В женских тренингах участницам часто предлагают почувствовать себя богиней — сексуальной‚ танцующей или еще какой-нибудь. А можно найти в себе сразу целый пантеон величественных обитательниц Олимпа — обобщенных женских образов‚ влияющих на нашу жизнь.
Наш эксперт
Ольга Юрченко, кандидат психологических наук, ведущая тренинга
«Сад богинь. Координация женских ролевых архетипов»
К&З. Что происходит на вашем тренинге и кто может туда прийти?
Ольга Юрченко: Самые разные люди со своими ситуациями приходят с желанием разобраться в себе. Мы рассказываем о греческих богинях и богах, потом участницы примеряют на себя те женские роли, которые у них ассоциируются с богинями, и рисуют на бумаге маски. В третьей части тренинга используется метод мифодраматических расстановок. Каждая участница общается со своими внутренними персонажами, их играют остальные присутствующие. Здесь многое проясняется, удается решить различные конфликты, так как каждая богиня получает надлежащее место. Итог — создание Сада богинь, картины, где участница видит внутренний мир, где ее богиням хорошо и комфортно. Можно уловить и текущее состояние, и идеальную картину, к которой хочется прийти, и шаги, которые стоит предпринять. Заранее полезно ознакомиться с содержанием мифов в пересказах, так как сами они очень сложны, обросли вариантами, да и пантеон уже сильно осовременен. Образы там не совсем те, с которыми мы работаем, и часто используются примеры из литературы, кинематографа. Мы учимся распознавать богинь в жизни, обращаем внимание на типичные ситуации с участием той или иной богини, понимаем ее реакции.
К&З. Что определяют богини и как мы себя ведем под их влиянием?
О. Ю.: Деметра отвечает за плодородие в широком смысле, дает силы, вскармливает, взращивает, покровительствует из позиции «начальник — подчиненный». Общение и работа с детьми тоже управляются ее энергией. У каждой богини есть и теневая сторона, неприятные вещи в той же сфере. У Деметры это образ матери, которая душит детей заботой, не дает расти и становиться самостоятельными. Или покинутость из-за того, что хозяйка отдает семье больше, чем получает. Деметре всегда нужно гораздо больше отдачи, чем способны дать другие.
К&З. Она живет в женщинах, которые ежедневно готовят первое, второе и компот, моют пол, стирают и даже не слышат спасибо.
О. Ю.: Да, и для нее это единственный способ существования, она не видит, что можно иначе, не варить компот например. Насчет пола — это относится еще и к богине Гестии, такие женщины замыкаются на своей территории, своем мирочке и стараются не выходить во внешний мир — он им неважен. Им трудно сходиться с людьми, их настораживает все чужое. В карьере осваивают узкое направление и вместо развития выбирают нечто уютное и понятное. Плюсы же Гестии в том, что она священным пламенем освещает место вокруг себя, словно превращает его в свой храм. Богиня домашнего очага, она все же выше бытовой приземленности и помогает погрузиться в себя, в медитацию, очистить разум от внешнего и найти внутреннюю точку опоры. Среди занимающихся йогой, телесными практиками много Гестий. Для них тело — храм, который надо выстроить, чтобы он озарился священным огнем.
К&З. Как вы рассматриваете дочь Деметры, Кору-Персефону? Она и юная девушка вначале, и царица мертвых в замужестве за Аидом.
О. Ю.: Она поворачивается то одной, то другой стороной. Согласно мифу эта богиня осенью уходила в подземный мир и весной возвращалась. В роли Коры мы ведем себя будто маленькая девочка, приходим к маме под бок и еще не знаем жизни. Здесь все, что связано с детскими проявлениями: непосредственные реакции, взгляд на мир чистыми наивными глазами. Тут и инфантильное поведение, когда взрослая женщина не приспособлена к совсем простым занятиям и жизнь оказывается для нее сложной штукой. Взрослые Коры часто попадают в зависимые отношения либо с родителями, либо с мужчиной. Партнер у нее может оказаться очень странным или откровенно опасным, разрушающим. А она не будет видеть выхода из этой ситуации, потому что ничего не может сама, без фигуры, которая возьмет ее за ручку и куда-то поведет. Или все-таки сбегает из дома и превращается в Персефону, чья энергия связана с интуицией, творчеством, разными мистическими практиками. Минусы Персефоны — уход в собственные фантазии, грезы, фантастический или виртуальный мир, прекрасный, но существующий только в воображении, где можно заблудиться. Такое поведение характерно для молодых девушек, девочек — но для того, чтобы вывести ребенка из виртуального мира, мать не должна находиться в позиции Деметры. Иначе необходимо искать посредника. Взрослым женщинам тоже случается заблудиться в мире своих иллюзий, и тогда надо обратиться к другим богиням своего пантеона, чтобы они указали выход.
К&З. Как ведет себя Артемида-охотница?
О. Ю.: В социуме такие люди организуют разные благотворительные фонды, занимаются защитой животных и прав человека, часто связаны со спортом. Артемиды обычно фанатично путешествуют и любят соперничать, им хочется делать что-то все лучше и лучше. Для Артемиды характерно постоянно быть в ситуации бегства или преследования. В мифе охотник Актеон проявил к ней интерес и поплатился — был разорван на клочки собаками. Типичная история и для женщины с проявленной Артемидой. Она, может быть, и не против близких отношений с мужчиной, однако умеет только убегать или догонять.
К&З. За карьеру тоже отвечает, наверное, Артемида?
О. Ю.: А вот это уже сфера Афины. Она умеет и любит играть в традиционно мужских сферах — это политика, бизнес, жесткие структуры с иерархией, наука. Все те области, где можно подниматься по социальной лестнице. Тут Афине нет равных в интеллекте и способности убеждать. Как в честной борьбе, так и с помощью интриг она добивается желаемого в карьере и социуме. Слабая сторона Афины — плохое понимание эмоций, и своих, и чужих. Такие начальницы выжимают из подчиненных все соки, считая больничные симуляцией, а отпуска пустой тратой времени. Афины привыкли полагаться исключительно на силу разума, при этом тело и его потребности для них — досадная помеха. Что часто ведет как минимум к переутомлению, а иногда и к серьезным заболеваниям. В отношениях они также натягивают на себя символическую броню, редко проявляют истинные чувства и опасаются сближения. Афина, как и Артемида, — богиня-девственница, и в общении с противоположным полом у нее тоже возникают сложности.
К&З. У Афродиты они, по-видимому, редки.
О. Ю.: Афродита — богиня любви, она управляет и тем, что касается отношений с мужчинами, и вообще выстраиванием связей вокруг. Ее сфера — забота о собственной красоте и наслаждение красотой в мире, способность видеть вдохновляющие вещи, смотреть на все влюбленными глазами, умение соблазнять, очаровывать, увлекать, творить, быть музой, а еще — выбирать то, что тебе подходит. Оборотная сторона Афродиты — неразборчивость, когда женщине жизненно необходимо постоянное восхищение, подпитка вниманием, встречи с новыми партнерами. И не получается остановиться и подумать: а это действительно то, чего я хочу? К отрицательным энергиям Афродиты относится и страх перед старостью, участие в гонке за красотой, где не бывает окончательных победительниц, и отчаянный поиск морщинок на лице в 22 года.
К&З. И, наконец, Гера — супруга Зевса.
О. Ю.: Гера сейчас редко встречается, ее сложно найти в современных женщинах. Формально она отвечает за статусные игры, где важен супруг и удачное замужество. Это истории про светскую жизнь, этикет, следование набору внешних правил. Такие девушки редко встречаются на наших тренингах. Гера абсолютно патриархальна, а мы сейчас постепенно уходим от этих ценностей. Впрочем, еще существуют моменты в нашей жизни, когда Гера способна проявить себя в полную мощь. Обычно это знаковые социальные события в женской жизни: различные юбилеи, а особенно свадьбы. Если девушка мечтает о традиционной свадьбе, чтобы «платье белое» и «все как у людей», то наверняка в этот момент в ней говорит Гера.
К&З. Энергии каких богинь нам важны в современной жизни?
О. Ю.: Сейчас много Артемид и Афин — женщин, ориентированных на достижения, цели, карьеру, на внешний мир. Либо вообще на рост и движение вперед. Мало не только Гер, но и Деметр: женщины помоложе размышляют о том, готовы ли они к семье и материнству и будут ли готовы когда-нибудь вообще. А те, у кого уже есть семья и дети, скорее показывают усталую и горюющую Деметру, которая не чувствует, что получает достаточно почестей и поклонения. Многие женщины любого возраста не имеют контакта с этой богиней и не понимают, зачем она нужна. И тут не важно, есть у них дети или нет. Чаще всего энергии разных богинь в нас сочетаются. Когда анализируешь свои жизненные поступки, то понимаешь, что не всегда и не везде ты реагируешь только как Афина или только как Артемида. Ведь если у нас узкий набор реакций на любую жизненную ситуацию, нам тяжело, мы не удовлетворены какой-то сферой жизни, где эти реакции не срабатывают. Каждая богиня сильна в одном аспекте и уязвима в другом, и они друг друга обычно хорошо компенсируют.
К&З. А внешне богини как-то видны?
О. Ю.: Женщины с ярко выраженной энергией Афины часто носят деловые костюмы с подчеркнутыми плечами, похожие на латы. Если они работают в школе, то очень любят пользоваться указками — так же как Афина любила свое копье. Артемидам обычно все равно, как они выглядят, им важно, в какой физической форме они находятся. Главное, чтобы одежда не мешала и в ней можно было пойти в максимальное количество мест. Таким образом женщина подает сигнал: я свой парень. Афродиты — очень ухоженные женщины, которые массу времени уделяют своему внешнему виду, прическе. Тема эталонной, глянцевой красоты для них очень важна, и внешний вид — поле творческого поиска и выражения себя. Гестия в мифологии укрыта вуалью, никто не видит ее лица — и в жизни это обычно незаметные серые мышки, одетые так, чтобы растворяться в толпе. Женщина, которой управляет Деметра, проявляется обычно не в одежде, а в материнской, мягкой манере поведения и в теле — часто это крупные женщины.
К&З. И если помимо Деметры они начнут слушать других богинь, смогут похудеть?
О. Ю.: В принципе есть такая вероятность. Никаких чудес обещать нельзя, но если человек привык существовать внутри одного образа, то когда он начинает осваивать другие способы поведения, он начинает меняться и внешне. Эта система — очень живая и, несмотря на то что она возникла в Древней Греции, действует и сейчас, легко понимается и у нее есть эффект узнавания: «Конечно же, это я!» В нашем саду богинь благодаря автору концепции тренинга Галине Бедненко не так давно появилась еще одна — Рея. Она не просто владеет какой-то территорией, но и создает ее. Она мать многих олимпийских богов, и с ее приходом остальные богини становятся немного слабее, потому что появляется крупная фигура. В Рее женщины, состоявшиеся в карьере и личной жизни, находят то, чего им не хватало, источник силы, способность управлять своей жизнью на глобальном уровне, течением жизни целиком.
К&З. Можно ли общаться со своими внутренними богинями самостоятельно, есть ли такие техники?
О. Ю.: Да, можно написать имена богинь на листках бумаги и разложить их вокруг листка с собственным именем, посмотреть, как они располагаются, обратиться к ним с вопросом. Неплохо к этой технике прибегать периодически — раз в полгода, например, смотреть, что происходит, что изменилось, какая богиня куда передвинулась. Это помогает и нам самим двигаться по жизни к более счастливому развитию событий. Богини — это силы, которые больше нас, и мы не можем вместить в себя всю богиню целиком, потому что она бессмертна, вечно прекрасна, словом, божественна, — а мы просто люди. Свою жизнь мы определяем сами, и мы решаем, какую богиню будем слушать сейчас, а какую нет. Иногда их голоса конфликтуют, пытаются давить — а они всегда будут пытаться, потому что любая из них хочет занять все доступное пространство. Мы же должны помнить о своем индивидуальном интересе. Древний грек переходил из храма в храм, когда ему нужно было решить какую-то определенную проблему, — с одним шел к Афине, с другим — к Артемиде. И мы обращаемся к ним в волнующие нас моменты. Понятно, что это метафора, так как разговор все равно получается с самой собой, со своим внутренним миром. Но метафора эта важна для того, чтобы активизировать какие-то аспекты, к которым мы, может быть, не привыкли обычно обращаться.
К&З. В какие жизненные моменты лучше заняться таким знакомством с внутренними персонажами?
О. Ю.: Часто работа с системой ролевых архетипов может структурировать, привести в порядок то, что происходит в голове, сделать выбор, ответить на важный вопрос. В такой момент очень необходимы советчики, и богини ими становятся, и предрекают, как сказочному витязю на распутье: «Если ты пойдешь по моей дороге, то будет вот это». Схема помогает также работать с вопросом «почему ничего не получается в такой-то сфере?» — например, на работе или в отношениях, когда остановилась в какой-то точке и не понимаешь почему. Или ходишь по кругу и не можешь оттуда выбраться. Можно понять, какой голос ведет тебя по дороге и заставляет все время возвращаться в одну и ту же точку — и попробовать послушать не его, а другой голос, который предлагает иной путь.