Актриса Марьяна Спивак известна благодаря фильму Андрея Звягинцева «Нелюбовь» и спектаклям театра «Сатирикон». Ее мама — актриса Екатерина Васильева — Лена из «Прощания славянки». Обе они — наследницы старой театральной династии во главе с легендарной Жанной Прохоренко.
О связи
М. С.: У нас с мамой очень близкая связь. Мы друг друга чувствуем: можем позвонить в одно и то же время…Е. В: …эсэмэски пишем одномоментно, одинаковыми словами.
М. С.: Сейчас, когда я сама стала мамой, кажется, эта связь еще больше усилилась.
Вот это материнское ощущение, что где-то на Земле теперь ходит кусочек тебя, — я это теперь отлично понимаю. Как и всю обеспокоенность и нервы, и безумную материнскую тоску, когда долго не видишь своего ребенка.
Е. В: Конечно, благодаря технологиям общение упростилось. Не то что в 90-е, например, когда я вынуждена была уехать зарабатывать деньги в Болгарию — озвучивать сериал. И мы с Марьяной расстались на целых полгода.
М. С.: Мне было лет десять тогда. Самый страшный период моего детства. Я ужасно скучала по маме. Все, что у меня было, — это редкие междугородние звонки от нее, которых я очень ждала и после которых дико ревела.
Е. В: А мне такие сны страшные снились там, в Болгарии. Как будто мы с маленькой Марьяшей идем по лабиринту, и вдруг она теряется. Я пытаюсь ее найти и не могу. И отчаяние подступает чудовищное… Прямо сейчас готова заплакать.
М. С.: Пытаюсь представить, что мама тогда пережила. Моему сыну сейчас три года, и недавно я впервые уехала от него на пять дней на съемки. Я думала, меня разорвет от тоски, так мне было плохо. Притом что у нас был скайп и мы каждый день созванивались.
Об оптимизме
Е. В: Я понимаю, что жизнь иногда приносит сюрпризы, и, какими бы они ни оказались, их нужно принимать как данность. Мы стремимся в любой ситуации видеть больше плюсов, чем минусов.М. С.: Я с детства помню эту фразу, которую ты говорила, когда что-то случалось. Украли деньги: «Спасибо, Господи, что взял деньгами». В любой тяжелой ситуации: «Слава Богу, что не случилось что-то еще более страшное». Как в анекдоте: думали, что дошли до самого дна, и вдруг снизу постучали. Помнишь, в 90-е, когда у нас был кризис денежный и нечего было есть?
Е. В: Я даже помню конкретный год: 1997- й. 850-летие Москвы, первый большой День города, а у нас ни гроша.
М. С.: Все копилки разбиты, из щелей, из верхней одежды все повытащено. С горстью какой-то мелочи пошли в парк Культуры, ни на один аттракцион не хватило, но мне купили берестяной ободок, и я, счастливая, гуляла в этом ободке…
Мама могла сказать: «Дорогая дочь, нам нечего есть, обойдемся без твоих сувениров, купим лучше хлеба». Но она, понимая, что нужны какие-то человеческие радости, эти деньги потратила на безделушку. И это был счастливый день! Тот ободок, кстати, до сих пор лежит у нас в деревне.
О Жанетике
Е. В: Я не встречала человека более порядочного, честного, чистого, чем моя мама. Она никогда не повышала голос. Я все свои поступки мерила по ней — она была для меня нравственным ориентиром. Замазывала двойки в дневнике не из желания избежать наказания, а из боязни маму огорчить: она ведь школу с золотой медалью закончила.М. С.: Для многих бабушка — это пирожки, плюшки и вседозволенность. У нас было не так. Жанетик была строгая, она была глава семьи, и от ее решения, от ее настроения зависело все. Конечно, внутри нашего трио иногда создавались какие-то группировки: то мы с мамой сплочались, боясь Жанетика. То мы с Жанетиком, опасаясь мамы. Но вообще на бабушке все держалось. Она была зрелая, серьезная, уверенная. Все умела. По сравнению с Жанетиком я еще абсолютный ребенок. Да и мама, наверное, тоже.
О самостоятельности
М. С.: У нас в семье, еще начиная с Жанетика, всегда было так: легче сделать самой, чем кого-то попросить.Я понимаю: девочка должна быть девочкой. И если рядом есть мужчина, который сделает все сам, прекрасно. Но если ты вдруг оказываешься одна и тебе сию минуту некому помочь? Мое мнение — справляйся сам. Хотя психологи, наверное, со мной не согласятся. Сейчас считается, что мужчину нужно приучать к помощи, разыгрывать из себя слабую женщину, даже если ты ею не являешься.
Е. В: Когда: «Ой, открой мне, пожалуйста, баночку с горошком…»
М. С.: …я пойду пока колесо у машины поменяю. (Смеются.)
Мне в этом плане, к счастью, повезло, мой муж — настоящий мужчина, он всегда на подхвате, у меня в этом смысле нет никаких противоречий.
Но когда его рядом нет, для меня не проблема запачкать руки. Не знаю, поменяю ли я колесо. Мама точно поменяет.
О полезных навыках
Е. В: Мне кажется, если перед человеком открываются какие-то возможности, это для чего-то нужно. Поэтому я много чего умею. Работала звонарем, и, хотя оставила это занятие, мой опыт вдохновил нескольких людей стать звонарями. Дублировала и занималась укладкой текстов к зарубежным фильмам (как у выпускницы английской спецшколы, у меня был хороший уровень языка), это помогло нам выжить в 90-е. Я могу поставить розетку, починить карниз, вставить стекло, и это помогает в быту.М. С.: До сих пор помню мамину пятилетку — с 1999 по 2004 год, когда она работала переводчиком фильмов и мультиков. Тогда это было намного сложнее, чем сейчас. Никаких программ не было: только видеомагнитофон, телевизор и заезженная кассета. Каждый раз, когда я приходила из школы, мама сидела на кухне в клубах сигаретного дыма, обложенная бумагами, словарями, и туда-сюда мотала эту кассету, записывая подстрочник от руки.
Е. В: Ломались глаза, пальцы: все это писалось мелким-мелким почерком, для экономии бумаги, потом перепечатывалось. Я выкуривала по две пачки в день. Сейчас не курю — 20 лет как бросила.
М. С.: Мама переводила «Детективное агентство "Лунный свет"», «Все псы попадают в рай», мультики про мистера Фикса, причем она адаптировала на русский все эти стишки, песенки.
Е. В: Иногда попадались противные американские мультики, какой-нибудь «Битлджус», там весь юмор сортирный, неприятный. Было очень обидно, что нашим детям придется это все выслушивать. И я выкручивалась как могла.
М. С.: А проверяла на мне! Переведет какую-нибудь песенку и мне показывает. Я засмеюсь — значит ОК, годится.
Е. В: Особенно сложно, помню, было с песнями из «Все псы попадают в рай». Я работала в деревне и, когда волосы становились дыбом и дым валил из ушей, бросала все, шла на озеро, брала лодку, удочку. Только отплывешь подальше, закинешь удочку, и вдруг мысль в голову приходит. Срочно хватаешь весла — и давай грести к берегу, чтобы успеть поскорее записать.
О любви и нелюбви
М. С.: Можно ли избаловать любовью? Когда идет речь о чужих детях, кажется, что можно. А когда о своем, кажется, что нет. Пока, по крайней мере, я ращу своего ребенка в любви. Забавно, что, когда у меня его не было, думала, что буду очень строгой мамой. Но что-то пошло не так.Е. В: Наверное, есть разная степень избалованности. Есть любовь эмоциональная и то, что называют любовью, но на самом деле любовью не является — это откуп. Холодный откуп подарками и торговля: я тебе купил велосипед, а ты себя так ведешь.
М. С.: Согласна. В фильме Звягинцева, например, у ребенка в комнате полно игрушек. И при этом нелюбовь. А бывает, что нет ничего, а любви — море.
О наградах
М. С.: Собираясь в Канны, я понимала всю степень ответственности: это не просто мой первый фильм и первый фестиваль. Я пойду по красной дорожке, по которой в 1960 году шла Жанна Прохоренко, моя бабушка, со своим первым фильмом — «Балладой о солдате».Перед поездкой я пыталась разбирать фотографии из семейного архива, искать места, по которым предстоит идти. Но на месте все оказалось так суматошно и волнительно, что я даже почувствовать толком ничего не успела.
Е. В: Зато почувствовала я — огромную гордость за своего ребенка.
Ощущения от побед детей ни с чем не сравнить. Когда Марьяше присудили приз за лучшую женскую роль на фестивале «Созвездие» за фильм «Нелюбовь», у нее не было возможности получить награду, и на церемонию в Дом кино приехала я. Никогда не получала призов и не знаю, каково это. Но точно знаю, что, когда ты получаешь награду за своего ребенка, — это фантастика. Настоящее счастье.
О служебном романе
М. С.: История нашей с мужем любви началась в театре, на выпуске спектакля «Чайка». Я играю Машу, Антон — Медведенко. Поначалу это были только репетиции: Медведенко добивается Маши, а она сопротивляется. И все было так складно, искры во все стороны, Бутусов был доволен……А потом Граня Стеклова рассказывала, как на одной из репетиций к ней подошел Юрий Николаевич и сказал: «Ну вот. Они все испортили. Они влюбились. Ничего не работает». Но через какое-то время, мне кажется, все-таки заработало. И наша личная пьеса вышла со счастливым финалом. Самый любимый и необходимый спектакль нашего театра за все семь лет, которые мы его играем.
Е. В: Я обожаю этот спектакль. Он связывает актеров внутри Сатирикона, связывает их со зрителями, с этим местом. В нем очень много любви.
М. С.: Это правда. В «Чайке» мы много импровизируем. У нас есть определенный рисунок, внутри которого мы существуем, и текст мы не меняем — все как в пьесе написано, но мы можем просто по-разному играть одну и ту же сцену в разные дни. Какое настроение, так и будешь играть. Заложена в спектакле такая возможность. Мы меняемся – меняется с нами и наша «Чайка».
О секретах красоты
М. С.: Наша Жанетик придерживалась мнения, что каждый человек красив в своем возрасте. Она была очень против подтяжек, да и вообще не делала никаких процедур. Вместо ботокса все время шлепала меня по лбу: «Не морщи лоб!» С лицом делала только натуральное что-то. Клубничная маска, умывание льдом по утрам.Е. В: Лед я себе тоже готовлю. Мне нравится заварить чай (очень люблю липовый), заморозить, а потом умываться таким льдом. А вообще, наш с Марьяной джентльменский набор — маникюр, педикюр, стилист по волосам и баня. Баню мы готовим сами в деревне, она не очень горячая, с веником, с травами.
М. С.: Я в курсе того, что происходит в косметологии, но к себе пока ничего не применяла. Я довольно консервативная: краситься не люблю, грима на работе хватает. Единственный раз, когда решила кардинально что-то изменить, — коротко подстриглась после рождения Гриши... Думала, что буду сидеть дома. Но через месяц мне предложили сниматься — главная роль в сериале «Напарницы». Для этого сериала меня сделали брюнеткой, и я долго не могла привыкнуть к своему отражению в зеркале.
Е. В: А я всю жизнь жила брюнеткой и не знала, что я блондинка. Около года назад кардинально изменила имидж благодаря студии красоты Тимура Бегичева и сейчас очень комфортно себя чувствую.
О спорте
М. С.: Мой спорт — это 20-килограммовая гиря в виде моего сына. Когда четыре года назад мы с мужем поехали на Кипр к друзьям, они сподвигли нас бегать по утрам. Антон очень спортивный и обожает нагрузку, я — нет, но за компанию согласилась. Даже втянулась, но по возвращении в Москву бегать с каждым днем становилось все тяжелее – сердце просто выпрыгивало. Оказалось, я была беременна Гришей.Е. В: Люблю плавать, люблю лыжи, мне нравится ходить с палками. Этой зимой пробовала после большого перерыва встать на коньки. Каток на ВДНХ, ощущение полета, юношеский восторг и… очень неудачное падение. После этого похода с коньками больше не экспериментирую.
О естественности
М. С.: Для меня красивый человек — естественный. Бывает, у женщины вроде бы неидеальная внешность, но она гармоничная и светится внутренней красотой. Нужно, наверное, просто чувствовать себя комфортно с самим собой.Е. В: Ощущать гармонию с самой собой не всегда получается.
М. С.: Это точно. Мне, например, нужно, чтобы был любимый человек рядом. А еще, чтобы близкие мне люди подтверждали, что я красива. Мама, муж. Сыну пока не доверяю, потому что, когда надеваю юбку, он кричит: «Мне так не нравится! Скорей снимай!» — ведь если юбка, значит, я куда-то ухожу.
Е. В: В жизни мы с Марьяшей одинаково не любим наряжаться. Нам нравится все простое: джинсы, рубашки, кроссовки, черный цвет. А мне еще — белый.
М. С.: Люблю Светлану Тегин. Мне в ее вещах комфортно. А что касается светских мероприятий, где нужно выглядеть девочкой, а еще лучше — принцессой, то у меня есть помощник по стилю Наталья Токарь, она очень помогает мне и делом, и советом.
О проектах
М. С.: Недавно снималась во французском проекте, но подробностей по условиям контракта пока раскрыть не могу. Могу сказать только, что картина уже осенью пойдет в Европе. Еще очень жду сериал «Шифр» режиссера Веры Сторожевой, работать с ней было настоящее удовольствие.Е. В: А я недавно работала с Наташей Мещаниновой, фильм участвует в конкурсе «Кинотавр», называется «Сердце мира». Играю простую, но сильную женщину, которая в критической ситуации возьмет все в свои руки. Я таких женщин видела. Знаю. Одной из них была моя мама.