Подпишись на нас в соц. сетях!


«Комплекс неполноценности меня съедает изнутри»: дочь Глюкозы призналась, что прибегала к селфхарму



рэй3.png

Реагировать на проблемы наследница певицы пыталась самыми разными способами. Порой становилось только хуже.

16-летняя Лида — старшая дочь российской певицы Глюкозы и бизнесмена Александра Чистякова, которые также воспитывают 12-летнюю Веру. Еще в юном возрасте она решила пойти по стопам матери и начала строить карьеру певицы, благо все данные для этого у есть.

То, что Лидия, выступающая под псевдонимом Ray!, — творческая натура, видно невооруженным глазом. Кстати, и то, что наследница Глюкозы мало чем похожа на свою родительницу, также нельзя не заметить: мать и дочь предпочитают совершенно разный стиль как в одежде, так и в музыке.

Как признавалась сама 37-летняя Наталья Чистякова-Ионова, ее дочь — настоящая бунтарка. Ей пришлось сменить несколько школ из-за конфликтов с учителями и не самого примерного поведения. В 2022-м Лидия вовсе объявила себя небинарной личностью и впервые рассказала, что чувствует себя некомфортно в собственном теле.

Тогда бдительная аудитория Глюкозы начала бить тревогу и убеждать звезду, что причиной подобного поведения ее дочери является не юношеский максимализм, а серьезные проблемы с психическим здоровьем. Позже об этом же заговорила и сама Лида.

глюкоза26.jpg

Рэй (так она сама предпочитает себя называть) уже не раз признавалась: как и большинство творческих личностей, она обладает подвижной психикой, склонна к депрессиям, тревожности, апатии. Все это доставляет подростку серьезный дискомфорт, поэтому она долгое время искала способы борьбы с подобными состояниями.

Так, недавно отвечая на вопросы подписчиков в своем Телеграм-канале, Лида заявила, что далеко не всегда могла экологично справляться со сложными периодами своей жизни.

«Иногда уходила в селфхарм, но он всегда усугублял ситуацию. Вот почему со временем я начала менять окружение и начинать с "чистого листа" и потихоньку находила своих самых близких людей. На данный момент я безумно счастлива, что у меня такое окружение, все чем-то занимаются, нет токсичности, a только любовь и дружба», — призналась она своей аудитории.

Тем не менее стоит отметить, что буквально за несколько дней до этого Рэй обратилась к своим поклонникам в длинном посте и впервые откровенно рассказала о своих переживаниях. Судя по написанному, в слова о «безумном счастье» кумира многим верилось с трудом.

рэй4.png

Старшая дочь Глюкозы поведала и о трудностях в отношениях с родителями, и о проблемах с физическим и ментальным здоровьем. Так, Лидия призналась, что с трудом может ужиться с членами семьи под одной крышей, поэтому старается бывать дома как можно реже. При этом объяснить причину этого она не может даже самой себе.

«Я не чувствую себя там как дома. Это не из-за родителей или чего-то в этом роде, просто может не мое место... Я очень люблю свою семью, всегда буду на стороне каждого члена, но сама по себе человек я не семейный. Я часто думаю о том, как съехать… Может из-за чувства, что меня «заменили» сестрой. Или потому, что папина любовь начала проявляться по-другому...», — рассуждает Рэй.

Кроме того, она призналась, что не умеет проживать негативные эмоции и «впадает в детство» в моменты стресса: спит с детским одеялом, смотрит мультфильмы, придается воспоминаниям. Именно это она считает причиной собственного слабого здоровья, частых простуд, рецидивов псориаза, проблем с питанием и резких скачков давления.

рэй.png

В этом же посте Лида заявила, что страдает от неуверенности в себе и не неспособности правильно реагировать на критику, принимая все слишком близко к сердцу. Более того, до сих пор дочь Глюкозы мучает вопрос: оправдывает ли она возложенные на нее ожидания?

«И пока мой комплекс неполноценности меня съедает изнутри — я пытаюсь решить проблему (опять же, паникую). Решая проблему, забываю есть, забывая есть — еще больше всех расстраиваю», — рассказывает она про порочный круг, из которого не может выбраться.

Рэй не скрывает, что все это регулярно становится темой для обсуждения в кабинете психолога. Остается надеяться, что специалист действительно поможет подростку справиться с собственными переживаниями и научит с ними справляться без причинения вреда себе.

дзен.jpg




Осторожно: хрупкое! Почему современные девочки-подростки подвержены повышенной тревожности
«Общаемся на равных с самого детства»: каких принципов придерживается Глюкоза в воспитании дочерей
Депрессия, бессонница, транквилизаторы: 15-летняя дочь Глюкозы рассказала о проблемах со здоровьем
Поделиться:
Автор:
Фото: соцсети
30.10.2023
Наши рассылки

Обнимая отпустить: как создать здоровые границы в отношениях со взрослыми детьми


MyCollages (27).jpg

Почему установление границ — это акт любви, а не отказ.

Отношения между родителями и взрослыми детьми могут быть как источником радости, так и стресса. Установление границ становится ключевым элементом этих отношений, позволяющим взрослым поддерживать свое эмоциональное и психологическое благополучие. Определенные правила взаимоотношений помогают создать здоровую динамику, в которой обе стороны могут уважать друг друга, избегая конфликтов и недопонимания.

Признание необходимости границ

Границы защищают благополучие родителей и детей, а также способствуют поддержанию здоровых отношений. И вот, что следует принять:

  • Установление границ способствует взаимному уважению и предотвращает конфликты. Важно построить диалог со своим ребенком и определить, что в ваших отношениях приемлемо, а что нет.

  • Поощрение независимости взрослых детей способствует их самостоятельности. Дайте понять своему ребенку, что его жизнь теперь под его ответственностью и не нарушайте эту установку. Дети учатся постепенно сепарироваться от родительской опеки и становятся самодостаточными личностями, способными самостоятельно принимать решения.

  • Сохранение своего личного пространства защищает собственное время и интересы родителей. Важно понимать, что после того, как родитель вырастил своего ребенка, он должен больше сфокусироваться на своих увлечениях и желаниях, не испытывая чувство вины.

  • Границы предотвращают обиду. Чрезмерная вовлеченность и опека над уже взрослыми детьми могут вызвать серьезные конфликты между членами семьи.

  • Здоровые границы — ключ к укреплению отношений. Когда каждая сторона понимает, что его чувства и решения уважают, появляется ответная любовь и поддержка.

Переход детей во взрослую жизнь

Родителям важно понять, что ребенок вырос, имеет собственные интересы, цели и проблемы. Такой подход помогает построить эффективные границы.

Содействие автономии

Отношение к детям как к взрослым помогает им осознать ответственность за свою жизнь. Родителям необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельно следить за своим здоровьем, образом жизни, финансами и отношениями.

Доверие и поддержка независимости детей являются ключевыми для их успешного перехода во взрослую жизнь. А установление четких, но гибких границ помогает детям развивать чувство ответственности.

Принятие решений детьми

Дети должны учиться принимать собственные решения, даже если они отличаются от ожиданий родителей. Ребенок должен сам совершить ошибки и усвоить первые уроки взрослой жизни.

Предоставление детям возможности самостоятельно решать проблемы способствует развитию их навыков справляться с повседневными трудностями. Родители должны уважать автономию своего взрослого ребенка и понимать, что иногда он не хочет прислушиваться к их советам.

Уважение к границам детей

Дети должны иметь возможность устанавливать свои собственные правила и границы так, как это могут делать родители. Взрослые должны уважать их выбор и интересы, не вмешиваясь без необходимости.

Единственное в чем можно помочь ребенку, это дать легкое руководство и поддержку в установлении границ.

Признание индивидуальности ребенка

Дети должны осознать самого себя вне семейной системы. Когда ребенок сепарируется от родителей постепенно запускается процесс самопознания, который включает формирование собственных мнений и ценностей, не обязательно повторяющие убеждения других членов семьи. Родители в свою очередь не должны навязывать ему свое мировоззрение.

Родителям следует поддерживать детей, не подавляя их волю, чтобы способствовать формированию чувства собственного достоинства.

Формирование новых отношений

«На этом этапе развития уместно сосредоточиться на том, чтобы быть наставником, а не режиссером в жизни своего ребенка», — говорят психологи.

Установка и моделирование здоровых границ

  • Осознание собственных потребностей и ограничений.

  • Честный разговор с детьми о границах приемлемого и неприемлемого поведения. Объясните ребенку причину новых правил и попросите их высказать свое мнение.

  • Объяснение причин и приглашение к диалогу. Гибкость границ должна проявляться в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Именно поэтому важно открытое обсуждение и переговоры при установлении границ.

  • Умение говорить «нет» без чувства вины. Отказывать детям в просьбах, которые нарушают ваши личные границы.

  • Моделирование желаемого поведения. Будьте для детей примером и уважайте их границы так, как хотели, чтобы принимали ваши правила.

  • Последовательное соблюдение установленных границ. Последовательно и неукоснительно придерживайтесь своих правил, в противном случае они не будут восприниматься детьми всерьез.

  • Приоритет собственного благополучия. Выносить на первый план личные потребности — нормально. Заботьтесь о своем физическом, психическом и эмоциональном здоровье, дайте понять это и своим детям.

Определение личных ограничений

Финансы:

Граница: «Нет, я не могу одолжить вам крупную сумму денег, но могу помочь в составлении резюме и отправить его своим знакомым, чтобы расширить варианты для поиска работы».
Важно показать детям, что вы ответственно относитесь к финансам, но готовы помочь и поддержать, например, при поиске работы или составления бюджета.

Время и доступность

Граница: «Мне приятно проводить вместе время, но на сегодня у меня уже есть планы. Я буду рада, если в следующий раз вы заранее предупредите меня о своем визите».
Установление границ по времени и необходимости предупреждения о визитах, конечно, тоже самое вы делаете и по отношению к своим детям.

Комиссия

Граница: «Если вы намерены жить с нами какое-то время, тогда нам следует распределить обязанности по дому и совместный бюджет».
С самого детства приучайте их к работе по дому и самостоятельности, чтобы во взрослом возрасте они ценили труд и также были вовлечены в домашние обязанности.

Личное пространство

Граница: «Так как мы пользуемся одной кухней, следует убирать после себя посуду и остатки еды, чтобы ваш беспорядок не становился ответственностью другого человека, который после вас будет готовить здесь».
Уважение к личному пространству детей и требование также принимать и ваши границы и правила.

Личные вещи

Граница: «Если вы хотите одолжить мою вещь, обязательно предупредите меня об этом, чтобы я не беспокоилась, если внезапно обнаружу пропажу».
Уведомление об одалживании вещи и необходимости возврата.

Границы — это не барьеры для любви, а своеобразные маяки, которые направляют нас к здоровым отношениям. Установив определенные правила, вы не только защитите свои интересы, но и обеспечите безопасность и комфорт вашим взрослым детям.
дзен.jpg

Поделиться:
Автор: Яна Анцупова
Фото: Fotodom/Shutterstock
02.09.2024

4 правила, которые помогут ребенку все успевать в учебном году


MyCollages - 2024-08-30T161901.260.jpg


Начало учебного года – стресс и для родителей, и для ребенка. Поэтому очень важно создать все условия для того, чтобы учеба не была испытанием, а получение знаний проходило легко и интересно.


Федорова.png

Елена Федорова, педиатр, диетолог, нутрициолог и эксперт компании Solgar




Благополучный учебный год во многом зависит от того, насколько хорошо ребенок запоминает информацию. Если этот процесс дается ему легко, то времени и усилий на приготовление уроков он будет тратить меньше. Да и в целом, чем лучше развита память, тем проще будет познавать мир и развиваться. К сожалению, часто дети сталкиваются со сложностями во время школьного процесса.

«Проблемы обучения, снижение памяти, внимания и успеваемости отмечаются у каждого второго ребенка, особенно в подростковом возрасте. Это обусловлено ухудшением экологической обстановки, снижением качества продуктов питания, доступностью фастфуда и простых углеводов, а также дефицитом витаминов и минералов в питании».


Родителям стоит заранее позаботиться о здоровье школьника, обратив внимание на его образ жизни, рацион, привычки. Кстати, менять их часто проще, если в процесс будет вовлечена вся семья, а не только ребенок – в большинстве случаев скорректировать питание и поменять режим дня будет полезно каждому. Все это благотворно повлияет на память и работу мозга в целом.

1. Наладьте режим дня

Вставать и ложиться примерно в одно и то же время важно не только для школьника, но и для взрослого. Следование режиму дня снижает уровень стресса, который испытывает организм, если человек ложится за полночь в будни, а в выходные пытается отоспаться за всю неделю. Школьникам эти стрессы точно ни к чему, их организм пока не слишком адаптирован к ним, а потому память и другие когнитивные функции могут пострадать.
Привыкать к «школьному» режиму после каникул или свободной дошкольной жизни нужно постепенно, начав хотя бы за пару недель до 1 сентября. Помните, что спать ребенок должен ложиться до 22 часов, лишь в этом случае его организм сможет восстановиться за ночь.
MyCollages - 2024-08-30T162513.118.jpg

Снова в школу: 4 способа подчеркнуть индивидуальность при помощи одежды

2. Пересмотрите питание

Стоит избегать избытка в рационе быстрых углеводов – десертов, конфет, белого хлеба, сладостей. Их потребление дает лишь кратковременный выброс энергии, быстро сменяющийся усталостью и отсутствием ясности мышления. Замена быстрых углеводов на медленные поможет обеспечить клетки головного мозга необходимым уровнем энергии без скачков и резких перепадов. Рекомендуется сократить, а лучше вовсе убрать из рациона трансжиры, полуфабрикаты, готовую еду, мешающие нормальной работе нервной системы.

Питание должно быть сбалансированным, включающим белки, жиры, углеводы, а также витамины и минералы. Особенно важно не допускать дефицита витаминов группы В, витамина С, магния, железа, серы, марганца, цистеина, цинка, альфа-липоевой кислоты. Их нехватка влияет на число и качество митохондрий, что может не лучшим образом сказаться на памяти и когнитивных способностях.

«Обратите внимание на продукты, особенно полезные для мозга и концентрации внимания. Это авокадо, в котором много «хороших жиров», есть фолиевая кислота и витамин К; свекла, содержащая натуральные нитраты, усиливающие приток крови к мозгу, черника, богатая галловой кислотой, помогающей защищать мозг от дегенеративных процессов»

3. Обеспечьте экстра поддержку мозга

В период экзаменов, контрольных, соревнований, когда организм испытывает особенно сильный стресс, может понадобиться усиленная поддержка когнитивных функций. Важно, чтобы в рационе было достаточно витаминов группы В, поддерживающих работу нервной системы, лецитина, защищающего нервные волокна, омега-3 жирных кислот, необходимых для формирования новых нервных клеток, флавоноидов, улучшающих память.
Флавоноиды есть в какао и шоколаде, омега-3 содержится в рыбе, витамины В есть в печени и яичных желтках. И, если на дополнительную шоколадку согласятся большинство детей, «налегать» на печень и овощи будут далеко не все. На помощь в этом случае могут прийти детские витаминно-минеральные комплексы, разработанные специально с учетом активно растущего и развивающегося организма.

4. Занимайтесь спортом

Отсутствие регулярной физической активности – спорта или даже обычных прогулок на свежем воздухе приводит к тому, что уровень серотонина, дофамина и норадреналина в головном мозге падает, вместе с ними снижаются и когнитивные способности. Ребенок, который редко бывает на улице и практически не занимается спортом, может плохо успевать не только по физкультуре, но и по другим предметам – из-за сложностей с усвоением и запоминанием информации. Попробуйте найти спорт, который подойдет не только ребенку, но и родителям – вместе заниматься интереснее, проще и веселее.

дзен.jpg
Поделиться:
Автор: Редакция
Фото: Pexels.com/CC0
02.09.2024

Потерянные ориентиры: почему современные дети испытывают кризис смысла жизни


MyCollages (18).jpg

Проанализируем, какие обстоятельства формируют восприятие детьми счастья и как выйти из подобного кризиса.

Современные дети сталкиваются со множеством вызовов, часто испытывая кризис значимости. Социальные сети, высокие ожидания и быстрые темпы жизни создают атмосферу, где трудно найти свое место и осознать собственные желания.

Родители и учителя часто фокусируются на проблемах житейских: успеет ли ребенок на занятия по музыке, когда съездить подобрать новую пару обуви и т.д. Увлеченные насущными вопросами, они могут пропустить да и не считать столь важным обсудить с ребенком тему смысла и ценностей, считая, что он еще слишком маленький и ничего не поймет. Проблемы детей редко воспринимаются серьезно, а потому у них не остается возможностей обсудить свои переживания.

Поиск смысла жизни для детей

Детям необходимы беседы и возможность высказать свое мнение. Важно давать им понять, что их жизнь имеет значение и, благодаря им, мир становится лучше, даже если они еще маленькие.

В настоящее время дети все меньше вовлечены в реальный мир, из-за этого родители начинают ощущать беспокойство. Игры все чаще перемещаются в виртуальный мир, вместе с этим ребенок становится зависимым и ограниченным в своих убеждениях.

Помимо этого экранное время может негативно влиять на способность детей к концентрации и любопытству. Что же мешает ребенку осознать свою ценность и познать смысл?

Влияние новостей на детей

Дети часто сталкиваются с сообщениями о трудностях жизни и здоровья, которые от них не зависят. А политические события и социальные распри только усиливают их тревогу и негативное настроение. Дети видят, что взрослые не могут найти общий язык и это влияет на их восприятие мира, даже если напрямую они не участвуют в конфликте.

Дети также сталкиваются с проблемами в понимании сложных новостей о природном или социальном климате. Отсутствие критического подхода к информации может привести к неправильному восприятию и повышению тревожности. В эпоху цифровизации тысячи детей сталкиваются с негативными новостями и страхом перед будущим.

Влияние маркетинга на детей

Еще одна серьезная проблема — маркетинг средств по уходу за кожей для подростков. Появляются косметические средства для борьбы с преждевременным старением, рекламные ролики пестрят лозунгами о борьбе с морщинами, гусиными лапками и дряблой кожей, вызывая у детей неадекватное представление о возрастных изменениях.

Особенно это влияет на подростков, которые особенно психологически уязвимы в период полового созревания. Гормональные изменения и влияние индустрии красоты могут вызвать панический страх возраста.

Чтобы сформировать у ребенка адекватное отношение к своей внешности и старению, необходимы разговоры о том, что красота не зависит от использования антивозрастных продуктов. Главное — естественность и личностные качества.

MyCollages (19).jpg

5 черт характера взрослого человека, которые указывают на наличие непроработанных детских травм

Чрезмерное зацикливание на спорте и жизненном графике

Спорт и другие занятия для развития многогранной личности могут занимать слишком много времени у детей. Недостаток спонтанных игр и свободного времени на свои собственные мысли и озорство может негативно сказаться на их развитии.

Отсутствие свободы, возможности выбирать и пробовать новое, во-первых, не поможет научить ребенка сотрудничеству и умению выражать свои чувства. Во-вторых, принудительное творчество или отсутствие его вообще может привести к физическому и психическому выгоранию.

Кроме того, при большом вложении смысла в спорт и дисциплину ребенок может стать чрезмерно сосредоточенным на успехе. Ранняя специализация в спорте может ограничивать детей в возможности попробовать разные виды деятельности, тем самым лишая их возможности понять свои сильные стороны и интересы. Спорт может способствовать развитию важных навыков, но важно не ограничивать детей в разнообразии опыта.

Необходимо внести изменения в общение с детьми

Важно обращать внимание на содержание разговоров с детьми. Они должны быть сосредоточены на чувствах и интересах ребенка. Следует задавать вопросы о том, что он чувствует или что думает о той или иной теме. Таким образом, вы научите своего малыша формировать и формулировать мысли.

Демонстрация того, что вам не безразличны мнение и чувства ваших детей является важным шагом в укреплении семейных отношений. Это не избавит от тревоги, но показывает детям, что они важны для взрослых и на них можно положиться.

Кризис значимости — это серьезная проблема, которая требует внимания родителей, учителей и общества в целом. Важно научить детей находить радость и смысл в каждом новом дне. Поддержка молодежи в их поисках может не только изменить их восприятие мира, но и укрепить будущие поколения, которые смогут успешно справляться с вызовами судьбы.

дзен.jpg

Поделиться:
Автор: Яна Анцупова
Фото: Fotodom/Shutterstock
16.08.2024

Дочки-матери: девочки-подростки и особенности их отношений с матерями


Дочки-матери.jpg

Подростковый возраст — граница между детством и взрослостью и очень непростой период, как в жизни самого подростка, так и его родителей. Поговорим о дочерях-подростках и их отношениях с мамами.

Еще вчера, казалось, это был милый, ласковый котенок, всегда готовый прижаться к вам. В выборе между подружками и общением с вами вы были номер один. Конечно, случались обиды и ссоры, вы бывали недовольны поведением дочери, но направить ее в нужное русло было не так уж сложно. Но вот все вдруг изменилось. Дочь стала колючей, шушукается с подружками, сидит целый день в социальных сетях, в комнате кавардак, к которому она строго запрещает прикасаться, а учеба явно не на первом месте. И авторитет ваш, увы и ах, пошатнулся. То, что раньше работало, теперь вызывает бурю протеста. Ни объяснить, ни заставить — все по-своему!

Когда все это начинается, родители обычно приходят в ужас. Они понимают, что их еще ребячливое чадо начинает выходить из-под контроля и выходит явно не туда. Вы пытаетесь внушить, что учеба должна быть на первом месте, а она как будто не слышит. Вы ужасаетесь сочетанием в ее одежде, а она смотрит как на врага. Вы пытаетесь обратить внимание, что не все подружки и друзья подходят для общения, и тут уж она вовсе взрывается. Обстановка в доме накаляется до предела.

Почему мамам сложно пережить период взросления дочери

Родителям, особенно мамам, пережить этот период весьма непросто. И этому есть несколько причин.

  • Трудно смириться с тем, что не ты теперь самый-самый человек в жизни дочери. Она начинает гораздо больше восхищаться какой-то подругой, или певицей, или актрисой. Но это еще можно пережить. Но иногда она восхищается мамой своей сверстницы, которая как подружка и с ней обо всем можно поговорить! Вы чувствуете, что бриллианты на вашей короне с надписью «я — мама» становятся больше похожи на булыжники.
  • Вы опасаетесь за жизнь и здоровье дочери. Она стала скрытной и не рассказывает, с кем общается. Она выходит на улицу одна и борется за то, чтобы гулять подольше. А ведь она уже выглядит как девушка! Где она, с кем, не в опасности ли — вы изматываете себя тревогами. Ее соцсети закрыты для вас, а ведь вы слышали об опасностях, исходящих оттуда.
  • Отношения становятся натянутыми и конфликтными. Вы хотели бы сохранять контроль над жизнью дочери, но она активно сопротивляется. Опасения и тревоги приводят к желанию быть в курсе даже в мелочах. И каждый раз вы наталкиваетесь на яростное противостояние. Кажется, что отношения совсем испортились.
  • Появляются неприятные вопросы к себе. Мамы начинают мучить себя вопросами: правильно ли я ее воспитала? Не упустила ли я ее? Смогла ли я привить ей вкус? Смогла ли объяснить, как важно учиться? И многими, многими другими. Увы, мама склонна видеть свой образ в гораздо более мрачных красках, чем есть на самом деле. Она предпринимает попытку довоспитать, доучить, довнушить и, как уже было отмечено выше, наталкивается на активное сопротивление.

В общем, когда в семье ребенок-подросток, родители сталкиваются с двумя извечными философскими вопросами: кто виноват и что делать? Разобраться поможет знание о том, что же происходит в этом возрасте со взрослеющим человеком.

Дочки-матери2.jpg

Почему дочерям сложно переживать подростковый возраст

Подростковый возраст начинается с 11–12 лет, переживает свой накал в 13–14 лет, и к 16-летию плавно сходит на нет. Этот период связан с очередной волной психологического отделения от родителей и необходим для становления личности. Да-да, волна очередная. Первая, легкая, была около года, когда еще малышкой она начинала ходить, затем — кризис трех лет, затем (не слишком сильный) — этап начала посещения школы — и вуаля: подростковый кризис во всей своей красе.

Первый признак подросткового кризиса: Эмоциональная неустойчивость

Для дочери начинается все с того, что она становится более неуравновешенной, ей трудно контролировать свои эмоции. Она как на качелях: то радостна до эйфории, а через несколько минут уже может оказаться на дне глубокой печали (если юбка, которую она планировала надеть, окажется неподходящей к блузке или, еще хуже, к ее ногам).

Сначала эмоциональная неустойчивость никак не осознается, и от этого только сложнее. Мама может ругать дочь за то, что она перестала держать себя в руках, обижает и обижается по мелочам. Уже в этой точке начинает нарастать конфликт. А девочка вообще не понимает, что с ней происходит! Она чувствует что-то не то, но что это и почему — ей непонятно.

Рекомендации для мамы: Объяснить, что происходит. Очень важно, чтобы именно вы сказали ей: «Ты взрослеешь, становишься подростком. Тебе сложно контролировать свои эмоции, они не всегда тебе подчиняются. Это происходит и оттого, что твое тело сейчас развивается, гормоны бушуют. Но все-таки ты сможешь научиться управлять эмоциями».

Поищите вместе способы, которые помогают держать эмоции под контролем. Что-то она знает про себя сама, что-то со стороны вам виднее. Обсудите пути, как можно выразить эмоции, не портя общения: громко петь печальную песню, станцевать дикий танец, нарисовать «картину настроения». Договоритесь, за что вы не будете ее ругать (например, если она будет топать ногами). Поговорите о том, что еще поможет быть спокойнее: ванна с аромасредствами, теплое молоко с печеньем, хороший фильм, интересная книга, музыка.

Сохраняйте собственное спокойствие. Помните, если вы взрываетесь в ответ или кричите: «Нужно быть спокойнее!» — то это приводит совсем не к тем результатам. Эмоциональный фон будет выравниваться по мере того, как организм привыкнет к новому гормональному фону. Наберитесь терпения и будьте лояльны.

Второй признак подросткового кризиса: Телесные изменения

Девочка все больше становится похожа на девушку. Это и радует, и пугает, и расстраивает — и все одновременно. Внутренние изменения тела влияют на внешние, и не всегда позитивно: прыщи, лишний вес, непропорциональность фигуры. Девочка по-настоящему озабочена этим, особенно учитывая рождающийся интерес к мальчикам и внутривидовую конкуренцию со сверстницами. Она желает улучшить свою ­внеш­нос­ть как только можно. Появляется интерес к косметике, сверхизбирательность в одежде. Трудность периода заключается в том, что девочке кажется, что она как будто под прожектором, что все на нее смотрят, оценивают и готовы критиковать. А если тут мама с этой самой критикой? Вот и еще одна почва для конфликта и увеличения переживаний!

Рекомендации для мамы: Продолжайте информационную работу. Девочке важно знать, что изменения быстрые, но временные, и постепенно все придет в норму.

Привлекайте внешних консультантов. В этом возрасте дочь скорее послушает советы парикмахера и стилиста, чем ваши. Поэтому можно подарить ей купон на посещение «модного класса», где она сможет услышать рекомендации по сочетаниям в одежде, нанесению косметики и прическам.

Обеспечьте гигиеническую безопасность. Это один из самых специфических моментов, в которых участвуют только мама и дочь. Объясните ей, что такое критические дни, и обязательно научите пользоваться средствами гигиены. Если месячные еще не начались, в сумочке у девочки должна быть прокладка, чтобы она не попала в неудобную для себя ситуацию. Она должна быть готова!

Дочки-матери3.jpg

Третий признак подросткового кризиса: приоритет общения со сверстниками

Один из важнейших признаков подросткового возраста — приоритет общения со сверстниками. Он выражается и в группировании, когда подростки сбиваются в группы по какому-то признаку, в появлении задушевных подруг, а также в интересе к противоположному полу. Все эти процессы очень важны для становления личности. Причастность к группе — для того, чтобы понять, кто я и с кем я. Лучшие подруги — для того, чтобы делиться переживаниями и (самое важное!) рассказывать о себе. Именно в этот период взрослеющий человек впервые самостоятельно формулирует мысли о самом себе: чертах характера, ожиданиях, желаниях, принципах. И происходит это в тех самых задушевных беседах. Интерес к мальчикам — проба пера, первый опыт, который служит будущим отношениям. Если родители не понимают важности этих процессов, пытаясь ограничить их, конфликты неизбежны.

Рекомендации для мамы: Общение — это важно. И в этом возрасте оно не менее важно, чем учеба, как бы крамольно это ни звучало. Потому что подростковый возраст — это тоже период обучения: коммуникациям и множеству подводных камней, которые в этом процессе встречаются. Поэтому постарайтесь быть лояльнее. Так поводов для столкновений будет меньше. Ограничивать общение и вводить строгие меры нужно лишь в крайних случаях.

Ей не рано. Постарайтесь отнестись с пониманием к тому, что дочка влюбилась (ведь это обязательно произойдет в подростковом возрасте!). Посоветуйте ей несколько книг, где влюбленность описывается в романтическом ключе. Рассказывайте свои истории из юности, так вы создадите атмосферу доверия. Но не разрушьте его, ведь девочки-подростки очень чувствительны к словам.

Четвертый признак подросткового кризиса: Самоопределение

Самое главное для человека в подростковом возрасте — сформулировать для себя «кто я и какой я». Именно поэтому отодвигается авторитет родителей, именно для этого бесконечные разговоры с друзьями, в которых происходит сравнение (я — так, а она — так; я могу, а она нет; я не хочу, а она хочет). Девочка стремится понять саму себя, и это непростой процесс, требующий больших усилий и затрат сил.

Рекомендации для мамы: Ваше мнение — это важно. Даже если кажется, что ваше мнение уже ничего не значит, будьте уверены, что это не так. Мнение родителей ценно, потому что помогает юному человеку понять себя. Для этого очень важно обращать внимание на успехи, хвалить, но… по делу! Например: «Мне нравится твой вкус, эти сережки очень подходят к блузке»; «Ты смогла с достоинством справиться с этой ситуацией»; «Ты преодолела себя и добилась результата».

Не спешите критиковать. Так, как подростки критикуют сами себя, их не критикует никто и никогда. Поэтому не стоит подбрасывать дровишки в этот костер, особенно если тема касается внеш­нос­ти. Она, конечно, обдумает ваши слова не раз, но внешне отреагирует взрывом и обидой. Поэтому если нужно на что-то обратить внимание, стоит проявить чудеса дипломатии. Помните: самооценка подростка очень ранима, постарайтесь способствовать ее укреплению.

Личное пространство. Подростку очень важно иметь свое личное пространство как настоящее, так и виртуальное. Понятно, что вам очень бы хотелось заглянуть туда, чтобы убедиться, что никакие опасности не грозят дочери. Но, увы, взрослеющие дети такого не прощают. Поэтому, как бы ни хотелось, оставьте личное личным.

Жизнь глазами подростка: книги, которые будут интересны и взрослым, и их детям

Вместо заключения

Подростковый возраст вашей дочери — испытание и для нее, и для вас. И в ваших силах сохранить отношения и заложить в них более взрослый базис. С ней уже нельзя как с ребенком, но и полностью отдавать взрослую ответственность пока рано. Дочка — на грани между детством и юностью. А вы — в постоянном поиске баланса для этого нового состояния.

То, что требуется от мам девочек-подростков, — это понимание, нежность и строгость. Увы, без последнего тоже не обойтись, когда самоконтроль дочери порой отключается. Но чтобы разрешить сложную ситуацию, постарайтесь найти время, спокойно сесть и обсудить, а затем договориться. Будьте терпеливы, и многие проблемы удастся решить мирно.

дзен.jpg

Поделиться:
Автор: Юлия Василькина
Фото: Fotodom/Shutterstock
31.07.2024

Что делать, если у ребенка аутизм: советы нейропсихолога родителям


MyCollages - 2024-07-04T163127.077(1).jpg

Родители переживают катастрофу. За что нужно браться в первую очередь? Рассказывает эксперт.

897_oooo.plus(1).png

Юлия Снежко, нейропсихолог психологического центра «Школа Эталон» (г. Москва)

Иногда родители чувствуют, что с их ребенком что-то не так, и начинают искать информацию, заполнять онлайн различные опросники, в которых что-то соответствует диагнозу расстройства аутистического спектра (РАС, аутизм), а что-то — нет.

Юлия Снежко: Расскажу о простом способе, который часто использую сама, что бы понять, стоит ли беспокоиться на тему РАС и если у ребенка есть какие-то особенности или их нет. Представьте, что ребенок находится в спокойном состоянии (к примеру, играет в комнате) и к нему походит какой-то близкий человек, садится рядом и хочет чем-то поделиться (не задать вопрос или что-то потребовать, а просто сообщить: «я рад тебя видеть» или «я что-то тебе принес», «я ударился, мне больно»). В норме ребенок будет сосредоточен на ваших словах, действиях, реакциях, независимо от того, понимает ли он сказанное вами. Но если при обращении малыш совсем не уделяет вам внимания, будто «улетает», находится где-то на своей волне, то ему точно необходима помощь. Скорее всего у ребенка либо аутизм, либо РАС как сопутствующее другому расстройству состояние. В этом случае несосредоточенность ребенка будет ограничивать его дальнейшее развитие. Однако не стоит проводить такой тест, если вы с ребенком в ссоре или находитесь в незнакомом для него месте.

Если у вас появился повод для беспокойства, нужно как можно раньше начинать оказывать ребенку помощь: компенсировать существующие дефициты, проводить коррекционную работу. Не стоит ждать, обратитесь в ближайшую службу ранней помощи, а затем добейтесь постановки правильного медицинского диагноза, который далее определит тот объем поддержки, который сможет получать ребенок.

Диагноз «аутизм» может быть установлен и в психоневрологическом диспансере, и в больнице, уполномоченной выдавать все необходимые справки и заключения. Затем всей семье обязательно потребуется психолого-педагогическая помощь (она может быть бесплатной или платной, групповой или индивидуальной, очной или по скайпу). Но главное — вам предстоит научиться быть родителями особого ребенка.

Главное нарушение при аутизме

Чаще всего родители детей с РАС уверены, что ребенка надо научить как можно большему количеству навыков — считать, собирать, играть, говорить. Ведь когда мама и папа видят разницу своего ребенка со сверстниками, которая с возрастом становится все более явной, их охватывают страх, смятение, паника: как же школа, социализация, друзья?.. Желание родителей помочь ребенку догнать сверстников вполне объяснимо.

Юлия Снежко: Главное, что стоит понять родителям: аутизм — это не задержка развития. Довольно часто дети с аутизмом могут сами научиться считать, читать по-английски, собирать головоломки, не соответствующие их возрасту, победить на олимпиаде по какому-то предмету и успешно окончить вуз. Однако эти уникальные способности не помогают особому ребенку находить друзей и становиться самостоятельным, то есть не меняют качество их жизни. Поэтому родителям надо понимать, в чем состоит суть нарушений при аутизме и что мешает ребенку быть самостоятельным, даже если он получил высшее образование.

Основная «поломка» при аутизме — неспособность проходить динамические процессы.

Что это значит? В норме маленький ребенок уже с раннего возраста находится в состоянии учащегося: в него «встроена функция» личного интереса, он желает понять, как устроен мир, как работает его тело, как управлять игрушкой и всеми членами семьи. Фактически он учится использовать окружающих людей для достижения своих целей. Но чтобы от жажды новых познаний и открытий перейти к фактическим навыкам, он должен пройти необходимые процессы.

Они всегда начинаются с этапа неопределенности: к примеру, когда мы начинаем новое дело, то не знаем — понравится ли оно нам, получится ли добиться результата. Это требует от нас пройти этап дискомфорта и не сдаться, уметь подстроиться под партнера и ситуацию. Получив новый опыт, человек окрашивает его своими выводами и отношением.

Все эти процессы называются динамическими. Но в жизни есть и статические проявления.

Реакция на процесс, где есть один вариант ответа или четкая инструкция (что это? — корова; подай куклу — подал), называется статической. Здесь не нужен поиск решения или гибкость, все должно быть четко: желтое сортируем к желтым, звездочки к звездочкам. А вот игра в прятки (где же он? интересно, куда мог спрятаться?) — это динамический процесс. Поход в магазин за покупками по списку — статический, а вот диалог, разговор (даже с собой: что же приготовить, когда придут гости?) — динамический.

shutterstock_2097556609(1).jpg

Юлия Снежко: При аутизме прохождение динамических процессов нарушено, а ребенок не находится в состоянии учащегося, поэтому неопределенность для него — катастрофа. Процесс исследования и присвоения нового опыта ему недоступен.

Когда мы влияем на эти ключевые нарушения (а на них можно и нужно влиять), то даем ребенку второй шанс на развитие.

Неявные признаки аутизма, которые могут проявиться в любом возрасте

Истерика у ребенка с РАС: что делать?

Родители часто сталкиваются с непониманием требований со стороны ребенка-аутиста: когда он кричит и даже впадает в истерику. Разумеется, это вызывает состояние беспомощности, в результате чего и родители начинают «заводиться» вместе с ребенком, ощущая сильнейшие эмоции гнева, бессилия, смятения, вины. Все это сильно изматывает и взрослых, и малыша.

Однако ситуации бывают разные. Со стороны ребенка может возникнуть сознательное непослушание: он что-то хочет и требует это с плачем, то есть ребенок все понимает, но не согласен с какими-то ограничениями. Но у детей с РАС такие сознательные манипуляции случаются очень редко. Чаще бывает состояние, когда им очень плохо по необъяснимой причине (перевозбуждены, напуганы, испытывают боль), и они кричат.

При этом ребенок не может вычленить конкретную проблему и объяснить, что заставило его переживать: к примеру, он может спокойно и радостно играть, но затем внутреннее состояние резко меняется — и происходит истерика.

Юлия Снежко: Во всех случаях причина истерики аутичного ребенка — незрелые процессы саморегуляции. Поэтому любой обычный для вас жизненный процесс (даже что-то хорошее) может оказаться катастрофическим для ребенка с РАС. Ведь он не может справиться ни с отрицательными, ни с положительными эмоциями, если они очень сильны.

В таких ситуациях ребенка бесполезно отвлекать или переключать (словами или предметами) на что-то другое. Ведь в состоянии аффекта познавательные и сознательные процессы у него полностью отключены.

Вообще процессы саморегуляции у ребенка формируются через мать или другого взрослого человека: именно так малыш учится регулировать себя. Когда растет обычный ребенок — родители даже не задумываются о формировании таких процессов, а вот ребенок с аутизмом требует того, чтобы взрослые работали с его саморегуляцией.

Юлия Снежко: Первое, что необходимо сделать взрослому рядом с возбужденным ребенком — успокоиться самому. Если во время истерики ребенок с РАС находится в безопасном месте — лучше отойдите от него, попейте воды, хотя бы пару минут посидите, абстрагируясь от ситуации, постарайтесь не включаться в нее. И только затем вернитесь. Вы можете эффективно помогать своему ребенку, только когда сами спокойны.

Вспомните: как взрослый успокаивает младенца? Качает его, обнимает, дает соску. Похожими телесными способами вы можете помочь аутичному ребенку справиться с истерикой. Можно с нажимом прогладить его тело сверху вниз или даже глубоко, ритмично и спокойно немного промять (но не пальцами, а основаниями ладоней с тыльной стороны). При этом можно что-то напевать, монотонно успокаивающе проговаривать или поставить фоном спокойную музыку. Все эти спокойные телесные движения и звуки будут восприниматься ребенком как конкурирующая информация — смягчающая его основную боль.

Когда ребенок начнет успокаиваться — можно дать ему попить и поесть что-то вкусное. При этом взрослому необходимо продолжать поддерживать свое отстраненное состояние и через собственное телесное воздействие передавать малышу спокойствие.

На самом деле, процессы саморегуляции очень важны, поэтому необходимо учить ребенка их развивать.

дзен.jpg

Поделиться:
Автор: Людмила Боева
Фото: Fotodom/Shutterstock
06.07.2024
 

Актуальные статьи

Что нельзя делать после инъекций филлеров в лицо
Косметические инъекции становятся все более востребованными, и большинство использует их, чтобы освежить внешность. При этом не следует забывать, что некоторых действий следует избегать в течение нескольких дней после таких процедур.
3 часа назад
Обнимая отпустить: как создать здоровые границы в отношениях со взрослыми детьми
Почему установление границ — это акт любви, а не отказ.
сегодня
Топ-7 сумок, которые будут в моде осенью и зимой 2024 года
Ваш путеводитель по трендовым аксессуарам.
сегодня
Мужчина с бородой: о чем говорит такой образ и какие сигналы нам посылает
В то время как одни носят бороду ради эстетики, другие воспринимают ее как символ статуса и определенных личных качеств.
сегодня
4 правила, которые помогут ребенку все успевать в учебном году
Начало учебного года – стресс и для родителей, и для ребенка. Поэтому очень важно создать все условия для того, чтобы учеба не была испытанием, а получение знаний проходило легко и интересно.

сегодня
Показать еще