Препараты на основе ГПП-1 давно обсуждают не только в контексте снижения веса, но и из-за возможных побочных эффектов. Тошнота, запоры, выпадение волос — теперь в центре внимания исследователей оказались еще и ногти. Согласно новым данным, у людей, принимающих такие препараты, чаще встречаются отслоение ногтевой пластины и изменения ее цвета.
Что такое «Оземпиковые ногти» и при чем здесь ГПП-1
В октябре 2026 года на конгрессе Европейской академии дерматологии и венерологии в Вене представили исследование, посвященное состоянию ногтей у людей, принимающих препараты на основе глюкагоноподобного пептида-1 (ГПП-1). Эти лекарства используют, в частности, для лечения диабета 2-го типа и контроля веса. В соцсетях уже можно было бы придумать для обнаруженных изменений эффектное название — «оземпиковые ногти». Но сами ученые подчеркивают — пока рано говорить о доказанном побочном эффекте.В исследовании участвовали 575 человек, принимавших препараты ГПП-1, и 1329 человек с ожирением и/или диабетом 2-го типа, которые никогда их не использовали. Среди первой группы почти 40% сообщили об отслоении ногтей от ногтевого ложа. Во второй группе с такой проблемой столкнулись около 10%. Изменение цвета ногтей также встречалось чаще: о нем сообщили 46% принимавших препараты против 17% участников контрольной группы.
Почему ногти могут становиться ломкими и менять цвет
Ученые рассматривают несколько возможных объяснений. Одно из них связано с питанием — препараты ГПП-1 снижают аппетит, и людям становится сложнее получать достаточно белка, витаминов и минералов. Быстрое снижение веса тоже может стать стрессом для организма и отразиться на состоянии волос, кожи и ногтей.
Есть и заболевания, которые способны влиять на внешний вид ногтей независимо от приема лекарств. Например, псориаз может вызывать изменение цвета и отслоение ногтевой пластины, а дефицит железа — истончение ногтей и появление характерной ложкообразной формы.
Важно и то, что отслоение ногтя — состояние, известное как онихолизис, — далеко не всегда связано с лекарствами. Его могут провоцировать травмы, агрессивный маникюр, привычка очищать пространство под ногтями острыми инструментами и даже тесная обувь, если речь идет о ногтях на ногах. Изменение цвета также бывает следствием травмы, воспаления или других состояний.
Что делать, если ногти изменились на фоне лечения
Если вы принимаете препараты ГПП-1 и заметили, что ногти стали отслаиваться, истончаться или менять цвет, сделайте четкие фотографии, отметьте, когда появились изменения, и запишитесь к лечащему врачу или дерматологу. В зависимости от симптомов специалист может назначить анализы крови, проверить возможные дефициты или исследовать ноготь на грибковую инфекцию.
Уколы для похудения: как они влияют на женское здоровье и возможность забеременеть
До консультации лучше отказаться от агрессивного маникюра: не полировать и не подпиливать отслаивающуюся часть, не ковырять под ногтем и не обрезать кутикулу слишком глубоко. Если появились боль, отек, гной, кровотечение или быстрое изменение цвета, обратиться за медицинской помощью стоит без промедления. Новую коричневую или черную продольную полосу на ногте также необходимо показать дерматологу.
И главное — не отменяйте назначенный препарат самостоятельно. Если на фоне лечения снизился аппетит настолько, что вам трудно полноценно питаться, обязательно расскажите об этом врачу. Он поможет оценить рацион, проверить возможные дефициты и решить, нужны ли дополнительные меры.
Спасут ли ногти витамины и добавки
Покупать очередной комплекс «для волос, кожи и ногтей» на всякий случай не нужно. Если причина изменений не связана с дефицитом питательных веществ, добавки могут оказаться бесполезными. А вот если обследование выявит нехватку определенных витаминов или минералов, врач сможет подобрать подходящую коррекцию.Пока исследование о связи препаратов ГПП-1 с состоянием ногтей остается предварительным. Оно выявило закономерность, которую стоит изучать дальше, но не доказало, что лекарства вызывают отслоение или изменение цвета ногтевой пластины.








