
У многих из нас сегодня выработалась привычка проводить свободное время перед экраном – монитора, компьютера, планшета или другого гаджета. Насколько велика опасность такой зависимости и как научиться ее контролировать?

Дмитрий Овчинников, врач-невролог
Почему человек тянется к информации
Привычка получать эмоции, погружаясь в информационный поток, появилась задолго до появления гаджетов. Ведь такова человеческая природа, секрет которой кроется в физиологии и нейробиологии: она постоянно ищет подпитки внешними стимулами, способными ее бодрить, вызывать интерес и приятные ощущения.
Однако сегодня перенос внимания на экраны превратился в настоящую проблему, а врачи и психологи давно бьют тревогу: люди с трудом отрывают взгляд от гаджета и не могут с ним расстаться даже в туалете и в кровати.
Эта проблема стала очевидно подчеркивать специфику психики человека, которая тянется к получению стимулов. Говоря медицинским языком, человек еще до создания телевидения и театра всегда боролся с сенсорной депривацией (состоянием, при котором он бывает лишен или ограничен от воздействия света, запаха, осязательных и других ощущений) и искал для себя возможность получить любую информацию. Не случайно, находясь в полной тишине, большинство из нас стремятся взять в руки газету, книгу или хотя бы посмотреть в окно. И забывают о том, что побыть наедине с собой – такая же необходимость, как и потребление внешней информации.
Сам по себе гаджет не является проблемой, но, если человек начинает проводить в нем бОльшую часть своей жизни, он втягивается в зависимость, теряя себя во внешнем, настоящем физическом мире.
Влияние на здоровье: погружение в дофаминовую яму
Меня, да и многих неврологов, уже не первый год беспокоит рост тревожно-депрессивных состояний, нарушений сна и памяти и снижение концентрации внимания у наших пациентов, однозначно связанных с влиянием гаджетов. Отчасти это происходит из-за состояния тревоги, которая все внимание забирает на себя, а отчасти – из-за того, что меняется стиль и тип мышления на фоне избыточного потребления гаджетов. Ведь основная информация, подаваемая в сегодняшнем интернет-пространстве, дробится на мелкие кластеры и в результате исчезает необходимость держать в памяти большой ее объем. А у мозга появляется привычка потреблять много и с большой скоростью, но маленькими порциями.Так человек постепенно погружается в так называемую дофаминовую яму: в организме истощается запас нейромедиатора дофамина, отвечающего за систему награды и мотивации. Он не имеет ничего общего с удовольствием (как полагают многие), а стимулирует в мозге желание получить нечто новое и создает мотивацию к этому. К примеру, распространенным дофаминовым стимулятором является шопинг, во время которого простым способом можно приобрести новинки и получить кратковременное ощущение победы. Другой пример дофаминовой ямы – злоупотребление наркотическими веществами: при этом сначала человек получает выброс дофамина, а на следующий день испытывает полное истощение. Или работа в стрессовой обстановке: к примеру, при организации мероприятия, требующего много времени и сил, человек может испытать удовольствие во время подготовки и получения результата, но затем также испытает состояние опустошенности, поскольку истощит весь пул нейромедиаторов на выполнение задачи.
Каждому из нас знакомо состояние, когда уровни нейромедиаторов резко повышаются и затем снижаются. К примеру, одни мои пациенты отмечают: «С утра я вполне работоспособен, а к обеду чувствуют себя выжатым, но к вечеру бодрость снова возвращается», а другие говорят: «Не чувствую себя человеком до 11 часов утра, но затем просыпаюсь и включаюсь в работу». Такие колебания нейромедиаторов являются физиологичными и нормальными. Однако эта амплитуда может нарушаться и резко увеличиваться при нарушении цифровой «гигиены», режима сна и отдыха.
Стоит отметить, что состояние дофаминовой ямы под влиянием гаджетов испытывают сегодня не только молодые люди: старшее поколение вовсе не застраховано от залипания на экранах. Однако если для вторых погружение в экран значимо изменило образ жизни (который раньше был совсем другим и включал в себя живое общение), то для большинства первых такой образ жизни является нормой чуть ли не с рождения.

Запретить нельзя использовать: где поставить запятую?
- Во-первых, не стоит рассматривать гаджеты как нечто страшное и вредное и приходить к понятию цифровой «гигиены» через запрет. Ведь запретный плод, как известно, сладок, а, значит, дофаминовая система будет простимулирована, чтобы его получить.
- Во-вторых, необходимо проявить осознанность: понять, что мы живем в физическом мире и, значит, дофамин нам необходимо получать не только с помощью телефона, а преимущественно другими способами – выполняя интересный проект на работе, общаясь с близкими и друзьями, в спорте и творчестве. И чем более разнообразной будет палитра, дающая дофамин, тем более здоровыми останутся психика и тело. И в целом состояние человека будет более гармоничным.
- В- третьих, если позиционировать гаджет как врага, от которого необходимо избавиться, то речь будет идти о другой крайности – зависимости, которую человек хочет перебороть. Но не стоит забывать: любая борьба рождает сопротивление и новую борьбу. Именно поэтому лучше вести речь о «гигиене», то есть об очень дозированном использовании гаджета. По аналогии с пирожным, от которого можно получить удовольствие, не объедаясь целым тортом.
Что делать, если ребенок не выпускает из рук гаджет?
- Начните с себя: родитель, который сам постоянно использует телефон, никогда не сможет объяснить ребенку, что это вредно.
- Не запрещайте: запретное всегда становится более востребованным и интересным.
- Ребенок всегда готов к общению, поэтому вовремя предложенной заменой всегда можно переключить его внимание с гаджета на что-то другое.
- Не используйте телефон и компьютер как систему награды: «Сделаешь уроки – получишь гаджет».
- Выработайте правила: например, использовать гаджет не более определенного количества минут (часов) в день. Правила более прозрачны и конкретны: их либо нельзя менять, либо можно, но на определенных условиях. Здесь все как во взрослой жизни, и надо уметь договариваться.
Полезная сторона и опасности ИИ
Одна из полезных функций гаджетов – обратная связь: они интерактивны, а их элемент геймификации (с возможностью превратить рутинный процесс в игру) способен послужить во благо. К примеру, умные часы стимулируют к занятиям спортом, дневник питания напоминает о том, что и как вы съели в течение дня, а смарт-часы и фитнес-браслеты способны мониторить параметры сна. К тому же сегодня существует немало гаджетов, помогающих людям с хроническими заболеваниями.Причем, их история уходит в глубину веков. К примеру, первый шагомер был создан еще в XVIII веке: его использовали в армии для измерения темпа маршировки во время парадов и смотра войск, а лишь через 150 лет его предложили применять в качестве стимулятора для худеющих.
Еще столетие спустя был создан слуховой аппарат – устройство для глухих и слабослышащих людей, а затем пациентам стали вживлять кохлеарные импланты (протезы, стимулирующие слуховой нерв). «Прадедушка» современного пульсометра появился в 70-х годах ХХ века. А первые умные часы с кардиомонитором – в начале 80-х годов.
Спустя 30 лет началась эпоха фитнес-браслетов: они считают шаги, калории, измеряют пульс, следят за сном и показывают уровень стресса, передавая данные на смартфон.
Миниатюрный кардио-регистратор и электрокардиограф способен фиксировать изменения сердечного ритма и сразу отправлять эти данные врачу. Корректор артериального давления, закрепленный на запястье, слабыми электрическими импульсами может менять тонус сосудов.
Первый домашний глюкометр был выпущен в 1981 году, а сегодня уровень сахара можно отслеживать с помощью незаметного сенсора, закрепленного на руке или ноге. Информация в режиме реального времени отображается на смартфоне, позволяя корректировать питание или дозировку вводимого инсулина: она с помощью помпы размером с маленькую коробочку автоматически подается под кожу.
Умные пластыри контролируют кровоснабжение головного мозга, выявляя признаки инсульта, а их биосенсоры (микроскопические иглы), проникая в кожу, доставляют лекарство. Умная аптечка пришлет уведомление на смартфон: пора принять лекарство. А сенсор проконтролирует и дозировку: он сам определит, когда аптечка была открыта и сколько таблеток или микстур из нее было принято.
В 2019 году ученые впервые преобразовали нейронную активность мозга в речь, а в 2021 году появился речевой нейропротез, превращающий сигналы мозга в текст на экране. В 2025 году опробован интерфейс, который с помощью искусственного интеллекта преобразует нейронную активность в синтезированную речь и придает ей эмоции: благодаря ему, полностью парализованный человек может не только говорить, но даже петь.
Существует немало исследований, которые показывают: при умеренном использовании гаджетов современным детям проще социализироваться, они часто находят психологическую поддержку в онлайн-пространстве, которую не могут обрести в физическом мире. И это неплохо. Но все дело в дозе: как говорил Парацельс, «все есть яд, и все есть лекарство». Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы не искусственный интеллект управлял человеком, а наоборот. Ведь ИИ отличается от человека тем, что не умеет сомневаться и не испытывает чувства ответственности, из-за чего часто выдает на экране гаджета информацию, которой не существует в природе. Постарайтесь объяснить это и своему ребенку.
