Родители переживают катастрофу. За что нужно браться в первую очередь? Рассказывает эксперт.
Юлия Снежко, нейропсихолог психологического центра «Школа Эталон» (г. Москва)
Иногда родители чувствуют, что с их ребенком что-то не так, и начинают искать информацию, заполнять онлайн различные опросники, в которых что-то соответствует диагнозу расстройства аутистического спектра (РАС, аутизм), а что-то — нет.
Если у вас появился повод для беспокойства, нужно как можно раньше начинать оказывать ребенку помощь: компенсировать существующие дефициты, проводить коррекционную работу. Не стоит ждать, обратитесь в ближайшую службу ранней помощи, а затем добейтесь постановки правильного медицинского диагноза, который далее определит тот объем поддержки, который сможет получать ребенок.
Диагноз «аутизм» может быть установлен и в психоневрологическом диспансере, и в больнице, уполномоченной выдавать все необходимые справки и заключения. Затем всей семье обязательно потребуется психолого-педагогическая помощь (она может быть бесплатной или платной, групповой или индивидуальной, очной или по скайпу). Но главное — вам предстоит научиться быть родителями особого ребенка.
Главное нарушение при аутизме
Чаще всего родители детей с РАС уверены, что ребенка надо научить как можно большему количеству навыков — считать, собирать, играть, говорить. Ведь когда мама и папа видят разницу своего ребенка со сверстниками, которая с возрастом становится все более явной, их охватывают страх, смятение, паника: как же школа, социализация, друзья?.. Желание родителей помочь ребенку догнать сверстников вполне объяснимо.
Юлия Снежко: Главное, что стоит понять родителям: аутизм — это не задержка развития. Довольно часто дети с аутизмом могут сами научиться считать, читать по-английски, собирать головоломки, не соответствующие их возрасту, победить на олимпиаде по какому-то предмету и успешно окончить вуз. Однако эти уникальные способности не помогают особому ребенку находить друзей и становиться самостоятельным, то есть не меняют качество их жизни. Поэтому родителям надо понимать, в чем состоит суть нарушений при аутизме и что мешает ребенку быть самостоятельным, даже если он получил высшее образование.
Что это значит? В норме маленький ребенок уже с раннего возраста находится в состоянии учащегося: в него «встроена функция» личного интереса, он желает понять, как устроен мир, как работает его тело, как управлять игрушкой и всеми членами семьи. Фактически он учится использовать окружающих людей для достижения своих целей. Но чтобы от жажды новых познаний и открытий перейти к фактическим навыкам, он должен пройти необходимые процессы.
Они всегда начинаются с этапа неопределенности: к примеру, когда мы начинаем новое дело, то не знаем — понравится ли оно нам, получится ли добиться результата. Это требует от нас пройти этап дискомфорта и не сдаться, уметь подстроиться под партнера и ситуацию. Получив новый опыт, человек окрашивает его своими выводами и отношением.
Реакция на процесс, где есть один вариант ответа или четкая инструкция (что это? — корова; подай куклу — подал), называется статической. Здесь не нужен поиск решения или гибкость, все должно быть четко: желтое сортируем к желтым, звездочки к звездочкам. А вот игра в прятки (где же он? интересно, куда мог спрятаться?) — это динамический процесс. Поход в магазин за покупками по списку — статический, а вот диалог, разговор (даже с собой: что же приготовить, когда придут гости?) — динамический.
Юлия Снежко: При аутизме прохождение динамических процессов нарушено, а ребенок не находится в состоянии учащегося, поэтому неопределенность для него — катастрофа. Процесс исследования и присвоения нового опыта ему недоступен.
Когда мы влияем на эти ключевые нарушения (а на них можно и нужно влиять), то даем ребенку второй шанс на развитие.
Неявные признаки аутизма, которые могут проявиться в любом возрасте
Истерика у ребенка с РАС: что делать?
Родители часто сталкиваются с непониманием требований со стороны ребенка-аутиста: когда он кричит и даже впадает в истерику. Разумеется, это вызывает состояние беспомощности, в результате чего и родители начинают «заводиться» вместе с ребенком, ощущая сильнейшие эмоции гнева, бессилия, смятения, вины. Все это сильно изматывает и взрослых, и малыша.
Однако ситуации бывают разные. Со стороны ребенка может возникнуть сознательное непослушание: он что-то хочет и требует это с плачем, то есть ребенок все понимает, но не согласен с какими-то ограничениями. Но у детей с РАС такие сознательные манипуляции случаются очень редко. Чаще бывает состояние, когда им очень плохо по необъяснимой причине (перевозбуждены, напуганы, испытывают боль), и они кричат.
При этом ребенок не может вычленить конкретную проблему и объяснить, что заставило его переживать: к примеру, он может спокойно и радостно играть, но затем внутреннее состояние резко меняется — и происходит истерика.
Юлия Снежко: Во всех случаях причина истерики аутичного ребенка — незрелые процессы саморегуляции. Поэтому любой обычный для вас жизненный процесс (даже что-то хорошее) может оказаться катастрофическим для ребенка с РАС. Ведь он не может справиться ни с отрицательными, ни с положительными эмоциями, если они очень сильны.
В таких ситуациях ребенка бесполезно отвлекать или переключать (словами или предметами) на что-то другое. Ведь в состоянии аффекта познавательные и сознательные процессы у него полностью отключены.
Вообще процессы саморегуляции у ребенка формируются через мать или другого взрослого человека: именно так малыш учится регулировать себя. Когда растет обычный ребенок — родители даже не задумываются о формировании таких процессов, а вот ребенок с аутизмом требует того, чтобы взрослые работали с его саморегуляцией.
Юлия Снежко: Первое, что необходимо сделать взрослому рядом с возбужденным ребенком — успокоиться самому. Если во время истерики ребенок с РАС находится в безопасном месте — лучше отойдите от него, попейте воды, хотя бы пару минут посидите, абстрагируясь от ситуации, постарайтесь не включаться в нее. И только затем вернитесь. Вы можете эффективно помогать своему ребенку, только когда сами спокойны.
Вспомните: как взрослый успокаивает младенца? Качает его, обнимает, дает соску. Похожими телесными способами вы можете помочь аутичному ребенку справиться с истерикой. Можно с нажимом прогладить его тело сверху вниз или даже глубоко, ритмично и спокойно немного промять (но не пальцами, а основаниями ладоней с тыльной стороны). При этом можно что-то напевать, монотонно успокаивающе проговаривать или поставить фоном спокойную музыку. Все эти спокойные телесные движения и звуки будут восприниматься ребенком как конкурирующая информация — смягчающая его основную боль.
Когда ребенок начнет успокаиваться — можно дать ему попить и поесть что-то вкусное. При этом взрослому необходимо продолжать поддерживать свое отстраненное состояние и через собственное телесное воздействие передавать малышу спокойствие.
На самом деле, процессы саморегуляции очень важны, поэтому необходимо учить ребенка их развивать.