Подпишись на нас в соц. сетях!


Комплексы, привитые родителями и способы борьбы с ними



Родители3.jpg

Песня «Поговори со мною‚ мама» предполагает трогательное единение двух женщин‚ мудрые советы одной и нежную привязанность другой. Однако материнский голос может звучать не совсем так. Обнаружив «материнский след» в своих проблемах и комплексах‚ можно хотя бы частично их облегчить.


Комплекс по поводу внешности

Наш взгляд на собственное тело серьезно зависит от матери. Купая и кормя младенца, мама передает ему свой настрой через прикосновения и даже с помощью мыслей. Бывает, что в процессе кормления женщина смотрит телевизор или разговаривает по телефону с подругой, так как не желает тратить время на общение с сыном или дочерью или вовсе не считает эти моменты частью отношений. У матери может не возникать желания гладить ребенка, обнимать его и хвалить. Контакты сводятся к тому, что нужно лишь для поддержания жизни (мытье, одевание, кормление), а душевные потребности игнорируются, словно ребенок — это не человек, а предмет. Отсутствие, малое количество или «неодушевленность» физических контактов с мамой может привести к тому, что мальчик или девочка начинает относиться к своему телу как к чему‑то неважному, незначимому. Или вовсе постыдному, если родители позволяют себе издеваться, например, над подростковой сутулостью, полнотой или прыщами.


«В старших классах я иногда брала мамину косметичку и пробовала краситься, — рассказывает Арина. — Она не запрещала мне этого, но всегда потом говорила что‑то вроде: «Тебе румяна вообще в руки давать нельзя. Намазалась, как матрешка!» Сейчас я вообще не пользуюсь косметикой». Предполагается, что девочки учатся женскому поведению у матери, прислушиваясь к ее советам и наблюдая за ней — как она одевается, как двигается, красится, ухаживает за собой. Однако когда мать, пусть даже из благих намерений, то и дело подчеркивает промахи и недостатки дочери, результатом может стать полное отторжение женственности.

Проблемы в отношениях

Когда нас по‑настоящему начинают интересовать отношения, спросить о них есть у кого — у подружек, у старшей сестры, можно почитать что‑то о мужчинах в книгах или Интернете. Однако к этому моменту некоторые, скорее всего неосознанные, убеждения о дружбе, любви и сотрудничестве у нас уже сформированы, и во многом именно благодаря маме. Представьте анекдотическую ситуацию, когда дочка интересуется у родителей, как называется гибрид человека и коня, и папа отвечает: «Кентавр». А про гибрид человека и козла мама ехидно и озлобленно бросает: «Мужик!» В сочетании с подслушанными репликами о том, что мужчинам верить нельзя, девочка вынесет из такого семейного опыта сомнительную «мудрость»: все только и думают, как ее обмануть. Причем и мужчины, и женщины, и доверять и привязываться ни в коем случае нельзя… Вряд ли у нее сложатся хорошие отношения с подругами и коллегами, не говоря уже о муже и детях.


«Моя мама — просто кладезь страшных историй о неверных супругах, коварных изменниках, — смеется Тамара, — и рассказывать она их мне начала, когда мне едва исполнилось 12. Мамины подруги тоже любят поговорить на эту тему и всегда приглашают за стол меня: «Иди, тебе полезно послушать!» Я не замужем и, честно говоря, не собираюсь — не хотелось бы стать героиней одной из таких историй». У исследователей, изучающих семейные отношения, есть термин «семьи амазонок». Это такие семьи, в которых из поколение в поколение транслируется убеждение, что мужчина годен только для зачатия ребенка, а жить с ним не имеет никакого смысла. Женщины в таком роду либо вовсе не выходят замуж, либо быстро разводятся, родив детей. Интересно то, что девочки у «амазонок» рождаются гораздо чаще мальчиков. И воспитываются потом в том же ключе, повторяя жизненный сценарий бабушки, мамы и старшей сестры.

Комплексы по поводу образования и развития

«У девушек, посещающих колледж, мозг становится больше и тяжелее. Кровь, таким образом, приливает к мозгу и отливает от матки, в результате чего женщина может стать бесплодной», — написал однажды Эдвард Кларк, профессор Гарвардского университета. Это было в 1873 году, и, казалось бы, теперь никто так не думает. Кроме некоторых мам. Они, конечно, не вдаваясь в подробности женской физиологии, готовы признать, что профессор был в корне неправ. Но при этом убеждают дочерей, что учеба или работа непременно отвратят от них потенциальных мужей. Делают это в том числе и те матери, чья семейная жизнь сложилась вполне счастливо. Ошибку они совершают в том, что не интересуются тем, чего хочет сама девушка.


«Когда я рассказываю маме, что собираюсь с бывшими однокурсниками в театр, она спрашивает тревожным голосом: «А как же Антон?» — говорит Елена. — Я уже столько раз ей рассказывала, что муж терпеть не может театры и никогда со мной в них не ходит. А она в ответ начинает меня убеждать, что эти вечера Антон обязательно использует как‑то нехорошо. И почти убедила — в театре я сижу вся на нервах и думаю о том, что лучше бы мы с мужем пошли вместо этого гулять в парк». Главную роль в грустных разговорах о вреде учебы играет стереотип — к сожалению, не всегда неверный, — что умные женщины мужчинам не нравятся. Как, впрочем, и все, кто обогнал их на социальной и карьерной лестнице. Печальная российская ситуация с низкой продолжительностью мужской жизни все только усугубляет. И женщины прислушиваются к «материнской мудрости», отказывая себе в карьере, диссертации, втором высшем образовании или даже в походе в музей без мужа и чтении серьезных книг.


Родители4.jpg


Проблемы с доверием к миру

Базовое доверие или недоверие к миру формируется у ребенка на первом году жизни. Оно зависит от того, насколько вовремя и правильно мать распознает его потребности и желания и всегда ли готова прийти к нему на помощь. Но даже если мама всегда рядом и не исчезает из поля зрения надолго, он чувствует ее повышенную тревожность. Став старше, ребенок заинтересованно исследует мир, тянется к животным, пробует самостоятельно спуститься по лестнице, забраться на дерево, поплыть, отправиться с классом в поход или хотя бы остаться ночевать у подруги. И тут же слышит: «Перестань! Упадешь! Укусит! Спать надо дома!» Так формируется представление о враждебном мире, с которым лучше не вступать в контакт и как можно дольше оставаться дома.


«Маме я стараюсь рассказывать о своей жизни максимально нейтрально, — говорит Екатерина. — Она не знает, когда я болею, не имеет понятия, что я ездила зимой не в подмосковный санаторий, а на горнолыжный курорт. Скрываю, что завела хорька, иначе она перепугается. Мама смотрит по телевизору всякие жуткие телепередачи и цепляется даже к нейтральным сообщениям. Если я купила бананов, она расскажет об открытии британских ученых: бананы очень вредны. Так что я отделываюсь словами: «У меня все отлично». Хорошо, когда природное любопытство и сильный характер берут верх и человек живет своей жизнью, не уведомляя мать. А в другом варианте она будет беспокоиться уже по другому поводу — что дочь с работы идет домой, а по воскресеньям занимается уборкой или смотрит телевизор и не собирается ни с кем знакомиться и рожать внуков.

Проблемы с желанием иметь детей

В анекдоте женщина жалуется врачу на то, что у нее нет детей, а доктор отвечает: «Возможно, это наследственное… Скажите, а у вашей матери были дети?» И смех и грех. Некоторые мамы действительно ведут себя так, будто бы детей у них нет, а другие рассказывают о том, что лучше бы их не было, и это может повлиять на решение этих детей насчет собственного родительства. Подробный, часто повторяемый рассказ о тяжелых родах, сожаления о несделанном аборте или давление: «Женщина без детей — не женщина! Вот будут свои, тогда поймешь меня, а пока о чем с тобой говорить...» Все это у девушки может вызвать вовсе не благодарность за материнский труд и не понимание ценности детей, а обратную реакцию. Например, отвращение к репродуктивности и желание доказать, что и без детей можно быть счастливой. В этом случае она будет говорить: «Мои книги — мои дети», или «Мои роли — мои дети», или обожать домашних животных, называя их «дочка» и «сыночек». Иногда она даже не подозревает, что до сих пор бесплодно спорит с матерью о том, что действительно важно в жизни.


«Моя мама постоянно рассказывала мне о том, как трудно она меня рожала, какую невозможную боль испытала, как я вопила по ночам и как она бросила учебу, — говорит Нонна. — К 20 я была убеждена, что дети — это ужасно. Я всюду находила тому подтверждение. Подруги, родив, бросали учебу, толстели, глупели, жаловались, что нет времени на себя, что дети болеют, хамят или не ночуют дома. Я иногда жалею, что у меня вместо ребенка кот, но вспоминаю мамины красочные рассказы и думаю: а все‑таки она была права».

дзен.jpg




5 признаков, что родители вами манипулируют
Родители против: 10 звездных пар, которых не одобряли родственники
Мама устала: почему может наступить материнское выгорание и как этого не допустить
Поделиться:
Автор:
Фото: Fotodom/Shutterstock
09.03.2023
Наши рассылки

Друг или авторитет: кем лучше быть для своего ребенка


MyCollages - 2024-09-06T145702.049.jpg

Авторитет и друг — это очень схожие и близкие понятия. Авторитет может быть другом, а друг может быть авторитетом. При этом авторитет — это не деспот, либо тиран, это некий эталон и образец для подражания, на которого ребенок хочет быть похожим. Какую же роль выбрать для себя в отношениях с ребенком?

Бушуева.png

Юлия Бушуева, эксперт в области воспитания детей, руководитель образовательного проекта от команды Максима Батырева Batyrev.Camp.

Зачем ребенку нужен авторитет

Авторитет для ребенка — это основа его стабильности и уверенности в мире. Это не просто сильная личность, которая выражает свое мнение. Это тот, кто показывает твердость и последовательность в своих действиях. Когда дети пытаются испытать границы, авторитетные родители дают понять, что есть четкие правила и нормы, которые нужно соблюдать.

Имея перед собой пример авторитетной фигуры, ребенок ориентируется в окружающем мире. Он понимает, в какое время нужно вставать, как должно выглядеть правильное питание и какие есть нормы поведения в обществе. Это создает стабильную и безопасную среду, где ребенок может развиваться. Ребенку важно знать, как окружающие люди относятся к его родителям, кем работают его мать и отец. В глазах ребенка мама и папа — самые умные, сильные и добрые.

Как стать авторитетом для ребенка

Авторитет не дается автоматически; его нужно завоевывать и быть последовательными. Такие родители устанавливают границы, но при этом не подавляют волю ребенка, а помогают ему осознавать свои поступки и учиться на ошибках.

1. Будьте уверены при разговоре с ребенком

Во время занятий или совместной деятельности с ребенком старайтесь говорить четко и уверенно. Избегайте излишне ласковых интонаций и несерьезных фраз. Ребенок должен понять, что текущее занятие важно, поэтому ему нужно слушать и воспринимать информацию всерьез.
Вместо указаний и приказов рассказывайте ребенку о своем опыте и предпочтениях. Например, «Я люблю читать, потому что это помогает мне переживать разные приключения». Затем спросите, что нравится ему. Такой подход создает связь и делает вас другом, а не просто наставником.

2. Подавайте пример и придерживайтесь установленных правил

Ребенок во многом копирует своих родителей, и если в семье чтение книг, занятия спортом и другие полезные активности — норма, то и у него будет развиваться интерес к этому.
Ребенку важно, чтобы в семье существовали четкие правила, которые соблюдают все домочадцы. Например, если ему нельзя совершать какие-либо действия, то и родители должны придерживаться этого правила. Единство в правилах усиливает их значимость и помогает поддерживать авторитет.
MyCollages - 2024-09-06T151809.368.jpg

3 вопроса, которые нужно обсудить с бабушками и дедушками прежде, чем отправлять к ним детей

3. Уважайте желания друг друга

Совместные занятия должны быть интересны и взрослым, и детям. Обсудите с ребенком планы на выходные, предложите несколько вариантов. Важно, чтобы учитывались желания всех членов семьи, что формирует баланс между интересами родителей и детей.
Не нужно полностью растворяться в жизни ребенка. Позволяйте ему развиваться самостоятельно, переживать свой опыт и принимать решения. Постоянное внимание и контроль могут утомить ребенка и снизить его стремление к самостоятельности.

4. Выполняйте обещания

Нарушение обещаний может подорвать доверие ребенка к вам. Поэтому, если вы что-то пообещали, важно это выполнить. Такие действия укрепляют авторитет и создают атмосферу надежности в отношениях.

Как стать другом для ребенка

Дружба с ребенком — это не просто приятельские отношения, а возможность построить глубокое и доверительное общение. Родители часто совершают ошибку, пытаясь давить своим авторитетом, что приводит к дистанции. Для построения дружбы важно видеть в ребенке личность, независимо от его возраста.
Настоящая дружба с ребенком требует честности, умения признавать ошибки и искренне просить прощения. Никогда не унижайте ребенка, особенно при других, и не пытайтесь заставить его делать то, что ему не близко. Проявляйте интерес к его увлечениям, уважайте его мнение и проводите с ним качественное время. Только через такие отношения можно сохранить доверие и укрепить эмоциональную связь с ребенком.
Чтобы родителю стать другом для ребенка, важно больше хвалить и меньше критиковать, не унижать его достоинства и не осуждать его мысли, фразы или чувства. В противном случае родитель не сможет быть ни другом, ни авторитетом. Тогда ребенок найдет эти качества в ком-то другом, возможно, на улице. Авторитет и дружба — тесно связанные роли, и важно уметь балансировать между ними. Родителю нужно быть примером и в то же время поддерживать, помогать, давать советы или даже молчать, когда это необходимо.

дзен.jpg
Поделиться:
Автор: Редакция
Фото: Fotodom/Shutterstock
07.09.2024

Если ребенок не хочет идти в школу: 6 причин и советы для родителей


MyCollages - 2024-08-30T171816.391.jpg


Если ребенок говорит, что не хочет идти в школу, необходимо разобраться в причинах. Одно дело, если ему просто надоедает одно и то же действие, но могут быть и более серьезные причины. 

Лень или отсутствие мотивации

Бывают семьи, где родители образованные, начитанные люди, прививают ребенку понятие, что образование необходимо. Но, несмотря на это, их чадо может неделями не посещать школу, мастерски шифруясь, пока правда не вскроется на одном из родительских собраний. Или посещают школу, но собираются медленно, с неохотой, постоянно задают вопрос: «Ну зачем я туда иду?», при любой возможности прогуливают некоторые предметы.
«Что делать?» — главный вопрос родителей, столкнувшихся с этой бедой. Скорей всего, у ребенка отсутствует мотивация. В XXI, когда в свободном доступе масса информации, мнение родителей уже не считается единственно верным. Поэтому на мотивацию ребенка могут оказывать влияние различные факторы.
Фактор №1. Не понимает, зачем получать образование. Возможно, ребенок не видел перед собой наглядного предмета, как образование помогло в жизни добиться успеха, а потому не верит в необходимость трудиться ради «корочки». Это особенно актуально в современном мире, где блогеры школьного возраста зарабатывают свои первые деньги. Однако мало кто задумывается, что будет, если аккаунт заблокируют.
Фактор №2. Ребенку не нравится учебный процесс. Преподаватели ставят оценки предвзято, дают минимум информации, школьные порядки доведены до абсурда, ученик считает, что некоторые предметы ему в жизни не пригодятся.
Фактор №3. Патологическая лень и апатия, связанная не столько с психологией, сколько с физиологией. Тогда помочь определить причину поможет врач. Обычно это заметно: ребенок не проявляет интерес ни к чему, у него нет хобби, он безынициативен не только в школе, но и дома, много спит, плохо себя чувствует хронически.

Чтобы сформировать правильную мотивацию, нужно отталкиваться от причины. Если ребенок не понимает, зачем нужно образование, если родителям оно никак не пригодилось, то стоит найти оптимальный ответ, который бы удовлетворил вашего ребенка. Ответы вроде: «так надо», «трудиться нужно через силу» точно не помогут. У вашего чада сформируется неверный посыл, что работа и вообще взрослая жизнь не приносит удовлетворения.

Но при этом не стоит ударяться в радужные рассказы о том, что работа должна быть любимым делом, если вы на собственном примере демонстрируете обратное. Важно найти баланс, объяснив, что образование увеличивает шанс получить хорошую работу, так почему бы им не воспользоваться, чтобы потом не жалеть о том, что нельзя переиграть свое прошлое? Также образование расширяет кругозор, способность мыслить, осваивать смежные профессии. Причем, школа не всегда дает ребенку все необходимые знания, или оценка может не соответствовать действительности. Поэтому не стоит равняться только на одобрение учителя, а важно иметь хобби, увлечения, желание самостоятельно изучать интересующие дисциплины, проходить курсы для изучения языков онлайн и тому подобное. Задача родителей — поспособствовать получить необходимые знания даже в условиях, если школа не дает то, что ученику требуется.

Боится «двоек», не понимает предмет

Зачастую «двоек» боятся не дети, а родители. Именно мы доносим до ребенка посыл, что с плохой оценкой он сразу становится неполноценным, его отругают или накажут. Иногда ребенок испытывает такой колоссальный стресс из-за неодобрения родителей, что боится идти домой. Нам кажется это странным, но ведь ежегодно из-за проваленного ЕГЭ происходят случаи суицида. 

Постарайтесь меньше акцентировать внимание на оценках и больше на знаниях, которые откладываются в голове ребенка. Конечно, нельзя впадать в крайности, и если нужно пересдать «двойку» для перехода в другой класс или получения аттестата, то необходимо приложить все усилия и помочь ребенку справиться. Но ваша задача — растолковать маленькому человеку, что отметки — понятие субъективное, так как их обычно ставят живые люди.

Если же у вашего ребенка полное непонимание какого-то предмета, то причина может быть в том, что он пропустил несколько уроков из-за болезни. Тогда важно помочь ему наверстать упущенное. Вторая причина — учитель плохо объясняет предмет или слишком торопится, равняясь на лучших учеников (тех, кто схватывает на лету). И, наконец, иногда стоит признаться самому себе, что для физики или черчения ваш ребенок просто не создан, это не его направление.

MyCollages - 2024-08-30T170846.338.jpg

Хроническая усталость

Отсутствие мотивации может быть и от хронического переутомления. Хорошо, если усталость физическая — пару дней полежал, и все хорошо. А если перегрузка эмоциональная или интеллектуальная? Например, ребенок устал от количества информации, которое на него вываливают, или от шума и общения с парой десятков одноклассников и десятка учителей. Бывает и такое, что ради своего честолюбия родители отдают чадо в школу с углубленным изучением каких-либо дисциплин и сложной программой, но не каждый ученик способен ее освоить. И совсем не потому, что он глуп, просто у всех разная скорость восприятия и запоминания информации, разные мыслительные процессы.

Если продолжать требовать от ребенка то, что он не тянет, он начнет размышлять в русле: «Я неудачник, я не оправдал ожиданий родителей, я глупый» — заниженная самооценка обеспечена. И однажды наступает момент, что информация перестает усваиваться, пропадает интерес к учебе. И выходные тут не спасут. Если самим не удается разобраться в этих сложностях, то обратитесь к психологу. Постарайтесь снизить нагрузку и давление на ребенка.

По каким признакам можно легко распознать переутомление у школьника?
  • ребенок капризный, раздражительный;
  • нарушен сон;
  • пропал аппетит;
  • ребенок часто болеет;
  • ребенок рассеянный, не может ни на чем сосредоточиться.

Конфликт с учителем

Иногда ребенок вдруг наотрез отказывается идти в школу, причем, у него появляются соматические симптомы: тошнота, рвота, боли в животе. Но как только ребенку позволяют не идти в школу, то все моментально проходит. Если ребенок нормально ходил в школу, а потом резко перехотел, то, очевидно, он испытывает страх там появиться. Возможно, произошел какой-то конфликт. Причем, он может побояться сказать об этом родителям по ряду причин:

  • считает, что взрослые его проблему сочтут пустяковой;
  • думает, что конфликт произошел по его вине, и родители будут его ругать;
  • не знает, как сказать из-за отсутствия доверительных отношений в семье;
  • воспитан таким образом, что все проблемы нужно решать самостоятельно.

Если ребенок маленький (первый, второй классы), то равнодушие учителя может воспринять как проявление того, что его недолюбливают. А если на его вопрос учитель не ответит, то ребенок затаит обиду. Дети постарше, в принципе, уже в состоянии распознать, когда преподаватель к ним придирается и не объективен.

Если вы подозреваете учителя в неадекватном отношении к вашему ребенку (занижает оценки, оскорбляет и тому подобное), начните с разговора с классным руководителем. Постарайтесь сразу не проявлять агрессию, а спокойным голосом сказать, что ваш Петя уважает своего классного руководителя, и вы верите ей, как профессионалу, что она сможет решить конфликт, не прибегая к травмирующим психику ребенка способам.
Порой родители просто сами боятся или не умеют отстаивать позицию своего ребенка, и на слова директора о том, что ученик сам спровоцировал учителя, сразу тушуются и соглашаются.

В зависимости от поведения учителя, родители могут выбрать разную тактику. Иногда одного разговора достаточно, чтобы заручиться поддержкой и пониманием преподавателя. Иногда проще объяснить ребенку, что у учителя свои особенности характера (например, громко кричит), и на это нужно просто не обращать внимание. А бывает такое, что приходится переводить свое чадо в другой класс.

MyCollages - 2024-08-30T170103.251.jpg

Конфликт с учениками

Дети порой бывают очень жестоки. В отдельно взятом коллективе (классе) может сложиться нездоровый микроклимат, и ваш ребенок может оказаться объектом травли по любой причине: материальное положение, одежда, оценки, речь, характер, сложности в семье и многое другое. Его могут как игнорировать и подавлять морально, так и применять физическое воздействие.

Как понять, что Ваш ребенок стал объектом травли в школе?

  • на теле стали появляться травмы (синяки, ссадины);
  • подавленное состояние школьника;
  • отказ посещать коллективные мероприятия, где есть одноклассники;
  • вашего ребенка не приглашают на дни рождения и другие праздники;
  • вам кажется, что у вашего ребенка нет друзей;
  • пропадают или подвергаются порче вещи;
  • на вопросы об одноклассниках ваш ребенок не отвечает, уклоняется от темы, замыкается.

Первым делом, нужно понять причину: дело в вашем ребенке или нет. Иногда дети переживают из-за вхождения в новый коллектив и начинают неосознанно вести себя более агрессивно, как бы предвосхищая нападки, сами могут невзначай оскорбить одноклассника. Но бывает и такое, что ваш ребенок не делал ничего плохого, однако по каким-то причинам оказался жертвой неадекватного отношения со стороны ровесников.

Постарайтесь не ввязываться в конфликт с родителями обидчика, пока не соберете максимум информации и доказательств. Обязательно поговорите с учителями и классным руководителем. Они могут не обратить внимание на конфликт учеников, пока вы на этом не сакцентируете внимание. Если преподавательский состав пойдет вам навстречу, то они могут посодействовать в решение конфликта или помочь перевести ребенка в другой класс.
Научите ребенка самостоятельно решать конфликт там, где это возможно, чтобы он не терял самостоятельности. Но старайтесь «держать руку на пульсе», так как ситуация может зайти слишком далеко и оказаться вне сил и компетенции ученика. Сам ребенок может быть не в состоянии оценить масштаб бедствия, поэтому важно быть в курсе ситуации. У взрослого больше опыта и рычагов давления.

Личная трагедия

Если ваш ребенок только недавно перешел из детского сада в школу, то он мог объективно еще не привыкнуть к новому образу жизни и распорядку дня. Адаптация происходит в стандартной ситуации 2-3 месяца, но иногда затягивается до года. Порой оказывается, что ребенок для школы не созрел психологически, и его слишком рано отдали в первый класс.

Перед тем, как обращаться за помощью к психологу, поговорите с ребенком о школе, выясните у него, что ему нравится, что нет, постарайтесь найти позитивные моменты в том, что он пошел в школу.

У подростка же совсем другие проблемы: у них может происходить гормональный скачок, ломается голос, появляются прыщи, зашкаливают эмоции. Они в принципе с трудом справляются со своим телом и чувствами.  Иногда ответ «не хочу в школу» оказывается протестом против воли родителей. Важно найти в близком кругу человека (учитель, любимая тетя, старший брат), кто остается для вашего ребенка авторитетом, и через него передавать ваши пожелания, посылы и предосторожности.

Также могут накладываться и другие причины: ребенок оконфузился (например, проходил весь день с расстегнутой ширинкой), влюбился и оказался отвергнут, у ребенка стресс из-за развода родителей, он попал в плохую компанию.

Если у вашего сына или дочери неразделенная любовь, то постарайтесь чаще успокаивать его, объяснять, что редко у кого первые чувства перерастают в брак и что-то серьезное, и это можно пережить. И лучший способ доказать это человеку, который тебя отверг, — оставаться счастливым несмотря ни на что. Чуткий родитель знает, как найти подход к ребенку и утешить его.

Не бойтесь обращаться к психологу, главное — найти хорошего специалиста и не заставлять ребенка идти к нему силой. Также человек, у которого есть хобби, увлечения, в которых он хорош, легче переносит стресс, ему есть, чем заполнить пустоту. Так что обязательно поддержите увлечение ребенка, не высмеивайте его. Вы не можете знать наверняка, какое умение пригодится ребенку в будущем — программирование или пение. Относитесь к желаниям и интересам своих детей с уважением.

дзен.jpg

Поделиться:
Автор: Анастасия Кошелкина
03.09.2024

Обнимая отпустить: как создать здоровые границы в отношениях со взрослыми детьми


MyCollages (27).jpg

Почему установление границ — это акт любви, а не отказ.

Отношения между родителями и взрослыми детьми могут быть как источником радости, так и стресса. Установление границ становится ключевым элементом этих отношений, позволяющим взрослым поддерживать свое эмоциональное и психологическое благополучие. Определенные правила взаимоотношений помогают создать здоровую динамику, в которой обе стороны могут уважать друг друга, избегая конфликтов и недопонимания.

Признание необходимости границ

Границы защищают благополучие родителей и детей, а также способствуют поддержанию здоровых отношений. И вот, что следует принять:

  • Установление границ способствует взаимному уважению и предотвращает конфликты. Важно построить диалог со своим ребенком и определить, что в ваших отношениях приемлемо, а что нет.

  • Поощрение независимости взрослых детей способствует их самостоятельности. Дайте понять своему ребенку, что его жизнь теперь под его ответственностью и не нарушайте эту установку. Дети учатся постепенно сепарироваться от родительской опеки и становятся самодостаточными личностями, способными самостоятельно принимать решения.

  • Сохранение своего личного пространства защищает собственное время и интересы родителей. Важно понимать, что после того, как родитель вырастил своего ребенка, он должен больше сфокусироваться на своих увлечениях и желаниях, не испытывая чувство вины.

  • Границы предотвращают обиду. Чрезмерная вовлеченность и опека над уже взрослыми детьми могут вызвать серьезные конфликты между членами семьи.

  • Здоровые границы — ключ к укреплению отношений. Когда каждая сторона понимает, что его чувства и решения уважают, появляется ответная любовь и поддержка.

Переход детей во взрослую жизнь

Родителям важно понять, что ребенок вырос, имеет собственные интересы, цели и проблемы. Такой подход помогает построить эффективные границы.

Содействие автономии

Отношение к детям как к взрослым помогает им осознать ответственность за свою жизнь. Родителям необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельно следить за своим здоровьем, образом жизни, финансами и отношениями.

Доверие и поддержка независимости детей являются ключевыми для их успешного перехода во взрослую жизнь. А установление четких, но гибких границ помогает детям развивать чувство ответственности.

Принятие решений детьми

Дети должны учиться принимать собственные решения, даже если они отличаются от ожиданий родителей. Ребенок должен сам совершить ошибки и усвоить первые уроки взрослой жизни.

Предоставление детям возможности самостоятельно решать проблемы способствует развитию их навыков справляться с повседневными трудностями. Родители должны уважать автономию своего взрослого ребенка и понимать, что иногда он не хочет прислушиваться к их советам.

Уважение к границам детей

Дети должны иметь возможность устанавливать свои собственные правила и границы так, как это могут делать родители. Взрослые должны уважать их выбор и интересы, не вмешиваясь без необходимости.

Единственное в чем можно помочь ребенку, это дать легкое руководство и поддержку в установлении границ.

Признание индивидуальности ребенка

Дети должны осознать самого себя вне семейной системы. Когда ребенок сепарируется от родителей постепенно запускается процесс самопознания, который включает формирование собственных мнений и ценностей, не обязательно повторяющие убеждения других членов семьи. Родители в свою очередь не должны навязывать ему свое мировоззрение.

Родителям следует поддерживать детей, не подавляя их волю, чтобы способствовать формированию чувства собственного достоинства.

Формирование новых отношений

«На этом этапе развития уместно сосредоточиться на том, чтобы быть наставником, а не режиссером в жизни своего ребенка», — говорят психологи.

Установка и моделирование здоровых границ

  • Осознание собственных потребностей и ограничений.

  • Честный разговор с детьми о границах приемлемого и неприемлемого поведения. Объясните ребенку причину новых правил и попросите их высказать свое мнение.

  • Объяснение причин и приглашение к диалогу. Гибкость границ должна проявляться в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Именно поэтому важно открытое обсуждение и переговоры при установлении границ.

  • Умение говорить «нет» без чувства вины. Отказывать детям в просьбах, которые нарушают ваши личные границы.

  • Моделирование желаемого поведения. Будьте для детей примером и уважайте их границы так, как хотели, чтобы принимали ваши правила.

  • Последовательное соблюдение установленных границ. Последовательно и неукоснительно придерживайтесь своих правил, в противном случае они не будут восприниматься детьми всерьез.

  • Приоритет собственного благополучия. Выносить на первый план личные потребности — нормально. Заботьтесь о своем физическом, психическом и эмоциональном здоровье, дайте понять это и своим детям.

Определение личных ограничений

Финансы:

Граница: «Нет, я не могу одолжить вам крупную сумму денег, но могу помочь в составлении резюме и отправить его своим знакомым, чтобы расширить варианты для поиска работы».
Важно показать детям, что вы ответственно относитесь к финансам, но готовы помочь и поддержать, например, при поиске работы или составления бюджета.

Время и доступность

Граница: «Мне приятно проводить вместе время, но на сегодня у меня уже есть планы. Я буду рада, если в следующий раз вы заранее предупредите меня о своем визите».
Установление границ по времени и необходимости предупреждения о визитах, конечно, тоже самое вы делаете и по отношению к своим детям.

Комиссия

Граница: «Если вы намерены жить с нами какое-то время, тогда нам следует распределить обязанности по дому и совместный бюджет».
С самого детства приучайте их к работе по дому и самостоятельности, чтобы во взрослом возрасте они ценили труд и также были вовлечены в домашние обязанности.

Личное пространство

Граница: «Так как мы пользуемся одной кухней, следует убирать после себя посуду и остатки еды, чтобы ваш беспорядок не становился ответственностью другого человека, который после вас будет готовить здесь».
Уважение к личному пространству детей и требование также принимать и ваши границы и правила.

Личные вещи

Граница: «Если вы хотите одолжить мою вещь, обязательно предупредите меня об этом, чтобы я не беспокоилась, если внезапно обнаружу пропажу».
Уведомление об одалживании вещи и необходимости возврата.

Границы — это не барьеры для любви, а своеобразные маяки, которые направляют нас к здоровым отношениям. Установив определенные правила, вы не только защитите свои интересы, но и обеспечите безопасность и комфорт вашим взрослым детям.
дзен.jpg

Поделиться:
Автор: Яна Анцупова
Фото: Fotodom/Shutterstock
02.09.2024

4 правила, которые помогут ребенку все успевать в учебном году


MyCollages - 2024-08-30T161901.260.jpg


Начало учебного года – стресс и для родителей, и для ребенка. Поэтому очень важно создать все условия для того, чтобы учеба не была испытанием, а получение знаний проходило легко и интересно.


Федорова.png

Елена Федорова, педиатр, диетолог, нутрициолог и эксперт компании Solgar




Благополучный учебный год во многом зависит от того, насколько хорошо ребенок запоминает информацию. Если этот процесс дается ему легко, то времени и усилий на приготовление уроков он будет тратить меньше. Да и в целом, чем лучше развита память, тем проще будет познавать мир и развиваться. К сожалению, часто дети сталкиваются со сложностями во время школьного процесса.

«Проблемы обучения, снижение памяти, внимания и успеваемости отмечаются у каждого второго ребенка, особенно в подростковом возрасте. Это обусловлено ухудшением экологической обстановки, снижением качества продуктов питания, доступностью фастфуда и простых углеводов, а также дефицитом витаминов и минералов в питании».


Родителям стоит заранее позаботиться о здоровье школьника, обратив внимание на его образ жизни, рацион, привычки. Кстати, менять их часто проще, если в процесс будет вовлечена вся семья, а не только ребенок – в большинстве случаев скорректировать питание и поменять режим дня будет полезно каждому. Все это благотворно повлияет на память и работу мозга в целом.

1. Наладьте режим дня

Вставать и ложиться примерно в одно и то же время важно не только для школьника, но и для взрослого. Следование режиму дня снижает уровень стресса, который испытывает организм, если человек ложится за полночь в будни, а в выходные пытается отоспаться за всю неделю. Школьникам эти стрессы точно ни к чему, их организм пока не слишком адаптирован к ним, а потому память и другие когнитивные функции могут пострадать.
Привыкать к «школьному» режиму после каникул или свободной дошкольной жизни нужно постепенно, начав хотя бы за пару недель до 1 сентября. Помните, что спать ребенок должен ложиться до 22 часов, лишь в этом случае его организм сможет восстановиться за ночь.
MyCollages - 2024-08-30T162513.118.jpg

Снова в школу: 4 способа подчеркнуть индивидуальность при помощи одежды

2. Пересмотрите питание

Стоит избегать избытка в рационе быстрых углеводов – десертов, конфет, белого хлеба, сладостей. Их потребление дает лишь кратковременный выброс энергии, быстро сменяющийся усталостью и отсутствием ясности мышления. Замена быстрых углеводов на медленные поможет обеспечить клетки головного мозга необходимым уровнем энергии без скачков и резких перепадов. Рекомендуется сократить, а лучше вовсе убрать из рациона трансжиры, полуфабрикаты, готовую еду, мешающие нормальной работе нервной системы.

Питание должно быть сбалансированным, включающим белки, жиры, углеводы, а также витамины и минералы. Особенно важно не допускать дефицита витаминов группы В, витамина С, магния, железа, серы, марганца, цистеина, цинка, альфа-липоевой кислоты. Их нехватка влияет на число и качество митохондрий, что может не лучшим образом сказаться на памяти и когнитивных способностях.

«Обратите внимание на продукты, особенно полезные для мозга и концентрации внимания. Это авокадо, в котором много «хороших жиров», есть фолиевая кислота и витамин К; свекла, содержащая натуральные нитраты, усиливающие приток крови к мозгу, черника, богатая галловой кислотой, помогающей защищать мозг от дегенеративных процессов»

3. Обеспечьте экстра поддержку мозга

В период экзаменов, контрольных, соревнований, когда организм испытывает особенно сильный стресс, может понадобиться усиленная поддержка когнитивных функций. Важно, чтобы в рационе было достаточно витаминов группы В, поддерживающих работу нервной системы, лецитина, защищающего нервные волокна, омега-3 жирных кислот, необходимых для формирования новых нервных клеток, флавоноидов, улучшающих память.
Флавоноиды есть в какао и шоколаде, омега-3 содержится в рыбе, витамины В есть в печени и яичных желтках. И, если на дополнительную шоколадку согласятся большинство детей, «налегать» на печень и овощи будут далеко не все. На помощь в этом случае могут прийти детские витаминно-минеральные комплексы, разработанные специально с учетом активно растущего и развивающегося организма.

4. Занимайтесь спортом

Отсутствие регулярной физической активности – спорта или даже обычных прогулок на свежем воздухе приводит к тому, что уровень серотонина, дофамина и норадреналина в головном мозге падает, вместе с ними снижаются и когнитивные способности. Ребенок, который редко бывает на улице и практически не занимается спортом, может плохо успевать не только по физкультуре, но и по другим предметам – из-за сложностей с усвоением и запоминанием информации. Попробуйте найти спорт, который подойдет не только ребенку, но и родителям – вместе заниматься интереснее, проще и веселее.

дзен.jpg
Поделиться:
Автор: Редакция
Фото: Pexels.com/CC0
02.09.2024

Потерянные ориентиры: почему современные дети испытывают кризис смысла жизни


MyCollages (18).jpg

Проанализируем, какие обстоятельства формируют восприятие детьми счастья и как выйти из подобного кризиса.

Современные дети сталкиваются со множеством вызовов, часто испытывая кризис значимости. Социальные сети, высокие ожидания и быстрые темпы жизни создают атмосферу, где трудно найти свое место и осознать собственные желания.

Родители и учителя часто фокусируются на проблемах житейских: успеет ли ребенок на занятия по музыке, когда съездить подобрать новую пару обуви и т.д. Увлеченные насущными вопросами, они могут пропустить да и не считать столь важным обсудить с ребенком тему смысла и ценностей, считая, что он еще слишком маленький и ничего не поймет. Проблемы детей редко воспринимаются серьезно, а потому у них не остается возможностей обсудить свои переживания.

Поиск смысла жизни для детей

Детям необходимы беседы и возможность высказать свое мнение. Важно давать им понять, что их жизнь имеет значение и, благодаря им, мир становится лучше, даже если они еще маленькие.

В настоящее время дети все меньше вовлечены в реальный мир, из-за этого родители начинают ощущать беспокойство. Игры все чаще перемещаются в виртуальный мир, вместе с этим ребенок становится зависимым и ограниченным в своих убеждениях.

Помимо этого экранное время может негативно влиять на способность детей к концентрации и любопытству. Что же мешает ребенку осознать свою ценность и познать смысл?

Влияние новостей на детей

Дети часто сталкиваются с сообщениями о трудностях жизни и здоровья, которые от них не зависят. А политические события и социальные распри только усиливают их тревогу и негативное настроение. Дети видят, что взрослые не могут найти общий язык и это влияет на их восприятие мира, даже если напрямую они не участвуют в конфликте.

Дети также сталкиваются с проблемами в понимании сложных новостей о природном или социальном климате. Отсутствие критического подхода к информации может привести к неправильному восприятию и повышению тревожности. В эпоху цифровизации тысячи детей сталкиваются с негативными новостями и страхом перед будущим.

Влияние маркетинга на детей

Еще одна серьезная проблема — маркетинг средств по уходу за кожей для подростков. Появляются косметические средства для борьбы с преждевременным старением, рекламные ролики пестрят лозунгами о борьбе с морщинами, гусиными лапками и дряблой кожей, вызывая у детей неадекватное представление о возрастных изменениях.

Особенно это влияет на подростков, которые особенно психологически уязвимы в период полового созревания. Гормональные изменения и влияние индустрии красоты могут вызвать панический страх возраста.

Чтобы сформировать у ребенка адекватное отношение к своей внешности и старению, необходимы разговоры о том, что красота не зависит от использования антивозрастных продуктов. Главное — естественность и личностные качества.

MyCollages (19).jpg

5 черт характера взрослого человека, которые указывают на наличие непроработанных детских травм

Чрезмерное зацикливание на спорте и жизненном графике

Спорт и другие занятия для развития многогранной личности могут занимать слишком много времени у детей. Недостаток спонтанных игр и свободного времени на свои собственные мысли и озорство может негативно сказаться на их развитии.

Отсутствие свободы, возможности выбирать и пробовать новое, во-первых, не поможет научить ребенка сотрудничеству и умению выражать свои чувства. Во-вторых, принудительное творчество или отсутствие его вообще может привести к физическому и психическому выгоранию.

Кроме того, при большом вложении смысла в спорт и дисциплину ребенок может стать чрезмерно сосредоточенным на успехе. Ранняя специализация в спорте может ограничивать детей в возможности попробовать разные виды деятельности, тем самым лишая их возможности понять свои сильные стороны и интересы. Спорт может способствовать развитию важных навыков, но важно не ограничивать детей в разнообразии опыта.

Необходимо внести изменения в общение с детьми

Важно обращать внимание на содержание разговоров с детьми. Они должны быть сосредоточены на чувствах и интересах ребенка. Следует задавать вопросы о том, что он чувствует или что думает о той или иной теме. Таким образом, вы научите своего малыша формировать и формулировать мысли.

Демонстрация того, что вам не безразличны мнение и чувства ваших детей является важным шагом в укреплении семейных отношений. Это не избавит от тревоги, но показывает детям, что они важны для взрослых и на них можно положиться.

Кризис значимости — это серьезная проблема, которая требует внимания родителей, учителей и общества в целом. Важно научить детей находить радость и смысл в каждом новом дне. Поддержка молодежи в их поисках может не только изменить их восприятие мира, но и укрепить будущие поколения, которые смогут успешно справляться с вызовами судьбы.

дзен.jpg

Поделиться:
Автор: Яна Анцупова
Фото: Fotodom/Shutterstock
16.08.2024
 

Актуальные статьи

Милый друг: существует ли на самом деле дружба между мужчиной и женщиной
Отношения между мужчиной и женщиной часто становятся предметом обсуждения, особенно когда речь идет о дружбе. Скептики утверждают, что это невозможно. Однако реальность не так однозначна и может иметь множество граней.
сегодня
Какие джинсы будут в моде? 4 актуальные модели на осень 2024 года
Осень — это время, когда наш гардероб превращается в уютное укрытие, и джинсы становятся одной из главных составляющих любого образа.
сегодня
К новым горизонтам: 7 книг, которые вдохновляют на перемены
Несмотря на то, что наш мир стремительно изменяется, многие боятся значительных перемен в своей жизни. Однако зачастую они просто необходимы.
сегодня
Энергия на пике: гороскоп здоровья с 9 до 15 сентября
Что может быть важнее хорошего самочувствия? Для представителей всех знаков Зодиака оно имеет огромную ценность. Будьте бдительны и следуйте советам нашего приглашенного астролога. Предупрежден — значит вооружен и даже немного защищен.
сегодня
«Какой малыш...»: 7 фраз, которые убивают желание мужчины
Сначала думать, а потом говорить – это ценное свойство для каждого. Неосторожные фразы способны испортить дело в самых разных сферах. Но особенно осторожными со словами стоит быть с мужчиной в постели.
7 сентября 2024
Показать еще