утку, а Маша опять вытащила все карандаши и мелки, но у нас точно есть ощущение настоящего дома, оно в мелочах. 

Есть несколько картин, которые я действительно люблю. Люблю, когда висят на кухне фотографии, но только не постановочные, а живые, пусть и не всегда хорошего качества. Люблю книги, обычные бумажные книги, для меня навсегда Чехов — цвета морской волны, Куприн — сиреневый, Пушкин — бордовый и т. д. Потрепанный корешок — это «Двадцать лет спустя», а целый-невредимый — это наверняка примечания. Вообще, книги — это то, что дает ощущение дома. Как и в детстве, по-прежнему уверена, что нет ничего лучше, чем почитать. Разница лишь в том, что раньше я считала своим долгом дочитать книгу, даже если она мне не нравилась, а сейчас считаю нормальным бросить, если не идет, взять другую.  

О сырниках и вдохновении

Готовить — это действительно то, что я люблю, причем не в качестве разовой акции, а именно каждый день. Для меня в этом есть чувство стабильности. Так было принято у моей бабушки, у моей мамы, так принято и в семье Сережи — ничего особенного я в этом не вижу, это как раз та самая норма, которая очень нужна каждому человеку. Мне повезло только в том, что я от этого не устаю, а, наоборот, очень люблю. Активно дочку подключаю к готовке, она с самого рождения наблюдает, а сейчас может уже сама сырники смешать, считает, сколько ложек одного, другого. Когда готовлю  что-то сложное, это помогает еще и сосредоточиться, сто раз было, когда хорошие идеи по работе приходили в голову именно во время сложносочиненной готовки. 


Анна-Матисон-и-Сергей-Безруков.jpg

О красоте 

Я люблю красивых людей, красивые лица — всегда стараюсь красиво снять, особенно девушек, женщин. Мне кажется, у меня есть свойство видеть, как надо подать того или иного человека, чтобы его красота стала очевидна и притягательна для зрителей. Тут имеет значение все — от грима до света. Красота при этом может быть канонической, универсальной или своей собственной, ни на кого не похожей. И то и другое интересно. Бывают люди, которые для меня являются однозначно красивыми, и я поражаюсь, когда читаю негативные отзывы в их адрес. Например, мне кажется по-настоящему красивой Паулина Андреева. Я первый раз увидела ее на репетиции пьесы «Дом», которую мы написали с Женей Гришковцом. Это было очень давно, помню, что с особенным интересом ждала появления семьи героя (ведь они были полностью мною придуманы), и как же меня поразила Паулина — несмотря на отсутствие какого бы то ни было грима, я увидела настоящую красоту. Что уж говорить, когда Паулина вышла в вечернем платье после премьеры.  

О переменах в себе 

Мне кажется, я выгляжу во многом так же, как и лет в 13. Я тогда уже была своего нынешнего роста, ужасно страдала по этому поводу, у нас это считалось, конечно, некрасивым. Дальше менялась уже незначительно. Все изменения требуют усилий, а я только челку года три-четыре пыталась отрастить, но каждый раз не могла вытерпеть, она мне так мешала, что  я обрезала ее снова и снова. 

О волшебной таблетке 

К стыду своему, совсем ничего не делаю в плане ухода за собой: просто все время есть что-то в приоритете, что надо делать прямо сейчас — работа или дом. Мне повезло, что у меня хорошая наследственность от мамы, у нас с ней всегда был один размер одежды, хотя нас у мамы трое. Так что, я надеюсь, что буду и дальше в форме, хотя здесь моей заслуги нет. 

дзен.jpg
27.12.2018
|
Рейтинг (3.66)
Автор: Екатерина Фадеева. Фото: архив пресс-службы

Назад

Комментарии
  
 обложка_ляйсан.png
KIZ рекомендует
Конкурсы
Гороскопы
Наши рассылки