Подпишись на нас в соц. сетях!


Психология балета: как формируется личность через хореографию



Мир хореографии и балета – это мир, наполненный красотой тела,  движения, звука, света, ярких и порой весьма необычных костюмов. Одним словом – это мир волшебного искусства. Он воспитывает и развивает не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и способствует физическому развитию детей и  их духовному обогащению…

Инна-Гинкевич.jpg

В хореографические училища всегда осуществлялся жесткий отбор, принимали детей с самыми лучшими физическими данными и способностями. Таланты ищут по всей стране, из любых семей, не обращая внимания на материальное и социальное положение. И на выпускном отчетном спектакле училища можно увидеть, какие разительные перемены происходят с учащимися за годы обучения. Дети сильно меняются: становятся более одухотворенными, интеллектуально наполненными. Есть поговорка: «Сцена –зеркало души», и мы видим на ней после долгих лет обучения полностью сформировавшиеся личности.

До сих пор само обучение в хореографическом училище чем-то напоминает дореволюционные времена России и схоже с образованием в «Смольном институте благородных девиц», поскольку дети в совокупности с хореографическими навыками получают знания как общеобразовательные, так и углубленные (например, история балета, театра, искусства, французский язык, фортепиано, грим, этикет…). При этом алгебре, геометрии, физике, химии, биологии уделяется не меньшее внимание и предъявляются серьезные требования при сдаче экзаменов. Отдавая детей в профессиональное хореографическое училище, родители могут быть уверены, что их ребенок получит прекрасное всестороннее образование.

Инна-Гинкевич-2.jpgЗа 10 лет обучения в любой балетной академии ребенок меняется полностью, как внешне, так и внутренне. Появляется красивая осанка, которая сразу бросается в глаза, пластика движений, гибкость…  Поскольку их формирование – процесс весьма длительный, то он требует дисциплинированности, трудолюбия и терпения, а это те свойства характера, которые необходимы не только в балетном классе, но и очень помогают в дальнейшем в жизни. Параллельно автоматически  вырабатывается чувство ответственности: нельзя опоздать на занятие, нельзя подвести рядом стоящего в паре, нельзя не выучить, не выполнить, не доработать… Каждый ученик должен быть постоянно предельно собран и выкладываться по максимуму. У детей развивается чувство «локтя», чувство ответственности за общее дело. Не существует слов «не могу, не хочу, не буду», а есть «сделать быстро, четко и лучше всех»! Ты не имеешь права остановиться во время фуэте, если плохо себя чувствуешь, ты не имеешь права уйти со сцены, если у тебя травма ноги… Балет воспитывает в ребенке стержень, учит не обращать внимание на трудности и учит умению преодолеть их. И именно эти качества очень пригодятся  потом, во взрослой жизни!

Аккуратность и педантичность в хореографическом исполнительстве, опрятность формы на занятиях в классе переносятся и на внешний вид ребенка в школе и дома. Эти дети будут выделяться среди своих сверстников не только осанкой, но и прической, чистотой, элегантностью, вкусом, стилем в одежде.
Немного об этикете

Не могу не затронуть тему этикета, о которой множество современных детей, к сожалению, не имеют понятия. Дети из хореографического училища никогда не пройдут впереди старшего, мальчики подадут руку при выходе из автобуса, помогут девочкам донести их рюкзаки или сумки… Внимание и забота о других – это те качества в характере детей, которые в хореографическом училище прививаются с первых дней обучения и на всю оставшуюся жизнь.

Напряженный ритм жизни приучает детей четко распределять свое свободное время, помогает более организованно продумывать свои планы. Как правило, дети становятся самыми настоящими фанатами своей профессии, поэтому любое свободное время они предпочтут провести, совершенствуя себя и оттачивая свое мастерство в балетном зале.




Поделиться:
Фото: Предоставлены автором
11.04.2018
Наши рассылки

Оголенные провода: как воспитывать высокочувствительного ребенка


MyCollages - 2024-03-13T115233.099.jpg

Порой такие дети кажутся невыносимыми, но на самом деле они просто слишком много понимают. Рассказываем о высокочувствительных детях.



 
Впервые о таком феномене как высокочувствительные дети начала рассуждать клинический психолог и психотерапевт Элейн Эйрон. В книге «Высокочувствительный ребенок», которая вышла в 1996 году, автор подробно рассказала о том, как живется детям «без кожи» и что происходит с повзрослевшими суперэмпатами.
 

Кстати, сама автор термина считает себя высокочувствительным человеком и матерью такого ребенка. Но, конечно, ее исследование строится не на простом ощущении: за 20 лет Эйрон опросила и проконсультировала тысячи взрослых и детей. Именно этот опыт помог ей по-новому посмотреть на то, что раньше называлось «низкий порог чувствительности», «застенчивость» и «капризность».
 

Высокочувствительные дети – это далеко не редкость. Так, по последним данным, с такой чертой рождаются примерно 20% младенцев, причем мальчиков и девочек среди таких малышей поровну.
 
0z9gs60nacdxiqf2luyrviy279gttuzt.jpg
Точного определения термину «высокочувствительный ребенок» пока не дали, но все эксперты сходятся во мнении, что при гиперчувствительности нервная система сильнее реагирует на внешние раздражители, чем у других людей. Высокочувствительный ребенок испытывает ту же гамму чувств, что и остальные, но более интенсивно.

Зачастую, таких детей называют капризными и вредными, наказывают за слишком яркие проявления эмоций. Кстати, эксперты считают, что распознать такого ребенка легко еще в младенчестве: такие малыши плачут не только и не столько из-за коликов или голода, сколько из-за слишком большого количества событий (много поездок, много людей и тд). Кроме того, на таких детей очень влияет настроение родителей, особенно негативные эмоции.
 

Кстати, зачастую такие дети хорошо адаптируются к переменам, поэтому не так остро реагируют на все во взрослом возрасте, однако «стержень» все равно сохраняется, именно поэтому высокочувствительные взрослые находят себя в искусстве, сфере, которая не только позволяет выплеснуть чувства, но и одобряет такой подход.
 
О такой особенности говорят достаточно редко, однако порой истории о таких детях все же доходят до публики. Так, мать Тимати Симона поделилась в своем блоге рассказом о дочери сына и Алены Шиковой, 9-летней Алисе. По словам женщины, девочка – самый настоящий высокочувствительный ребенок. 

Стоит ли потакать детским капризам, или детоцентризм


При этом Симона рассказала, что уже сталкивалась с таким ребенком в своей семье, но не сразу поняла настоящие причины его поведения, списывая все на избалованность.
 «Сначала мне казалось это баловством, потом легким отклонением от нормы, а потом, родилась Алиса и я в полной мере поняла и ощутила, что такое Высокочувствительный ребенок», – написала звездная бабушка.

Она рассказала о том, что такие дети эмпатичные, творческие, внимательные и обладают сильной интуицией. Но вместе с тем, они остро реагируют на погоду, могут отказаться носить одежду  из-за того, что она внезапно стала им неудобна, требуют много любви и не переносят крик.
 

В конце своего рассказа Симона призвала лишь к одному: быть с высокочувствительными детьми предельно честными, ведь их доверие так легко потерять.

дзен.jpg
Поделиться:
Автор: Полина Белосорочко
Фото: Соцсети
16.03.2024

Ребенок и балет: к чему должны быть готовы и дети, и родители


Ребенок и балет3.jpg


Отдавая своего ребенка в балет, родители должны понимать, что их ждет не развлечение, а огромный многолетний труд и изменение уклада жизни всей семьи ­– распорядок дня, диеты и многое другое… Об этом рассказывает актриса и балерина Инна Гинкевич.



Если вы хотите, чтобы ребенок добился успеха на этом поприще, нужно понимать, что звезды мировой величины не берутся ниоткуда и что «звезду» надо растить с самого детства, и основной вклад в этот процесс будет вносить не балетная школа, а семья.


Физические данные

Ребенка необходимо подготовить к поступлению в хореографическое училище – и морально, и физически. В первую очередь важны физические данные ребенка, и родители должны доверять приемной комиссии, если ее члены говорят о том, что у вашего чада нет данных и нет возможности их развить. И если, например, растяжку, высоту поднятия ноги, прыжок можно разработать, то выворотность не поддается разработке практически никак.


Также очень важно строение фигуры, длина рук и ног ­– факторов много, и профессионалы их видят сразу. И если они говорят, что у ребенка очень сухие мышцы или определенное строение колена, они не хотят вас обидеть, просто они понимают, что ему будет очень сложно заниматься с теми детьми, кто физически подходит для балета больше. Поэтому к приемной комиссии лучше прислушаться и отдать ребенка заниматься чем-то другим.

Если физические данные у ребенка есть, нужно понимать, что в обучение будут также входить и музыка, и иностранный язык, и история балета и театра – одним словом, его ждет большая физическая и психическая нагрузка. Ребенок уйдет в 8 утра и вернется вечером. Но при этом у него начнет вырабатываться стремление быть лучшим, которое затем перерастет в фанатичное отношение к своей работе. Не зря хореографические училища сравнивают с суворовскими или другими военными вузами – здесь у ребенка нет слов «не могу» или «не хочу», есть только «надо», «быстро», «лучше всех». И это накладывает отпечаток на жизнь ребенка вне училища, и родители должны быть готовы к этому.

Ребенок и балет4.jpg

6 мифов в воспитании девочек



Образ жизни

Важно заранее понимать, что по большому счету у ребенка не будет детства. Я лично от этого совсем не страдала, хотя у меня не было свободного времени. Было только хореографическое училище и дополнительные занятия в Мариинском театре. В период взросления нужно особо тщательно следить за фигурой ребенка, и вся семья должна быть к этому готова.


У меня дома никогда не было ни макарон, ни картошки, ни хлеба, ни сахара. Только мясо и овощи. При этом не было такого, чтобы кто-то ел пирожные, а я сидела и смотрела на это. У всей семьи были одинаковые продукты. Ребенка не должна дома искушать та еда, которую ему нельзя есть.


Стрессоустойчивость

Психологически ребенка тоже нужно готовить. Педагоги не придираются, а работают и работают жестко. Вся балетная профессия завязана на тактильности, на ощущении себя. Педагог может, например, сильно надавить на плечи или под лопатками, чтобы указать на их правильное положение. Делается это для того, чтобы ребенок запомнил и больше не делал ошибки.


Выдержка

Балет – сложный вид искусства и достаточно болезненный. Поэтому ребенок должен понимать, что для достижения цели ему нужно уметь терпеть боль. Артисты часто выходят на сцену с переломами или порванными связками, потому что есть стремление к цели и отсутствие жалости к себе.

дзен.jpg

Поделиться:
Автор: Инна Гинкевич
Фото: Unsplash/СС0
04.02.2024

Низкая самооценка и тревожность: как наличие братьев и сестер влияет на психическое здоровье человека 


MyCollages - 2024-01-22T151340.017.jpg

Детский смех может смениться на слезы и проблемы, если родители не могут уделить время всем детям в равной степени. 

   
Отношения с братьями или сестрами могут быть самыми разными — как дружескими, так и наоборот, однако, согласно последним исследованиям, наличие ближайших родственников сильно влияет на ментальное здоровье подростков. 
 
 
Данные, опубликованные в Journal of Family Issues, свидетельствуют о том, что присутствие братьев и сестер может повлечь за собой потенциальный вред для психического здоровья ребенка. Дети, которые растут в семье не одни, как гласит исследование, отличаются худшими чертами в сравнении со сверстниками из небольших семей. 
 
Дело в том, что родители, которые воспитывают нескольких отпрысков, имеют меньше ресурсов для создания и поддержания в доме атмосферы спокойствия — стресс так или иначе царит в их доме. 
 
Самую сильную связь с негативными чертами психического здоровья имеет наличие наличие брата или сестры с минимальной разницей в возрасте — например, в один год. По мнению исследователей, это связано с конкуренцией ровесников за определенные ресурсы, которые каждый стремится получить от родителей и окружающих. 


annie-spratt-EmePDSzI_z8-unsplash.jpg
 
 
Чтобы предотвратить начало соперничества между братьями и сестрами одного возраста, необходимо избегать сравнений, а также создать все условия, чтобы дети не сравнивали свои жизни и достижения. Как утверждают психологи, это чревато проблемами с самооценкой и тревожностью у ребенка. 
 
 
В ходе работы были обследованы 19 тысяч детей из США и Китая. По результатам исследования специалисты пришли к выводу, что единственный ребенок в семье отличается более устойчивым и крепким психическим здоровьем. В то же время дети, живущие под одной крышей с одним братом или сестрой, намного здоровее, чем участники опроса с более чем одним кровным родственником. 
 
 
Терапевт Newport Healthcare Саманта Куиньо рассказала, что недостаток родительского внимания одному из чад в семье или нехватка финансовых средств могут привести к таким проблемам, как низкая самооценка, неуверенность и неспособность сформировать здоровые отношения с окружающими. 
 
 
Также специалист сделала акцент на том, что каждому ребенку необходимо разное количество родительского внимания, поэтому в процессе воспитания важно предусмотреть индивидуальные особенности каждого. 


izzy-park-rWUTq2X_4LM-unsplash.jpg


Истерики и агрессия: как на поведение ребенка влияет оппозиционно-вызывающее расстройство
 
 
Не стоит думать, что жизнь с братьями и сестрами подразумевает исключительно проблемы и неприятности. Братья и сестры могут сыграть и положительную роль в жизни каждого. 
 
 
Положительное влияние близких по возрасту родственников заключается в эмоциональной поддержке, развитии чувства товарищества и дружбы, налаживании первых социальных контактов, говорит Куиньо. В самые непростые времена именно братья и сестры могут оказать помощь и поддержать беседу. 
 
 
Чтобы смягчить вероятные последствия наличия большого количества братьев или сестер на ментальное здоровье, нужно сосредоточиться на создании крепких семейных уз и коммуникативной связи у подростков. Важно создать атмосферу, в которой каждый ребенок будет чувствовать себя услышанным и защищенным, а также научить каждого отпрыска устанавливать свои границы в общении и отношениях — как с окружающими, так и с родственниками. 
 
 
Психологи рекомендуют своевременно распознавать индивидуальные черты каждого члена семьи, а также находить время на беседы с братьями и сестрами по отдельности. 


дзен.jpg
Поделиться:
Автор: Ольга Сливченко
Фото: Unsplash/СС0
28.01.2024

Хочу учиться! Полезно ли вечное стремление к знаниям


Учиться2.jpg

Во что мы превращаем первый порыв и какие этапы проходим‚ пока не достигнем мастерства? Что важнее — открывать новое или заимствовать чужой опыт? Как мы сами меняемся в процессе обучения‚ как это меняет нашу жизнь или взгляд на нее? Школьный и институтский опыт позади‚ теперь взглянем на учебу по-взрослому. 

 

НАШ ЭКСПЕРТ

Мария Гущина, психолог



Правила — соблюдать или отвергать?

Танец или вышивка, иностранный язык или технологии продаж — в обучении первый азарт и любопытство неизбежно встречаются с правилами, которые предлагается освоить. Именно в виде правил, законов, аксиом, норм и инструкций человечество хранит ранее добытые знания и именно в таком не слишком аппетитном виде их зачастую и предлагают новичку.


«Я мечтала научиться водить машину, но первая лекция по правилам дорожного движения оказалась такой скучной! – рассказывает Юлия, 34 года. — Невозможно было удерживать внимание хотя бы десять минут, слушая эти бесконечные «движение разрешено», «движение запрещено», «осуществлять поворот». Однако лишь до тех пор, пока лектор не сказал: «За каждым правилом, за каждой подробностью, которые вам нужно вызубрить, стоит не чей-то каприз, а жизнь реальных людей, пострадавших когда-то». С того момента я больше ни минуты не скучала на лекциях, каждый нюанс мне стало важно продумать и усвоить». Многие сходят с дистанции на этом этапе, если учитель не умеет поддержать интерес ученика, помочь ему сохранить первое вдохновение и ощущение чудесного открытия, найти в учебе личный смысл. И в итоге полюбить правила, увидеть в них опору и защиту, испытать к ним доверие.

Если бы нам пришлось все выдумывать самим, без возможности использовать чужой опыт, большинство из нас так ничему бы и не научилось. Без знаний и навыков, накопленных в медицине, многие просто не смогли бы появиться на свет или выжить в младенчестве. А впоследствии вынуждены были бы тратить массу времени на элементарные открытия и при этом много страдать. Каждый может быть сам себе Ньютон — только для этого придется уронить на голову немало предметов. Из миллиона болеющих дизентерией, может быть, один догадался бы, что руки и продукты надо мыть, причем кипяченой водой. А общаться с людьми из других стран, не зная их языка, было бы крайне затруднительно.

Однако если уповать только на правила, мы бы тоже далеко не продвинулись — до сих пор лечились бы подорожником, ездили на осликах и носили бесформенную одежду. Прогресс нам обеспечивают не только нормы и законы, но и способность выйти за их рамки. Иначе невозможно достроить новую ступень к лестнице, ведущей вперед и вверх. Для этого нужна гибкость. «Моя подруга называет себя стихийной домохозяйкой, — рассказывает Ольга, 38 лет. — Она терпеть не может читать кулинарные книги и искать рецепты в Интернете, поэтому готовит по принципу «а вдруг получится вкусно». Добавляет в супы и салаты самые неожиданные ингредиенты. Иногда это и правда бывает удачно, но чаще всего оказывается, что как раз такой рецепт уже существует и никакой Америки она не открыла, просто случайно угадала. А если не угадывала, то получалось просто ужасно и голодным гостям приходилось срочно заказывать пиццу или суши. Я теперь к ней прихожу сытой, чтобы не рисковать».


Организация научного процесса и требования к дипломным работам, диссертациям и другим академическим трудам следуют именно такому принципу: сперва узнай предшественников, потом добавь к их находкам свою. В обучении, которым мы занимаемся не на общее благо, а для себя, тоже имеет смысл опираться на эту идею, чтобы знания не лежали мертвым грузом, а вписались в нашу жизнь, нашли эффективное применение. Энергия экспериментаторства, риск и импровизация, если сочетать их с надежной усвоенной основой, позволяют размягчить и уточнить устои, не обрушив при этом всю конструкцию. Приверженность правилам не должна гасить креативность, но и творческий запал не должен разрушать все до основанья. Мастера говорят: «Изучите принципы, а потом игнорируйте их».
 

Мария Гущина: «Канон и творчество, техника и индивидуальный стиль — казалось бы, эти понятия имеют разную полярность и являются антагонистами. Однако лишь с первого взгляда. Приглядевшись внимательно, мы увидим, что это две важные составляющие процесса освоения и приобретения мастерства. Человечество, накапливая знания и умения в различных областях, в течение многих лет отделяло зерна от плевел. Правила — это плоды проб и ошибок, они служат вешками на пути обучения, чтобы ученик придерживался верного направления и не сворачивал на тупиковые тропы. По аналогии с дорожным движением это знаки, которые сообщают нам об особенностях конкретного участка пути, рекомендованном скоростном режиме, позволяя тем самым избежать аварийных ситуаций — ошибок, заблуждений.

В словаре Ожегова слово «правило» определяется как положение, в котором отражена закономерность, постоянное соотношение каких-нибудь явлений. Таким образом, это фундамент, почва, на которой вырастает дерево умений и мастерства. Однако человеку присущи любопытство и интерес к новому, которые толкают его на поиск, заставляют экспериментировать. Порой отступление от правил позволяет формулировать более точную их версию. Конечно, не каждый эксперимент оканчивается удачей. Поиск новых решений может занять много времени, иногда целую жизнь. Да и не всякому под силу взять на себя смелость и выйти за привычные рамки, нарушить правила, рискнуть заявить что-то новое и спорное, разрушить стереотипы. Тем не менее каждый человек, занимаясь своим делом, изобретает свои приемы и правила, отражающие его индивидуальность. Поэтому с уверенностью можно сказать, что каждый из нас творец и новатор».


Учиться4.jpg


Как найти свое призвание и не остаться вечной студенткой

Если учиться интересно, то это затягивает. Результат, ради которого оно начато, например самостоятельные поездки на автомобиле или открытие собственного бизнеса, порой откладывается. Конечно, ведь в выбранной области еще остается столько неосвоенного и неузнанного, а полученная квалификация еще так невысока — надо бы еще поучиться, заработать больше похвалы от преподавателей, подруг или от самой себя. За первой ступенью следует вторая, третья, дополнительные курсы, тренинги, семинары, а применения на практике так и не происходит.



Неуверенность в себе, страх начать новую деятельность мы стараемся игнорировать: «Вот когда я прослушаю еще несколько лекций — тогда точно начну!» Такой видимый перфекционизм серьезно тормозит само обу­чение, так как без практики новому знанию или навыку не за что зацепиться, как новый отросток не может развиваться без почвы для корней. В сочетании с практикой материал несравнимо глубже осмысляется, рождаются собственные, более зрелые вопросы, и прогресс идет семимильными шагами — в то время как отличники «с отрывом от производства» топчутся на начальном уровне.

Момент реализации полученных знаний непрост тем, что возвращает к началу: а зачем все это было нужно? Некоторые обнаруживают, что еще не ответили на этот вопрос. Подобно школьнику, которого всему уже научили и ожидают, что он выберет дорогу в жизни, мы чувствуем себя растерянными и медлим с решением. Если в свое время нынешнее занятие мы выбрали тоже нехотя, случайно, под чужим давлением, то по окончании очередных курсов заново переживаем кризис — и получаем шанс поступить как-то иначе, более зрелым образом. Бесконечная учеба, конечно, полезнее скуки и сидения перед телевизором, однако по сравнению с настоящим развитием сильно проигрывает.


«Со мной в институте иностранных языков училась девушка Катя, — рассказывает Полина, 29 лет, — и училась не так чтобы очень хорошо. У нее был богатый муж, детей у них не было, и мы подозревали, что учится она, только чтобы себя занять. Когда мы потом встречались группой, все рассказывали о том, какую работу нашли, а Катя — где она снова учится. Курсы ландшафтного дизайна, курсы сомелье. Планирует получать психологическое образование».


Вечный студент подобен книжному шкафу, набитому пыльными фолиантами, которые никто не читает. Чтобы не уподобиться этому неуклюжему предмету, важно во всех поглощаемых знаниях и навыках искать нечто важное и привлекательное именно для вас, то, о чем хочется узнать больше, что вызывает вопросы. Тогда из сотни тропинок, расходящихся перед нами в каждый момент выбора, легко будет распознать свою и совершенствоваться уже на этом пути. Опытные люди говорят: «Определиться значит сузиться». Настоящий вызов — перейти от юношеской жадности, охватывающей ученика в любом возрасте, переключиться на ограничение, отказ от неподходящего, выбор одной из многих возможностей. Такое ограничение не обедняет нас, а позволяет не размениваться и вложить свое время и силы в то, что влечет по-настоящему.

 

Мария Гущина: «Поиск своего пути, предназначения без преувеличения можно назвать главной задачей жизни любого человека. Довольно рано ребенок начинает размышлять о том, кем станет, когда вырастет, примеряет на себя различные профессии от продавца до космонавта, фантазирует и мечтает. Такая игра постепенно наполняется новым смыслом, когда старшеклассник должен уже всерьез ответить на вопрос «кем быть?».


Необходимость сделать выбор, который на многие годы определит жизнь, вызывает тревогу. Что-то подобное мы переживаем и будучи взрослыми, когда вступаем в некий новый этап, например после обучения чему-то. В этот момент важно прислушаться к себе и не побояться себя услышать, пойти за собой, за своим порывом. Это бывает непросто, потому что вокруг громко звучат мнения родителей, друзей и других советчиков и экспертов, чьему мнению сложно противостоять. Хорошие ориентиры — это наши уже известные способности, хобби и интересы. Так как любимым делом можно заниматься, не замечая времени, испытывая радость от узнавания нового. Здесь работает формула «Сделай хобби своей работой». Конечно, это счастье — идти на работу с энтузиазмом, с удовольствием заниматься ей и развиваться в выбранной области. В противном случае любая, даже замечательная для кого-то другого, работа превращается для нас в каторгу. Шанс избежать такой судьбы стоит того, чтобы рискнуть и поверить себе».

 
Учиться3.jpg

Пой, танцуй, лепи: как творческое хобби помогает в достижении целей


Дорога к мастерству

Обучение — отличное омолаживающее средство, потому что отчасти превращает нас в ребенка. Вместе с этим образом приходят любопытство, креативность, смелость, умение радоваться мелочам. Многие из тех, кто получает второе образование, с радостным удивлением отмечают, как приятно снова покупать тетрадки, открывать новенькие учебники, держать в руках студенческий билет и спрашивать однокашников: «Ты домашку сделала? Дай списать». Хочется по-детски хвастаться первыми успехами перед близкими и перед собой — и получать одобрение. Со временем место этого желания займет более сдержанная реакция, а в начале пути повышенный энтузиазм не просто простителен, но и очень важен, впереди же серьезный труд. Хороший учитель — будь то ведущий тренинга убеждающей коммуникации или подруга, обучающая вас любимому пэчворку, не скупится на похвалы авансом.


Одна из трудностей перехода к настоящему мастерству — переключение во взрослую позицию, когда не меня сопровождают, а уже я сама отвечаю за все. Конечно, важно сохранить начальные креативность и азарт, однако застревание в образе новичка рискованно, так как порой захватывает и другие области жизни. «Когда моя сестра-биолог получала второе образование в юриспруденции, это было непросто. — говорит Алина, 42 года. — Ей уже 30 лет, и специальность, казалось бы, такая серьезная и дисциплинирующая. А она не только в сессию, но и постоянно отказывалась убираться, мыть посуду, готовить, только с подружками общалась и на занятия ходила. С ее сыном гораздо больше занимались мы с мамой. Ее муж злился и говорил, что она и в институт пошла, чтобы на все претензии отвечать: «Но я же учусь!» Она рано вышла замуж, а тут был шанс впасть в детство, побыть безответственной девчонкой-студенткой».


Мария Гущина: «В современном мире все происходит очень быстро. Еще 200 лет назад девочки и мальчики начинали учиться ремеслам в качестве подмастерьев и помощниц с 12–13 лет, а то и раньше, к обычным же хозяйственным делам дети привлекались, как только учились ходить. Находясь при мастере неотлучно, ученики не только оттачивали простейшие навыки, но и имели возможность видеть все нюансы квалифицированной работы, пропитываясь духом дела. Так возникала преемственность. Сегодня мы зачастую оказываемся учениками уже во взрослом состоянии и оказываемся более уязвимыми перед переменами. Начало про­фес­сионального пути сопровождается фантазиями, тревогами и сомнениями. Увы, некоторые ожидания оказываются иллюзиями и разочаровывают. Так первоклассник огорчается, узнав, что школа — не детский сад, тут нет времени играть, надо выполнять задания. Занятие, казавшееся захватывающими, после первого очарования может показаться скучной рутиной. Хочется поскорее и с блеском решать задачи с двумя неизвестными, а надо повторять таблицу умножения. Пианист рвется исполнять сложнейшего Рахманинова, а мимо нудных гамм и этюдов не проскочишь. Обуздать себя и заняться шлифовкой мелких навыков непросто. Секрет в том, чтобы в самых однообразных и трудных упражнениях уловить глубину и смысл всего предмета, увидеть его с разных сторон. Так воплощается диалектический закон перехода количества в качество. Свое творчество тогда не спорит с каноном, а становится заделом на будущее и топливом, которое поддерживает огонь интереса и придает сил».

 

Как избежать погружения в нежелание учиться

Иногда внутренний креативный и стремящийся к знаниям ребенок спит глубоким сном, а все его качества мы словно дарим кому-то другому, например своим детям. Мол, это только им позволено получать удовольствие от учебы, причем лишь до определенного возраста, а взрослый учится, только чтобы за повышение квалификации ему прибавили зарплату. А на резонные предложения пойти и выучить иностранный язык, который вдруг оказался так нужен, отвечаем: «Да куда мне, поздно, мозги уже не те». Порой такое погружение в неподвижность и закоснелость заводит еще дальше и превращает человека в воинствующего защитника самых устаревших и потерявших смысл правил, усвоенных в юности. Попав в такую внутреннюю ловушку, люди начинают протестовать без разбору против всего нового и развивающего в любой области — в науке, моде, технике, общественном устройстве. Страх перед выходом за привычные границы иной раз заставляет нас удерживать от этого и других. Признаки косности мы можем заметить за собой, например, в стремлении страстно и резко критиковать и обесценивать все, что хотя бы немного отличается от наших ожиданий и взглядов — будь то прическа, стиль руководства или метод воспитания детей.

Никогда не поздно заняться профилактикой такого оцепенения или вернуть себе утраченное спокойствие, свободу, свежее и радостное восприятие мира, себя и других людей. Началом может стать идея научиться чему-нибудь новому, пусть даже самому простому, вроде езды на велосипеде или выращивания базилика на подоконнике. Лучше всего начать с области, которая вам хорошо знакома. Если вы уже водите машину, можно освоить элементы экстремального вождения. Вяжете на спицах — попробуйте крючком!


На свете столько красивых и полезных языков, а также людей, с которыми на них можно пообщаться. Маленький шаг оживит способность к переменам в принципе. Сопротивление играет важную роль, оно защищает нас от поспешности и ошибок, позволяет лучше подготовиться к неожиданностям. При этом поиск нового не означает отказа от старого, а позволяет с помощью сомнений уточнить и улучшить имеющееся. Выход за пределы своих ограничений не должен превращаться в самоцель, иначе будет разрушительным. Однако в разумной дозе обновление служит как раз сохранению основ. По этому принципу организм постоянно занят обработкой информации, обменом веществ и обновлением клеток — и остановка означает болезнь и разрушение. Поэтому учеба для взрослого человека не роскошь и не детский каприз, а способ полноценно жить.

 

Мария Гущина: «Есть ли та вершина, на которой заканчивается совершенствование в профессии, та ступенька, оказавшись на которой можно сказать: «Я знаю об этом все»? Кто-то из древних говорил: «Чем больше я знаю, тем меньше я знаю». К счастью, это так, потому что позволяет не утратить интерес к своему делу и расширять восприятие. Позиция «Я все знаю» делает нас слепыми, сужает взгляд на вещи, лишает альтернативных вариантов.


В современном мире все быстро меняется, научный и технический прогресс делает все новые успехи, отрасли знания причудливо прорастают друг в друга, открывая новые взаимо­связи и высвечивая неизведанные грани давно знакомых вещей. Решив остановиться, мы рискуем многое упустить и попасть в глупое и даже опасное положение. Многие знают, что как только в вождении автомобиля появляется первая легкость, случается и первая авария. Самоуверенность губительна. Современная наука ставит больше вопросов, чем дает ответов, и эти вопросы двигают нас вперед в познании мира. В тот момент, когда у человека не остается сомнений и вопросов, останавливается развитие и начинается застой. А как известно, что не развивается, то атрофируется».


дзен.jpg

Поделиться:
Автор: Редакция
Фото: Fotodom/Shutterstock; Pexels.com/CC0
17.01.2024

Друг ребенка плохо на него влияет: какие меры предпринять, советуют психологи 


MyCollages - 2024-01-11T150720.023.jpg

Критика и наказания не помогут донести до детей информацию, поэтому психологи рекомендуют применить другие методы. 

   
Первые уроки добра и зла дети получают от своих родителей. Именно заботливые мамы и папы могут рассказать, что такое хорошо и что такое плохо, а также на собственном примере показать, как вести себя в той или иной ситуации. Дети впитывают любую информацию, полученную от старших, поэтому крайне важно с самого детства формировать у ребенка здоровые модели поведения. 

Однако родители не всегда смогут быть рядом — дети ходят в детский сад, в школу, играют на площадке со сверстниками. Любимые отпрыски становятся более самостоятельными и обзаводятся новыми друзьями и знакомыми. 
 
Мысли и мнения сверстников могут отличатся от тех идей, которые внушали ребенку дома. Порой непоседы и шкодники могут вдохновить послушного мальчика или девочку на неправильные поступки и неуважительное отношение к старшим. Какие меры следует принимать взрослым, которые считают, что новый друг их чада плохо на него влияет?
 
 
Прежде всего нужно обращать внимание на любые изменения в поведении ребенка. Даже если он не делится всем, что происходит в его жизни, скрыть свою обеспокоенность не выйдет — родители на инстинктивном и интуитивном уровне понимают: что-то не так. 


austin-pacheco-FtL07GM9Q7Y-unsplash.jpg
 
 
По словам детского психолога Энн-Луизы Локхарт, обычно эти изменения связаны с отношениями с родными или сверстниками, с подходом к оценкам, учебе, своим будущим целям, а также с внешностью или увлечениями. Прежняя дружба может перестать быть привлекательной. 
 
 
Конечно, как отмечает специалист, в детском возрасте отношения с друзьями довольно динамичны, а быть в курсе каждой мелочи мама или папа не способны. В связи с этим следует как можно раньше научить ребенка справляться с конфликтами и изменениями в связи с окружающими.  
 
 
Когда другие дети грубят старшим, высмеивают внешность других, ругаются или пытаются показать свое превосходство над другими, они могут привлекать к подобным занятиям и своих новых друзей, которые перенимают их манеры. В случае подобных перемен в поведении ребенка следует начать с ним тот самый серьезный разговор. 
 
 
Однако для полного понимания ситуации важно дать ребенку возможность высказаться — от начала до конца. Психолог Ализа Прессман советует не задавать вопросов и не перебивать. В противном случае растерянные дети закрываются и начинают видеть в маме и папе врагов, которые «ничего не понимают». 
 
 
Также следует уточнить мнение самого отпрыска — как он оценивает поведение нового друга, какую оценку бы дал, как бы сам поступил. Часто в ходе монолога ребенок самостоятельно приходит к решению проблемы, которая беспокоит и его, и родителей. 


janko-ferlic-oWDRVgk04EA-unsplash.jpg
 
 
Неверный шаг, который рискуют совершить обеспокоенные взрослые, — начать критиковать как нового друга, так и его родителей. Вместо того, чтобы ругаться на чужих людей, лучше поддержать ребенка и продолжить анализировать его поведение. 


Истерики и агрессия: как на поведение ребенка влияет оппозиционно-вызывающее расстройство
 
 
Кстати, вместо шквала критики и негатива психологи рекомендуют задать вопросы, которые подтолкнут детей к рассуждениям. Прессман говорит, что необходимо спрашивать с неподдельным любопытством, а высказывать личное мнение, наоборот, с максимальным нейтралитетом. Одна из стратегий, которая облегчит эту задачу, начинать предложение со слова «интересно», поскольку таким образом ребенок чувствует, что сам участвует в процессе решения проблемы. 

Чтобы понять, что держит ребенка рядом с его другом-плохишом, Локхарт предлагает задать ряд вопросов, которые покажут динамику токсичных детских отношений, в их числе: «Что тебе нравится в твоем друге? Что у вас общего? Что вам нравится делать вместе?» Подтолкнув к размышлениям, родитель поможет формированию у детей критического мышления. 
 
Решительные меры необходимо принимать лишь в том случае, когда есть подозрение, что над ребенком издеваются или его унижают. С такими ситуациями маленькие дети не умеют справляться самостоятельно. В подобной ситуации можно обратиться к воспитателю, учителю, школьному психологу или родителям того, кто не только оказывает дурное влияние на ребенка, но и издевается над ним.


дзен.jpg
Поделиться:
Автор: Ольга Сливченко
Фото: Unsplash/СС0, Fotodom/Shutterstock
17.01.2024
 

Актуальные статьи

Берегите нервы: как сохранить нервную систему крепкой
«Береги нервы! Не нервничай!» — повторяем мы по несколько раз в день‚ зачастую не задумываясь об истинном смысле этих выражений. А ведь крепкая нервная система — основа как физического‚ так и душевного здоровья.
1 час назад
Не жирная и не сухая: как узнать свой тип кожи по тесту Лесли Бауман
Традиционное разделение типов кожи на четыре — максимум шесть вариантов не всегда дает точный результат и конкретное понимание ее особенностей. Поэтому была создана развернутая классификация.
2 часа назад
Как сохранить красоту и здоровье, работая в офисе
«Держи спину прямо, не сутулься!» Эта фраза до боли знакома нам со школьной скамьи, но лишь немногие задумываются о том, насколько это действительно важно для нашего самочувствия.
сегодня
Появилась надежда? Продолжающая лечение Селин Дион обратилась с важным заявлением к поклонникам
Информация, которой поделилась певица, всколыхнула не только огромную армию ее фанатов, но и многих неравнодушных к ее судьбе. Сделано это было в особенный день.
сегодня
Волшебная игла: 10 вопросов о контурной пластике лица
Мастеров по контурной пластике принято сравнивать с художниками. Но если раньше они работали в технике крупных мазков, то сегодня в моде скорее нежная акварель. Почему контурная пластика остается популярной и стоит ли относиться к ней легкомысленно?
вчера
Показать еще