Подпишись на нас в соц. сетях!


Если ребенок не хочет идти в школу: 6 причин и советы для родителей



MyCollages - 2024-08-30T171816.391.jpg


Если ребенок говорит, что не хочет идти в школу, необходимо разобраться в причинах. Одно дело, если ему просто надоедает одно и то же действие, но могут быть и более серьезные причины. 

Лень или отсутствие мотивации

Бывают семьи, где родители образованные, начитанные люди, прививают ребенку понятие, что образование необходимо. Но, несмотря на это, их чадо может неделями не посещать школу, мастерски шифруясь, пока правда не вскроется на одном из родительских собраний. Или посещают школу, но собираются медленно, с неохотой, постоянно задают вопрос: «Ну зачем я туда иду?», при любой возможности прогуливают некоторые предметы.
«Что делать?» — главный вопрос родителей, столкнувшихся с этой бедой. Скорей всего, у ребенка отсутствует мотивация. В XXI, когда в свободном доступе масса информации, мнение родителей уже не считается единственно верным. Поэтому на мотивацию ребенка могут оказывать влияние различные факторы.
Фактор №1. Не понимает, зачем получать образование. Возможно, ребенок не видел перед собой наглядного предмета, как образование помогло в жизни добиться успеха, а потому не верит в необходимость трудиться ради «корочки». Это особенно актуально в современном мире, где блогеры школьного возраста зарабатывают свои первые деньги. Однако мало кто задумывается, что будет, если аккаунт заблокируют.
Фактор №2. Ребенку не нравится учебный процесс. Преподаватели ставят оценки предвзято, дают минимум информации, школьные порядки доведены до абсурда, ученик считает, что некоторые предметы ему в жизни не пригодятся.
Фактор №3. Патологическая лень и апатия, связанная не столько с психологией, сколько с физиологией. Тогда помочь определить причину поможет врач. Обычно это заметно: ребенок не проявляет интерес ни к чему, у него нет хобби, он безынициативен не только в школе, но и дома, много спит, плохо себя чувствует хронически.

Чтобы сформировать правильную мотивацию, нужно отталкиваться от причины. Если ребенок не понимает, зачем нужно образование, если родителям оно никак не пригодилось, то стоит найти оптимальный ответ, который бы удовлетворил вашего ребенка. Ответы вроде: «так надо», «трудиться нужно через силу» точно не помогут. У вашего чада сформируется неверный посыл, что работа и вообще взрослая жизнь не приносит удовлетворения.

Но при этом не стоит ударяться в радужные рассказы о том, что работа должна быть любимым делом, если вы на собственном примере демонстрируете обратное. Важно найти баланс, объяснив, что образование увеличивает шанс получить хорошую работу, так почему бы им не воспользоваться, чтобы потом не жалеть о том, что нельзя переиграть свое прошлое? Также образование расширяет кругозор, способность мыслить, осваивать смежные профессии. Причем, школа не всегда дает ребенку все необходимые знания, или оценка может не соответствовать действительности. Поэтому не стоит равняться только на одобрение учителя, а важно иметь хобби, увлечения, желание самостоятельно изучать интересующие дисциплины, проходить курсы для изучения языков онлайн и тому подобное. Задача родителей — поспособствовать получить необходимые знания даже в условиях, если школа не дает то, что ученику требуется.

Боится «двоек», не понимает предмет

Зачастую «двоек» боятся не дети, а родители. Именно мы доносим до ребенка посыл, что с плохой оценкой он сразу становится неполноценным, его отругают или накажут. Иногда ребенок испытывает такой колоссальный стресс из-за неодобрения родителей, что боится идти домой. Нам кажется это странным, но ведь ежегодно из-за проваленного ЕГЭ происходят случаи суицида. 

Постарайтесь меньше акцентировать внимание на оценках и больше на знаниях, которые откладываются в голове ребенка. Конечно, нельзя впадать в крайности, и если нужно пересдать «двойку» для перехода в другой класс или получения аттестата, то необходимо приложить все усилия и помочь ребенку справиться. Но ваша задача — растолковать маленькому человеку, что отметки — понятие субъективное, так как их обычно ставят живые люди.

Если же у вашего ребенка полное непонимание какого-то предмета, то причина может быть в том, что он пропустил несколько уроков из-за болезни. Тогда важно помочь ему наверстать упущенное. Вторая причина — учитель плохо объясняет предмет или слишком торопится, равняясь на лучших учеников (тех, кто схватывает на лету). И, наконец, иногда стоит признаться самому себе, что для физики или черчения ваш ребенок просто не создан, это не его направление.

MyCollages - 2024-08-30T170846.338.jpg

Хроническая усталость

Отсутствие мотивации может быть и от хронического переутомления. Хорошо, если усталость физическая — пару дней полежал, и все хорошо. А если перегрузка эмоциональная или интеллектуальная? Например, ребенок устал от количества информации, которое на него вываливают, или от шума и общения с парой десятков одноклассников и десятка учителей. Бывает и такое, что ради своего честолюбия родители отдают чадо в школу с углубленным изучением каких-либо дисциплин и сложной программой, но не каждый ученик способен ее освоить. И совсем не потому, что он глуп, просто у всех разная скорость восприятия и запоминания информации, разные мыслительные процессы.

Если продолжать требовать от ребенка то, что он не тянет, он начнет размышлять в русле: «Я неудачник, я не оправдал ожиданий родителей, я глупый» — заниженная самооценка обеспечена. И однажды наступает момент, что информация перестает усваиваться, пропадает интерес к учебе. И выходные тут не спасут. Если самим не удается разобраться в этих сложностях, то обратитесь к психологу. Постарайтесь снизить нагрузку и давление на ребенка.

По каким признакам можно легко распознать переутомление у школьника?
  • ребенок капризный, раздражительный;
  • нарушен сон;
  • пропал аппетит;
  • ребенок часто болеет;
  • ребенок рассеянный, не может ни на чем сосредоточиться.

Конфликт с учителем

Иногда ребенок вдруг наотрез отказывается идти в школу, причем, у него появляются соматические симптомы: тошнота, рвота, боли в животе. Но как только ребенку позволяют не идти в школу, то все моментально проходит. Если ребенок нормально ходил в школу, а потом резко перехотел, то, очевидно, он испытывает страх там появиться. Возможно, произошел какой-то конфликт. Причем, он может побояться сказать об этом родителям по ряду причин:

  • считает, что взрослые его проблему сочтут пустяковой;
  • думает, что конфликт произошел по его вине, и родители будут его ругать;
  • не знает, как сказать из-за отсутствия доверительных отношений в семье;
  • воспитан таким образом, что все проблемы нужно решать самостоятельно.

Если ребенок маленький (первый, второй классы), то равнодушие учителя может воспринять как проявление того, что его недолюбливают. А если на его вопрос учитель не ответит, то ребенок затаит обиду. Дети постарше, в принципе, уже в состоянии распознать, когда преподаватель к ним придирается и не объективен.

Если вы подозреваете учителя в неадекватном отношении к вашему ребенку (занижает оценки, оскорбляет и тому подобное), начните с разговора с классным руководителем. Постарайтесь сразу не проявлять агрессию, а спокойным голосом сказать, что ваш Петя уважает своего классного руководителя, и вы верите ей, как профессионалу, что она сможет решить конфликт, не прибегая к травмирующим психику ребенка способам.
Порой родители просто сами боятся или не умеют отстаивать позицию своего ребенка, и на слова директора о том, что ученик сам спровоцировал учителя, сразу тушуются и соглашаются.

В зависимости от поведения учителя, родители могут выбрать разную тактику. Иногда одного разговора достаточно, чтобы заручиться поддержкой и пониманием преподавателя. Иногда проще объяснить ребенку, что у учителя свои особенности характера (например, громко кричит), и на это нужно просто не обращать внимание. А бывает такое, что приходится переводить свое чадо в другой класс.

MyCollages - 2024-08-30T170103.251.jpg

Конфликт с учениками

Дети порой бывают очень жестоки. В отдельно взятом коллективе (классе) может сложиться нездоровый микроклимат, и ваш ребенок может оказаться объектом травли по любой причине: материальное положение, одежда, оценки, речь, характер, сложности в семье и многое другое. Его могут как игнорировать и подавлять морально, так и применять физическое воздействие.

Как понять, что Ваш ребенок стал объектом травли в школе?

  • на теле стали появляться травмы (синяки, ссадины);
  • подавленное состояние школьника;
  • отказ посещать коллективные мероприятия, где есть одноклассники;
  • вашего ребенка не приглашают на дни рождения и другие праздники;
  • вам кажется, что у вашего ребенка нет друзей;
  • пропадают или подвергаются порче вещи;
  • на вопросы об одноклассниках ваш ребенок не отвечает, уклоняется от темы, замыкается.

Первым делом, нужно понять причину: дело в вашем ребенке или нет. Иногда дети переживают из-за вхождения в новый коллектив и начинают неосознанно вести себя более агрессивно, как бы предвосхищая нападки, сами могут невзначай оскорбить одноклассника. Но бывает и такое, что ваш ребенок не делал ничего плохого, однако по каким-то причинам оказался жертвой неадекватного отношения со стороны ровесников.

Постарайтесь не ввязываться в конфликт с родителями обидчика, пока не соберете максимум информации и доказательств. Обязательно поговорите с учителями и классным руководителем. Они могут не обратить внимание на конфликт учеников, пока вы на этом не сакцентируете внимание. Если преподавательский состав пойдет вам навстречу, то они могут посодействовать в решение конфликта или помочь перевести ребенка в другой класс.
Научите ребенка самостоятельно решать конфликт там, где это возможно, чтобы он не терял самостоятельности. Но старайтесь «держать руку на пульсе», так как ситуация может зайти слишком далеко и оказаться вне сил и компетенции ученика. Сам ребенок может быть не в состоянии оценить масштаб бедствия, поэтому важно быть в курсе ситуации. У взрослого больше опыта и рычагов давления.

Личная трагедия

Если ваш ребенок только недавно перешел из детского сада в школу, то он мог объективно еще не привыкнуть к новому образу жизни и распорядку дня. Адаптация происходит в стандартной ситуации 2-3 месяца, но иногда затягивается до года. Порой оказывается, что ребенок для школы не созрел психологически, и его слишком рано отдали в первый класс.

Перед тем, как обращаться за помощью к психологу, поговорите с ребенком о школе, выясните у него, что ему нравится, что нет, постарайтесь найти позитивные моменты в том, что он пошел в школу.

У подростка же совсем другие проблемы: у них может происходить гормональный скачок, ломается голос, появляются прыщи, зашкаливают эмоции. Они в принципе с трудом справляются со своим телом и чувствами.  Иногда ответ «не хочу в школу» оказывается протестом против воли родителей. Важно найти в близком кругу человека (учитель, любимая тетя, старший брат), кто остается для вашего ребенка авторитетом, и через него передавать ваши пожелания, посылы и предосторожности.

Также могут накладываться и другие причины: ребенок оконфузился (например, проходил весь день с расстегнутой ширинкой), влюбился и оказался отвергнут, у ребенка стресс из-за развода родителей, он попал в плохую компанию.

Если у вашего сына или дочери неразделенная любовь, то постарайтесь чаще успокаивать его, объяснять, что редко у кого первые чувства перерастают в брак и что-то серьезное, и это можно пережить. И лучший способ доказать это человеку, который тебя отверг, — оставаться счастливым несмотря ни на что. Чуткий родитель знает, как найти подход к ребенку и утешить его.

Не бойтесь обращаться к психологу, главное — найти хорошего специалиста и не заставлять ребенка идти к нему силой. Также человек, у которого есть хобби, увлечения, в которых он хорош, легче переносит стресс, ему есть, чем заполнить пустоту. Так что обязательно поддержите увлечение ребенка, не высмеивайте его. Вы не можете знать наверняка, какое умение пригодится ребенку в будущем — программирование или пение. Относитесь к желаниям и интересам своих детей с уважением.

дзен.jpg




Я – плохая мать: Как перестать ругать себя
Топ-6 книг для тех, кто хочет стать хорошим родителем
6 мифов в воспитании девочек
Наши рассылки

Первые шаги ребенка: важные моменты, которые нужно знать родителям


MyCollages - 2025-05-15T123955.446.jpg

Многие родители беспокоятся, наблюдая за развитием своего малыша. Они сравнивают его с другими детьми, переживают, если ребенок не укладывается в общепринятые нормы, и теряются в потоке противоречивой информации из интернета и от знакомых. Особенно волнительным периодом становится время, когда ребенок учится ходить — ведь это важнейший этап в его развитии.

Чтобы помочь родителям разобраться в этом вопросе, мы публикуем отрывок из книги «Мама, я пошел!» физического терапевта Марии Гербутовой — энциклопедии двигательного развития детей от 0 до 18 месяцев, в которой автор развенчивает мифы о первых шагах и дает взрослым читателям четкое понимание, что происходит с их ребенком.
Из публикуемого фрагмента вы узнаете все о важнейшем этапе — первых шагах и ходьбе. Как правильно реагировать на падения? Почему не стоит водить ребенка за ручки? Когда пора бить тревогу, а когда — просто расслабиться и наслаждаться процессом?

Первые шаги

Итак, ребенок уже может подолгу стоять у опоры, ходить вбок, подниматься на носочки. Когда же он пойдет? Обратите внимание, что глава называется «12–18-й месяцы»: первые шаги малыш может сделать и в год, и гораздо позже. По всем международным стандартам граница, когда ребенок должен начать ходить, — 18 месяцев, и до этого возраста позвольте ему самому разбираться в своем двигательном развитии. Постепенно он начнет отрывать руки от опоры и просто стоять, а затем попробует сделать самостоятельные шаги и, конечно же, плюхнется.

Самостоятельная ходьба

Дайте ребенку упасть, присядьте рядом и спокойно скажите, что ничего страшного не произошло. Не тяните его вверх — пусть сам поднимется, опираясь о вас. Если малыш расстроится, то, конечно, возьмите его на ручки и расцелуйте, но не бегите впереди паровоза со своей тревогой. Я часто вижу, как мамы начинают охать, ахать, скорее хватать упавших детей — настоящая драма. Сначала оцените: ребенок расстроился, испугался или сам еще не знает, как реагировать? Дайте ему осознать свои чувства и не навязывайте собственные, ведь это его опыт, а не ваш.

Убедитесь, что рядом с ребенком нет опасных предметов, о которые можно пораниться при падении. Снимите с него носки: в них скользко, это усложнит попытки малыша удерживать равновесие и управлять мышцами. Оптимально, если дома ребенок будет ходить босиком: сцепление с полом лучше, к тому же голой подошвой хорошо можно ощутить его поверхность. Ребенок чувствует опору, сигнал идет в мозг, обрабатывается и возвращается к мышцам. Так происходит развитие оптимальной регуляции работы мышц во время освоения походки, и вмешиваться в этот четкий процесс не стоит даже из лучших побуждений.

Походка

Хождение — это произвольная моторика. Она играет ключевую роль в развитии ребенка, так что освоение этого навыка влияет на способности малыша говорить и думать. Походка детей и взрослых отличается. Первые месяцы дети ходят с широко расставленными ногами, руки могут быть согнуты в локтях и немного отведены в стороны. Эти движения возникают автоматически при первых же шагах. Мозг оценивает качество координации движений и дает мышцам обратную связь о том, как исправить недостатки. В результате малыш совершенствует свою походку, она становится более уверенной, руки начинают свободнее двигаться вдоль тела, а не цепляться за воздух.

Самостоятельный подъем с земли

После того как малыш упал, он может какое-то время посидеть или полежать, оценивая обстановку. Не торопите его. Можно подбодрить словами: «Пойдем дальше гулять?» — или просто встать рядом, чтобы ребенок поднялся, уцепившись за вашу ногу. Так он быстрее отточит навык самостоятельного вставания, да и падать будет меньше. Обязательно похвалите ребенка за то, что он поднялся сам, это придаст ему уверенность в своих силах. И держите наготове влажные салфетки, чтобы протереть ему руки.

Как правило, навык самостоятельного подъема с земли формируется на втором году жизни. Расскажу, как именно происходит подъем.
  • Если после падения ребенок сидит, то он переместится на четвереньки, затем — в планку или выставит сначала одну ногу в опору на стопу, затем другую. После этого он переставит руки ближе к ногам, окажется на корточках и встанет. Или же сделает это с помощью опоры.
  • Если малыш лежит на спине, то он или перевернется на живот и сделает описанные выше движения, или может повернуться на бок, затем — в позу садового гнома, в наклонное сидение, на колени, на четвереньки — и так далее.
То есть за считаные секунды ребенок продемонстрирует многообразие промежуточных поз.

MyCollages - 2025-05-15T125112.207.jpg

При самостоятельном вставании:

● укрепляются все мышцы тела;
● развивается координация движений;
● отрабатываются все предыдущие навыки;
● появляется уверенность в своем теле;
● развивается баланс и навык самостоятельности;
● увеличивается скорость передвижения.

Спуститься с дивана

Дети с удовольствием забираются на диван и другие невысокие предметы. А с годовалого возраста они уже умеют разворачиваться и спускаться ногами вперед, подталкивать себя руками до тех пор, пока стопы не коснутся пола. Это становится возможным, потому что ребенок наконец может осознать пространство позади себя, не контролируя его взглядом.

Указательный жест

К 12 месяцам ребенок начинает активно использовать указательный жест: выпрямляет и отводит в сторону руку, выпрямляет указательный палец, а остальные четыре сгибает и соединяет. Малыш указывает на предметы, когда вы называете их, показывает на то, что ему хочется (печенье, игрушку), или привлекает внимание взрослых, как бы говоря: «Смотри, птичка прилетела». Он может подкреплять указательный жест вокализацией, слогами или отдельными словами. Безусловно, указательный жест — это опыт коммуникации, предвестник развития активной речи, проявление осознанности ребенка.

Пинцетный захват

Напомню, что раньше ребенок пользовался щипковым захватом мелких предметов. Теперь координация мышц и управляющий ими мозг дозрели до того, чтобы сделать этот захват еще более прицельным. При пинцетном захвате мизинец, безымянный и средний пальцы согнуты и сжаты вместе, а указательный и большой пальцы противопоставлены друг другу. Их концевые фаланги изолированно сгибаются, и пальцы складываются в «колечко».

В этом возрасте важно развивать мелкую моторику, но при этом всегда помнить о безопасности. Малыши любят все тащить в рот и в нос, поэтому следите, чтобы ребенок не вдохнул мелкие предметы, не подавился ими. Лего и бусинки давать еще рано. А вот собрать крошки со стола — прекрасная тренировка пинцетного захвата.

Без криков и истерик: 4 совета, как быстро уложить ребенка спать

Красные флаги

Ребенок не сидит, не встает на четвереньки, не принимает позу на боку, не пытается встать у опоры. Встает только на носки, не может опустить пятку.Даже при одном из этих симптомов необходима консультация невролога и ортопеда.
Асимметричные стопы. В положении стоя стопы «ведут себя» по-разному, например, одна завалена внутрь, другая изогнута наружу. Их положение не меняется при движении. Обратитесь к ортопеду и врачу ЛФК для составления программы коррекции. Показание к терапии стоп по методу Цукунфт-Хубер.
К 18 месяцам малыш так и не начал ходить самостоятельно. Он не встает у опоры. Ходит асимметрично, одна нога на носке, пятка не опускается. 90% ходьбы — на носочках.
Даже при одном из этих симптомов необходима консультация невролога и врача ЛФК для составления программы реабилитации.
дзен.jpg
Поделиться:
Автор: Редакция
Фото: Fotodom/Shutterstock
17.05.2025

«Мягкое родительство», или gentle parenting: в чем плюсы и минусы такого метода воспитания детей


MyCollages - 2025-03-24T131132.302.jpg

Все больше родителей по всему миру начинают пробовать метод воспитания gentle parenting, или «мягкое родительство». Разбираемся, что он из себя представляет и каких результатов можно добиться с его помощью. 

Если раньше о так называемом «мягком родительстве» могли говорить только в определенном ряде западных стран, то к 2020-м годам этот метод воспитания стал настолько популярен, что распространился почти что по всему миру. Чем больше родителей предпринимают попытку растить детей почти что во вседозволенности, тем чаще возникает вопрос: насколько же эффективен подобный подход и можно ли нанести вред, как себе, так и еще несформировавшейся психике ребенка?

Что такое gentle parenting? 

Впервые идея того, что в настоящее время называется gentle parenting, была сформирована австрийским психологом и психиатром Альфредом Адлером в двадцатые годы прошлого века. Тогда в понятие вкладывалось воспитание детей с уважением: без рукоприкладства (что в те годы уже можно было считать существенным достижением) и выяснения отношений криками и скандалами. Идея врача не стала носить массовый характер в первой половине XX века, однако, похоже отлично прижилась в обществе спустя столетие.

Современным термином «мягкое родительство» мы обязаны британке Саре Окуэлл-Смит, которя в 2015 году впервые упомянула gentle parenting в рамках радиоэфира. Автор, специализирующаяся на педиатрии и неврологии, написала более 13 книг на тему методов воспитания, а также сама растила четырех детей. Через несколько лет ее идея стала очень популярна в социальных сетях (особенно — в TikTok), где многие мамы, относящиеся к поколениям миллениалов и зумеров, стали тестировать эту методику. 

На данный момент понятие интерпретируют как «воспитание, основывающееся на попытке понять и принять ребенка через эмпатию и уважение, предоставлении ему права выбора и решения, а не командовании, а также взаимодействии, учитывающем уровень развития». Сами правила gentle parenting каждая семья устанавливает отдельно, исходя из своих норм и правил. Целью «мягкого родительства» называют воспитание людей, которые хорошо понимают и анализируют собственные чувства и эмоции, уважают себя и окружающих, а также умеют строить здоровые отношения. 

MyCollages - 2025-03-24T131717.730.jpg

Кто активно практикует метод?

Чаще всего об использовании подхода gentle parenting рассказывают жители Европы и Северной Америки, являющиеся представителями поколений Y и Z, которые нашли эту методику в социальных сетях и решили ее попробовать. Не так распространено, но все же иногда практикуется «мягкое родительство» в странах Восточной Азии и Южной Америки, а также на постсоветском пространстве. В России сторонники gentle parenting чаще всего встречаются в крупных городах, прежде всего — в Москве и Санкт-Петербурге. 

Чем хорош этот подход?

У этого подхода есть как важные плюсы, так и существенные минусы, которые важно учитывать перед тем, как интегрировать метод gentle parenting в воспитание своих детей. Считается, что «мягкое родительство» в случае, если оно практикуется на постоянной основе, может помочь вырастить психически здорового и ментально зрелого человека благодаря тому, что с детства к нему обращались как к полноценной личности и развивали эмпатию и уважение к другим людям. 

Gentle parenting может быть полезен и для самого родителя: за годы воспитания он научится правильно понимать и перерабатывать собственные эмоции, доносить их до подрастающего человека аккуратными словами и выражениями, а также учитывать состояние и реакцию собственного ребенка. Таким образом, при «мягком родительстве» более эмпатичными и уважительными могут стать и сами мать и отец. 

Чем может быть опасно «мягкое родительство»?

Многие молодые родители по незнанию путают понятия «уважения к ребенку» и «вседозволенности». Они не пытаются мягким образом разграничить, что можно, а что нельзя, что правильно, а что нет; они полностью потакают любым желаниям и капризам, чем все больше приучают ребенка к тому, что для него нет ничего запретного. Еще одной проблемой может стать непостоянство применения метода gentle parenting: если в один день родители будут вести понимающе, разговаривать на равных и учитывать эмоции, а в другой — кричать или даже поднимать руку, то ребенок может просто запутаться. 

MyCollages - 2025-03-24T132047.576.jpg
дзен.jpg
Поделиться:
Автор: Арина Кузнецова
Фото: Fotodom/Shutterstock; соцсети
25.03.2025

Не позволяйте гаджетам воспитывать ребенка: как современные технологии влияют на развитие детей


MyCollages - 2025-03-06T131848.099.jpg

Современные дети едва ли не с пеленок знакомятся с яркими экранами телефонов и телевизоров. Но чем это им грозит и что с этим делать?

11zon_cropped-round.png


Дарья Татаркова
, педагог-психолог, психолог-консультант, кандидат политических наук, автор книги «Беременность в радость», спикер, преподаватель Московского Института Психоанализа

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует ограничить любые контакты с гаджетами ребенка до двух лет; до 5 лет экранное время малыша должно составлять не более одного часа в день.

Этапы развития ребенка ясельного возраста

Следует понимать, что развитие разделяется на несколько определенных этапов.

«Для каждого этапа характерны свои задачи, которые ребенок решает при поддержке родителей», — уточняет Дарья Татаркова.
При ответственном и осознанном подходе происходит гармоничное развитие, то есть «ребенок своевременно решает возрастные задачи и переходит на новый этап подготовленным для того, чтобы встретиться с новыми задачами».

«В период от рождения до года ключевая возрастная задача — установить эмоциональную доверительную связь со опекающим взрослым. Поэтому младенец стремится к общению.

Родителям важно поддерживать это стремление — разговаривать, проводить много времени вместе.

Задача второго этапа от года до трех лет — исследовать предметный мир. Ребенок активно двигается, развивает крупную и мелкую моторику, исследует окружающий мир всеми органами чувств».

MyCollages - 2025-03-06T131855.651.jpg
Мой ребенок — наркоман? Как определить, что подросток употребляет наркотики и как действовать

Влияние на развитие ребенка

Первый этап развития. «При регулярном и продолжительном использовании гаджетов малыш будет испытывать дефицит в эмоциональном доверительном контакте с родителями — в рамках которого зарождается надежная привязанность, отношение к самому себе и к миру, формируется речь.

Соответственно задача возраста в полной мере решена не будет и в качестве последствий могут выступать следующие проблемы: задержка речи, сложности при взаимодействии с другими людьми в будущем».

Второй этап развития. «Использование гаджетов предполагает малоподвижное поведение и специфический, весьма ограниченный способ исследования мира в виртуальном пространстве. Соответственно ребенок будет испытывать дефицит в движении, во всестороннем исследовании мира всеми органами чувств, в необходимом взаимодействии с реальным миром».

«Таким образом, среди ключевых последствий раннего использования гаджетов можно выделить следующие: задержка речи, задержка развития произвольного внимания, отсутствие навыков общения и снижение интереса к социальному взаимодействии, искажением когнитивного развития».

Почему родители прибегают к помощи экранов

«В том случае, когда ребенок капризничает, с чем-то не соглашается, отказывается есть или гулять, требует, чтобы родители с ним поиграли или пообщались, то есть, когда его поведение становится «неудобным» — самый простой, легкий и быстрый способ включить «удобное» поведение — это вручить ребенку гаджет с игрой или мультфильмом.

Яркий видеоряд моментально привлекает и удерживает внимание ребенка, он как завороженный замирает перед экраном и, вуаля, больше не кричит, ничего не требует, автоматически открывает рот перед ложкой и спокойно садится в коляску.

Когда родители прибегают к этому способу совладания с нежелательным поведением в исключительных случаях и крайне редко — вреда развитию это не принесет. Но если этот способ применяется ежедневно, и ребенок не ест, не гуляет и не играет без гаджетов, то это становится уже серьезной проблемой, влекущей последствия и с психологической, и с педагогической точки зрения».

Также часто родители могут использовать экраны, чтобы обеспечить, по их мнению, безопасность ребенка. Пока малыш увлечен мультиком, мама может спокойно заняться делами. Экраны создают иллюзию контроля: родители чувствуют, что знают, чем занят ребенок, даже если находятся в другой комнате.

Как минимизировать влияние гаджетов

«Именно ранний возраст является базой для дальнейшего развития личности ребенка. Он нуждается во внимании родителей, в их вовлеченном отношении, в их любви и принятии», — утверждает Дарья.
Родители не могут полностью оградить детей от технологий. Гораздо важнее построить доверительные и открытые отношения. Ребенок должен знать, что всегда может обратиться к вам за советом и поддержкой.

Играем вместе, учимся вместе. Вместо того чтобы просто запрещать, попробуйте вовлечься. Изучайте новые приложения и платформы вместе с ребенком. Объясняйте все простым и понятным языком: Почему сейчас пора выключить мультик? Почему эта игра нам не подходит?

Личный пример – лучший учитель. Дети копируют поведение родителей. Если вы хотите, чтобы ребенок меньше времени проводил с гаджетами, начните с себя.

«Жизнь семьи необходимо выстраивать таким образом, чтобы гаджеты не были заменой внимания и участия родителей в жизни ребенка. В этом поможет понимание этапов развития ребенка, планирование такого графика жизни семьи, при котором детям уделяется качественное время, распределение обязанностей и ответственности между взрослыми членами семьи, принципы взаимоподдержки внутри семьи», — отмечает эксперт.

Технологии должны быть инструментом, который помогает в воспитании, а не заменяет его.

дзен.jpg
Поделиться:
Автор: Яна Анцупова
Фото: Fotodom/Shutterstock
07.03.2025

Юлия Савичева — о воспитании дочери удаленно, но без интернета


MyCollages - 2025-02-19T115458.453.jpg

Юлия одна из тех женщин, что успевают строить карьеру и одновременно заниматься воспитанием ребенка.

Вот только есть нюанс — семилетняя Аня живет вдалеке от матери, с бабушкой и дедушкой в Португалии. Такое решение Юлия приняла с супругом Александром Аршиновым сразу же после рождения там дочери в 2017 году. Как утверждает финалистка «Фабрики звезд 2», они собрали семейный совет, на котором и было принято решение оставить маленькую Аню на попечительстве у родителей мужа.

Многие поклонники осуждают певицу за это решение, считая, что она бросила своего ребенка. Но Савичева постоянно отмечает, что регулярно видится с дочерью и занимается ее воспитанием даже на расстоянии в тысячи километров. Ради встреч с ребенком российская артистка даже оформила вид на жительство в Португалии в 2021 году.

«Мы ежедневно в течение дня общаемся по видеосвязи. Утром я звоню и узнаю, как она спала, какое у нее настроение и отправляю вместе с бабушкой в садик. После — звоню, когда она возвращается домой, сочиняю ей разные сказки, мы вместе читаем, рисуем», — объяснила певица в беседе с Gazeta.ru.

MyCollages - 2025-02-19T115552.230.jpg

Несмотря на то, что Савичева с дочерью на большом расстоянии, она строгая и контролирующая мать. Певица призналась, что они с супругом тщательно следят за тем, каким образом Анна проводит свободное время.

Оказалось, что девочка начала пользоваться телефоном только в 2025 году с базовыми функциями без доступа в интернет. Единственное, что разрешают взрослые родители — смотреть YouTube, и то дозировано.

«Решать за детей нельзя»: почему Юлия Савичева позволяет дочери даже фастфуд, но запрещает газировку

«У Ани только сейчас появился телефон. Она попросила у Деда Мороза «взрослый телефон, как у мамы с папой». Дед Мороз прислушался и подарил Ане телефон. Но в нем нет выхода в интернет. Только основные функции — можно позвонить, написать сообщение. Плюс мы закачали музыку, которая дочке нравится. Насчет просмотра телевизора, мультиков тоже есть ограничения. На YouTube смотрим только детский контент», — объяснила Юлия Савичева.

Ограничивая юную Анну от социальных сетей, певица хочет, чтобы дочь больше времени отдавала своим увлечениям — танцам и рисованию. Неудивительно, что в сети многие родители поддержали в этом Савичеву и ее супруга. Ведь в современных реалиях очень сложно ограничивать своего ребенка в доступе к интернету.

дзен.jpg
Поделиться:
Автор: Анастасия Антоновская
Фото: соцсети
20.02.2025

Миллениалы и зумеры: как научиться понимать другое поколение?


MyCollages - 2025-01-29T140631.988.jpg

Мы живем в мире, где каждый год словно создает новую реальность: технологии меняются с молниеносной скоростью, а с ними — и наше восприятие жизни. Миллениалы с их блогами и вирусными челленджами уступили интернет-сцену зумерам, которые не выпускают смартфоны из рук и общаются через мемы и эмодзи. Как не только разобраться в этих поколенческих различиях, но и научиться понимать друг друга?

Гильманов.png


Руслан Гильманов, эксперт по продвижению и развитию в соцсетях, основатель компании Blackgrizzly

Почему теория поколений — не догма

Сначала стоит понять: теория поколений — это всего лишь попытка объяснить, почему люди, рожденные в разные десятилетия, воспринимают мир по-разному. Но нельзя полностью определить характер или поведение человека только по году его рождения. Гораздо важнее — культурный контекст, воспитание и личный опыт.

Однако знать особенности миллениалов и зумеров все же полезно. Они не только задают тон в интернете, но и формируют правила игры на работе, в общении и даже в стиле жизни.

Миллениалы: амбициозные и разочарованные

Миллениалы (рожденные примерно с 1981 по 1996 годы) — это первое поколение, повзрослевшее в эпоху интернета. Они открыли для себя глобальный мир, изучали языки, путешествовали и старались максимально впитать все новое. В России их детство пришлось на стабильные 2000-е, что сформировало высокие ожидания от жизни. Но, как говорит социолог Вадим Радаев, многие из них так и не смогли реализовать свои амбиции. Почему? Потому что столкнулись с реальностью, где все не так радужно, как обещали их родители.

Что важно помнить о миллениалах?

1. Миллениалы ценят честность. Это поколение, которое научилось критически мыслить. Простые слова для них не работают — нужны факты, данные и четкие аргументы;
2. Они всегда в поиске баланса. Многие миллениалы работают круглосуточно, но это не всегда про трудоголизм. Скорее про стремление доказать, что они могут. Однако гибкий график и возможность работать удаленно — их must-have;
3. Не терпят лишнего шума. Бесполезные совещания? Нет, спасибо. Письмо на email или четкое сообщение в мессенджере сэкономят их время и ваше.

Зумеры: гибкие и эмоционально уязвимые

Зумеры (поколение Z, 1997–2012 годы) — те, кто буквально родился с гаджетами в руках. Они не представляют мира без соцсетей и виртуальных аватаров. Но, как ни парадоксально, постоянное пребывание в интернете сделало их самыми тревожными и эмоционально нестабильными.

Зумеры рано сталкиваются с психологическими трудностями: нереалистичные стандарты красоты, гиперстимулирующий контент, выгорание из-за непрерывного потока информации. Но они же первые, кто научился говорить о своих чувствах и ставить личные границы.

Как правильно выстраивать диалог с зумерами?

1. Не звоните без предупреждения. Для них телефонный звонок — это не норма, а стресс. Хотите обсудить что-то важное? Напишите заранее;
2. Цените их время. Зумеры работают ровно столько, сколько нужно. Они не перерабатывают и умеют отделять личное от рабочего;
3. Говорите их языком. Зумеры любят неформальное общение и готовы использовать мемы и сленг. Но важно быть искренним: попытка выглядеть «своим» через коверканье их языка быстро превращается в «кринж».

MyCollages - 2025-01-29T140840.380.jpg

Где мы теряем связь друг с другом?

Зачастую конфликты между поколениями возникают из-за неверного восприятия. Миллениалы считают зумеров излишне расслабленными, а зумеры смеются над «миллениальским кринжем» — узкими джинсами, мемами с эмодзи и любовью к «Друзьям». Но правда в том, что оба поколения гораздо ближе, чем кажется.
Стоит учитывать, что миллениалы и зумеры — не конкуренты, а союзники. Каждый из них вносит свою уникальную лепту в современную культуру и рабочую среду. И только вместе они могут создавать новые тренды, развивать проекты и менять правила игры».
Потерянные ориентиры: почему современные дети испытывают кризис смысла жизни

Как найти общий язык

Если вы работаете или общаетесь с представителями других поколений, вот несколько универсальных советов:

1. Будьте открыты к диалогу. Спросите, что важно для них, и честно расскажите, чего хотите вы;
2. Используйте разные каналы коммуникации. Миллениалы предпочитают email, зумеры — мессенджеры. А лучше уточните, что удобно вашему собеседнику;
3. Уважайте личные границы. Не все готовы работать после 18:00, и это нормально.

Общение между поколениями — это не про конкуренцию, а про понимание. Миллениалы и зумеры могут многому научить друг друга: одни — амбициозности, другие — легкости и умению наслаждаться жизнью. Главное — уважать разницу и быть готовыми к диалогу. Ведь когда мы перестаем навешивать ярлыки, открывается реальная возможность услышать и понять другого.

дзен.jpg
Поделиться:
Автор: Редакция
Фото: Fotodom/Shutterstock
01.02.2025
 

Актуальные статьи

Вы точно знаете, что такое секс? Послушаем известного психолога
Что такое секс? Странный вопрос, не правда ли. Кажется, ответ на него очевиден. Но «Секс — это не то, что вы думаете. Это дар и творчество», — считает психолог, бизнес-тренер, телеведущая Татьяна Мужицкая.
1 час назад
Нанотехнологии в косметологии: зачем применяются и нет ли от этого вреда
В последнее время термин «нанотехнологии» используется практически в любой отрасли, предполагая использование материалов и веществ с мельчайшим размеров частиц. Что это дает в косметологии и нет ли в этом рисков для здоровья?
3 часа назад
Гуава — пробуем самый сочный тренд в макияже
Кажется, еще ни одно лето за 2020-е годы не обошлось без фрукта, который характеризует сезонный макияж. Не стал исключением и 2025 — на этот раз мы создаем бьюти-образы в оттенках гуавы. Так что прощай, клубника и вишня! Гуава - главный фрукт этого лета.
сегодня
Вкус лета: творожная запеканка с черешней от Ольги Кабо
Лето — пора не только ярких солнечных дней, свежих ягод и фруктов, но и легких блюд. Одно из таких — фирменная творожная запеканка с черешней по рецепту российской актрисы Ольги Кабо.
сегодня
Не Лабубу единым: чем еще «оживить» свою сумку
Игрушка-брелок Лабубу продолжает активно захватывать российский рынок, а также сумки многих модных девушек. Но не только милые монстрики пользуются популярностью: рассказываем, кого еще можно подвесить в качестве аксессуара.
вчера
Показать еще