Она терпеть не может находиться в кадре и не любит говорить о личном. «Я достаточно раскрываюсь в кино», — замечает режиссер и продюсер Анна Меликян. Можно ли научиться любить, для чего нужен секс, в чем суть гендерной революции? Перед премьерой своего нового продюсерского проекта «Про любовь. Только для взрослых» Анна Меликян поговорила с «К&З» о важном.
О восприятии мира
А. М.: Я воспринимаю мир всеми органами чувств, ведь режиссура – это не только визуальный ряд, это еще и звук. Да, там пока нет запахов и тактильного контакта, но это тоже уже не за горами. Мои пристрастия в ароматах часто меняются. Вот в последнее время очень хотелось окружить себя запахом сирени, и я ходила по парфюмерным магазинам и приставала к продавщицам, говорила: «Хочу, чтоб пахло сиренью». В конце концов нашла: мне вдруг достали такую баночку, открыли — и сразу запахло сиренью. Теперь это мой любимый аромат. Но если честно, я даже не знаю, что это за марка, это меня как-то не очень интересовало.
О тяге к знаниям
А. М.: «Про любовь. Только для взрослых» — второй наш фильм, действие которого завязано вокруг публичной лекции. Я ощущаю этот растущий интерес людей к новым знаниям: лекция стала альтернативой походу в бар. Скучно просто пить, иногда хочется разнообразия. И еще другой мотив — желание быть интересным человеком, а это можно сделать только через образование. Человека всегда кто-то опережает, кто-то интересней, чем он сам. Знания стали доступны благодаря, конечно, Интернету. Можно не выходя из дома получить образование, если, конечно, задаться такой целью. Я очень часто слушаю лекции по интересующим меня вопросам или даже смотрю их онлайн. Скажем, в машине в основном слушаю лекции Быкова по русской литературе. Жаль, что они не бесконечны. Могу слушать и смотреть TED TALKS. Недавно ходила на лекцию Татьяны Черниговской (филолога, специалиста по психолингвистике. – Прим. ред.), еще на пару лекций по истории искусства, но с походами на реальные лекции при нашей занятости и ситуацией с движением в городе всегда сложнее. Поэтому, если меня интересует какой-то вопрос, я стараюсь найти лекцию онлайн, там их огромное количество.
О Москве
А. М.: Думаю, любой город, населенный людьми, располагает к любви. Просто так получилось, что мы живем в Москве и рассказываем свои истории, которые очень тесно связаны с городом. Поэтому и получается, что все истории у нас московские. Каких-то специальных мест или запросов нет, место всегда диктуется конкретной историей, конкретными героями.
О Джоне Малковиче
А. М.: Персонаж Джона Малковича в «Про любовь: только для взрослых» — человек, написавший книгу о том, как сохранить любовь в XXI веке. Он читает лекцию на эту тему. Малкович появился у нас исключительно благодаря дружбе с Ингеборгой Дапкунайте: это она его заманила к нам, чему я бесконечно рада. Для меня лично это был огромный опыт работы с актером такого уровня, я получила радость от общения и заряд вдохновения.
О любви
А. М.: Мне почему-то с годами тоже кажется, что умение любить дано не всем. Может, это слишком ценный дар, чтобы давать его каждому… А может, это вообще самое главное, зачем человек приходит на Землю, — научиться любить. Это задача очень непростая.
О сексе
А. М.: Не бывает отдельно взятых интимных проблем, дело всегда в самом человеке. Самый сексуальный орган у мужчины, на мой взгляд, — это мозг. Но человеку для чего-то секс дан, значит, он ему необходим, это важная часть жизни. Тем не менее если ты обстоятельствами загнан в такие условия, что в твоей жизни секса нет, то значит, это такой этап развития личности, и он тебе необходим. Значит, это период, в котором ты должен научиться находить радость в жизни без секса. А жизнь ведь очень многогранна, в ней есть много места для обретения радости. Нельзя уходить в отчаяние. Я верю, что человек рожден для радости, что можно всегда найти радость в своей жизни даже при самых неблагоприятных условиях.
О режиссуре и продюсировании
А. М.: В каждой профессии есть свои радости, конечно. Но если говорить о кино, то для меня здесь все же главный человек — режиссер, потому что только он может создать мир. Это не значит, что он может сделать это один, как раз нет, ему очень нужен продюсер, и я не умаляю значения этой профессии, но все же зарождается этот цветок всегда внутри человека, и этот человек — режиссер. Если, конечно, говорить о кино как о предмете искусства, а не о продукте потребления.
О красоте
А. М.: Красота, безусловно, имеет силу и воздействует совершенно определенно на человека. Вроде это такое совершенно бесполезное дело, ну красиво и все, нет в этом смысла. Но смысл, конечно, есть, красота показывает совершенство мира, возможность такого совершенства, которого пока нет в этом мире. Но оно возможно.
Об отношениях с собой
А. М.: Миллионы хорошеньких женщин по всему миру пытаются переделать свою внешность. Это очень узнаваемый тип! Спросите любую красавицу — она вам столько своих недостатков назовет. Поэтому героини Тины Далакишвили в «Звезде» и Равшаны Курковой в «Про любовь. Только для взрослых» — это такое очень точное попадание в образ современной девушки. С моей внешностью у меня были разные периоды взаимоотношений: было, когда я совсем себя не принимала, а бывало и наоборот, и это чаще всего связано с мужчиной, с его восприятием тебя. Когда напротив сидит человек, для которого ты самая красивая в мире, он смотрит на тебя так, что и сама начинаешь себя так ощущать. Конечно, это влияет на тебя, на твою самооценку, — да на все влияет! Сейчас у меня хороший период, я наконец подружилась со своей внешностью, полюбила ее.
О страхе старости
А. М.: Я бы очень хотела сказать, что любой возраст прекрасен, но пока не могу смириться с тем, что старость неизбежна. Ничего прекрасного в ней не вижу. Это какое-то страшное последнее наше испытание на Земле.
О гендерной революции
А. М.: Я замечаю, что женщина крепнет, ей дали относительную свободу, и она взлетела. Это очень стремительный взлет, потому что слишком долго ее держали в клетке. Еще замечаю, что мужчина в шоке от такого взлета и теперь не понимает, как себя вести, он растерян, у него нарушены основные функции. Он пока не придумал себе новую философию в этих новых условиях. Но я верю, что он справится.
О здоровье
А. М.: Раньше был стереотип, что художник должен быть нищим, а в последнее время он еще дополнился тем, что он должен быть нездоровым. Я, конечно, не согласна, хотя понимаю, откуда корни у этой истины растут. Когда ты обременен богатством и тем, что оно за собой влечет, то расходуешь концентрацию на все подряд, а творчество этого не любит, оно любит сконцентрированность только на себе. Но все же мир меняется, и человек меняется, и он уже немного «терминатор», научился совмещать много функций и распределять свое внимание грамотно. Чтобы вообще быть в состоянии что-либо делать, нужно быть здоровым. Я всегда говорю, что главное качество режиссера — это здоровье, потому что съемка фильма — такой физически изматывающий забег, который нездоровый человек просто не выдержит. Я слежу за своим здоровьем, насколько это возможно: хожу в зал, ухаживаю за собой. Все-таки я девочка, поэтому мне нравится, когда у меня ухоженное тело и лицо и на меня не противно смотреть. Ну и конечно, периодически надо отдыхать. Мой отдых очень простой: я лежу с книгой, смотрю на море. И не двигаюсь.