Так ли нужно ребенку есть суп: эти и другие правила детского меню

Подпишись на нас в соц. сетях!


Так ли нужно ребенку есть суп: эти и другие правила детского меню



Суп3.jpg

«Первое нужно есть обязательно», «Ешь суп — и желудок не будет болеть», — эти фразы мы слышим с детства. Но так ли необходимы супы в рационе ребенка? Спросили у эксперта.

Татьяна Ковтун.png



Татьяна Ковтун, кандидат медицинских наук




Супы — это сложные составные блюда, ставшее традиционными в России и ряде других стран. Включение супов в питание ребенка — это легкий способ не только разнообразить ежедневный рацион карапуза, но и обогатить его повседневную трапезу рядом важных продуктов, таких как овощи, мясо и субпродукты, рыба, а также зелень и ряд разрешенных в питании детей раннего возраста специй.

Супы в рационе детей до 3 лет

Супы присутствуют в меню многих ресторанов, кафе, столовых и других заведений общепита и, конечно, сложно себе представить себе традиционный обед жителя России без супа. Разумеется, как только малыш становиться полноправным участником семейной трапезы, в его рационе появляется это вкусное и удобное блюдо.


С какого возраста можно давать суп ребенку?

Этот вопрос волнует многих родителей. Несмотря на то, что в рационе малыша первого года жизни, казалось, нет места данному блюду, фактически все обстоит немного иначе. Дело в том, что суп для ребенка первого, да и второго и даже третьего годов жизни — это отдельное и немаловажное блюдо, которое должно отвечать определенным стандартам.


Во-первых, детские супы нельзя готовить на мясных и рыбных бульонах. Все детские супы должны быть приготовлены только на овощных бульонах. Все дело в том, что при варке мяса и рыбы, в бульон попадает большое количество различных веществ из мяса и костей, а это совсем неполезно, а в ряде случаев даже может навредить маленькому гурману.



Во-вторых, важна консистенция продукта. Для первого знакомства с таким блюдом, как суп, желательно использовать продукты с однородной консистенцией, например, супы-пюре. Следующей ступенью могут быть продукты с маленькими кусочками. Это позволит стимулировать навык жевания.


Для малышей старше 6 месяцев, которые уже знакомы с основными продуктами прикорма, но у которых еще нет достаточного количества зубов, «супом» будет овощное пюре. В такой «супчик» можно добавить мясное пюре, небольшое количество безмолочной детской каши, которая придаст продукту соответствующую консистенцию и растительное или сливочное масло или использовать готовые детские супы-пюре.

Перед тем как дать продукт ребенку, обязательно получите личную консультацию у специалиста, поскольку индивидуальный возраст введения тех или иных продуктов в рацион питания каждого малыша может отличаться. И не забывайте прочитать рекомендации по употреблению и хранению продуктов прикорма, указанные производителем на индивидуальной упаковке продукта.

Продукты прикорма промышленного выпуска имеют преимущества перед блюдами домашнего приготовления: гарантия химического состава и микробиологической безопасности, а также существенная экономия такого драгоценного для молодых родителей времени. Детские супы промышленного выпуска можно использовать как в питании детей второго и третьего годов жизни, так и в более старшем возрасте. В дельнейшем они могут использоваться как основа для более сложных рецептов.

Так, например, для малышей старше 18-24 месяцев, в супы-пюре возможно добавлять мясное гаше (отваренное или запеченное предварительно в духовом шкафу мясо, пропущенное через мясорубку с добавление сливочного масла и/или сливок) или нарезанные мелко кусочки отварного мяса.



Суп_внутрь.jpg

Что же еще полезного в супах?

Помимо плавного перехода от более однородной к более структурированной пище и воспитания правильных пищевых привычек, супы для детей могут содержать ряд важных веществ. Все, конечно, зависит от состава блюда.

Овощи

Что полезного для малыша содержат отварные овощи? Не секрет, что при термической обработке существенно снижается содержание в продуктах ряда витаминов, тогда как другие вещества изменяют свою структуру при нагревании, а это, в свою очередь, повышает их усвоение. Например, крахмал, который содержится в картофеле или ликопин, которым богаты томаты.

Для того, чтобы сформировать правильные пищевые привычки и снизить вероятность того, что, подрастая, ребенок вдруг будет отказываться, например, от овощей или мяса, рекомендуется уделить особенное внимание моменту введения прикорма. Как будет лучше для вашего малыша — подскажет специалист на индивидуальной консультации. Важно! Если нет индивидуальных противопоказаний, старайтесь, чтобы ежедневное меню ребенка было разнообразным.

Когда, кому и сколько?

Детям старше 6-8 месяцев детские овощные супы можно включать в рацион, в качестве альтернативы овощному пюре, например на обед или ужин. Порция зависит от возраста ребенка и того, что еще будет входить в питание в данный конкретный день.

Например, для малышей на втором и третьем годах жизни, супы можно включать в питание ежедневно: 5-6 раз в неделю — овощной суп с мясом и 1-2 раза в неделю — овощной суп с рыбой.

Для того, чтобы накормить маленького гурмана супом, используйте детскую тарелки и ложку. Кормить ребенка следует за столом. Пусть малыш держит детскую ложечку сам, а вы будете помогать ему. И если даже поначалу ложка с супом будет попадать в рот самостоятельному малышу через раз, а блюдо вдруг будет обнаруживаться на столе — это не страшно. Со временем ребенок освоит навыки приема пищи самостоятельно. Ведь в этом процессе важна тренировка.

Нужно ли давать детям дополнительно воду, ведь в супе она и так есть?

С началом введения прикорма необходимо предлагать ребенку детскую воду, в среднем, если специалистом не рекомендовано иное — по 100-200 мл в сутки. Также предлагайте ребенку воду, если он сам этого захочет. Малыш должен получать жидкость и с продуктами питания, и в самостоятельных напитках, таких как детские соки, морсы, компоты, молоко, потому что жидкости, которая содержится в продуктах питания, недостаточно.


Суп_внутрь2.jpg

Правила детского меню

Не лишним будет вспомнить и главные правила составления детского рациона.


1. Ежедневное меню должно быть полноценным.

Это значит, что пищевая и энергетическая ценности ежедневного рациона должны соответствовать возрасту ребенка и его физическому развитию.


2. Повседневный рацион ребенка должен быть разнообразным.

Это значит, что необходимо предлагать малышу как можно большее количество разных продуктов и блюд. Стоит, впрочем, помнить, что предлагаемые продукты и блюда должны соответствовать возрасту ребенка.

В питании ребенка раннего возраста обязательно должны присутствовать разнообразные овощи, фрукты, детские фруктовые соки и детские сокосодержащие напитки, периодически с ягодами, зерновые продукты (детские каши, детское печенье, детские хлебцы, детские зерновые детские батончики), мясо и субпродукты, рыба, которую следует включать 1-3 раза в неделю, яйца, молочные и кисломолочные продукты, растительное и сливочное масла. При этом все, что вы предлагаете малышу, должно быть разрешено для питания детей раннего возраста или, при невозможности использования продуктов промышленного производства, приготовлено щадящим и безопасным способом (не должно быть жареных, приготовленных на гриле или в масле блюд — только вареные, тушеные, запеченные или на пару блюда), и быть соответствующей возрасту консистенции.
Не рекомендуется малышам употреблять грибы, мясо диких животных, мясо и яйца диких водоплавающих птиц, колбасные изделия, сырую рыбу, кумыс, квас, кисломолочные продукты, приготовленные домашним способом, консервы, острые пряности и специи, например, черный или красный перец. Ограничить стоит соль и сахар.

3. Следует соблюдать режим питания.

Это значит, что кормить ребенка рекомендуется в одно и тоже время. Выработайте удобный для себя и комфортный для малыша график приема пищи.
На первом году жизни в питании ребенка должно обязательно присутствовать грудное молоко или детская молочная смесь, которую подобрал специалист.

Кормить ребенка до 12 месяцев лучше 6 раз в день. Малышам на втором и третьем годах жизни рекомендовано пятиразовое питание: Завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин. Некоторым деткам потребуется еще и дополнительный прием пищи перед сном.

Важно! При составлении рациона ребенка, обязательно проконсультируйтесь со специалистом, который сможет учесть все индивидуальные нюансы, поможет разработать именно тот рацион, который будет подходить именно вашему маленькому гурману.

дзен.jpg



Почему мясо необходимо в рационе ребенка: спросили у эксперта
Второй ребенок: почему мамы боятся, что на всех любви не хватит
Я же мать: как раскрыть свой потенциал в декрете и не утонуть в рутине
Поделиться:
Автор:
Фото: Pexels.com/СС
04.02.2023
Наши рассылки

Только без нервов: как родителю помочь ребенку с диагнозом СДВГ


гипер11.jpg

Детям с этим расстройством трудно усидеть на месте и сосредоточиться на выполнении монотонных задач. Чтобы облегчить их жизнь, на помощь должны прийти близкие.




По статистическим данным, почти у 10% детей школьного возраста диагностируется синдром дефицита внимания и гиперактивности, или СДВГ. Как правило, его симптомы проявляются в раннем возрасте: таким ребятам непросто держать себя в руках и концентрироваться на том, что им неинтересно.


Из-за гиперактивности они чаще попадают в неприятности, получают травмы, а их неусидчивость мешает усваивать информацию на уроках, что неминуемо влечет за собой проблемы с учебой. Таким детям сложно заводить друзей, а их поведение нередко становится поводом для насмешек одноклассников.


Однако непросто приходится не только ребятам с СДВГ, но и их близким. Родители не всегда могут повлиять на них, вынуждены сильнее их контролировать, не уделяя должного внимания остальным детям. Как восстановить баланс в семье и помочь ребенку с СДВГ чувствовать себя увереннее, рассказывает специализирующийся на работе с детьми и подростками американский психолог Уго Уче. Вот главные правила:


  • не пытаться справиться со всем самостоятельно;
  • привлекать учителей и врачей ребенка к разработке плана борьбы с СДВГ;
  • создать дома распорядок и помочь ребенку придерживаться его;
  • быть терпеливым и хвалить за хорошее поведение.


гипер7.jpg


Отдельным пунктом психолог выделяет необходимость заботиться о себе. «Воспитание ребенка с СДВГ может вызвать стресс, поэтому убедитесь, что у вас выстроена системы поддержки, которая поможет вам справиться», — объясняет Уче.


Для того, чтобы помочь ребенку добиться успеха в школе, также необходимо придерживаться определенных стратегий. Для этого стоит побеседовать с учителем и администрацией заведения и разработать индивидуальный план обучения с учетом сильных и слабых сторон ребенка. Кроме того, можно привлечь школьного психолога, который поможет ему влиться в коллектив.


Важно придерживаться определенного распорядка дня дома, чтобы у ребенка не было времени отвлекаться. Сначала ему может быть непросто следовать определенному плану, однако родителю важно включить школьника в процесс составления режима дня. Это поможет развить организаторские способности, отсутствием которых зачастую страдают дети с СДВГ.




Также Уче напоминает всем родителям: если в поведении ребенка или в схеме его лечения произошли какие-либо изменения, стоит предупредить об этом учителей. Только подобная командная работа даст заметный результат.


гипер10.jpg


Одна из главных вещей, которую должен сделать родитель для ребенка с этим расстройством, — выстроить с ним доверительные отношения. Для этого важно помнить, что все поступки малыша и его неспособность сконцентрироваться являются проявлением заболевания, а не вредностью или невоспитанностью. Именно поэтому важно хвалить его за хорошее поведение, не использовать слов «глупый» или «ленивый», регулярно проводить время вместе.


Наконец, не стоит бояться обращаться за помощью к профессионалам. Они помогут скорректировать лечение и объяснят, как действовать в определенных ситуациях.


«У вас есть все необходимое, чтобы помочь своему ребенку. Диагноз СДВГ может пугать как родителей, так и детей, но помните, что люди с СДВГ способны жить успешной и полноценной жизнью. Используя доступные ресурсы, вы поможете ребенку развиваться, несмотря на трудности, с которыми он сталкивается», — заключает детский психолог.


дзен.jpg
Поделиться:
Автор: Катерина Евдышева
Фото: Pexels.com/CC0
25.03.2023

Как узнать ребенка через творчество: 3 важных психологических теста


рисовать3.jpg

Маленький ребенок еще не может выражать свои чувства и переживания, поэтому лучше всего понять своего малыша у родителей получится во время совместных занятий творчеством. 




Инстинкты — вот, что руководит нами с самого рождения: именно они определяют наши склонности к тем или иным вещам. И как хорошо, что психологи давно позаботились о том, чтобы объяснить наши мотивы. Предлагаем рассмотреть 3 важных психологических теста, с помощью которых вы сможете с легкостью определить главные черты личности вашего ребенка от 7-14 лет:


1. Моя семья

Отношения в семье лежат в основе становления личности каждого человека. Хотите узнать, что ваш ребенок думает о взаимоотношениях с вами? Дайте ему альбомный лист, цветные карандаши и попросите нарисовать вашу семью.


Когда рисунок будет готов, отметьте для себя следующие моменты:


  • Все ли в сборе? Если ребенок не включил в рисунок кого-то из членов семьи, то он не просто «забыл», а «вытесняет» этого человека в связи с негативным мнением о нем.
  • Какой размер изображения? Чем больше нарисованный персонаж, тем значимее он для ребенка.
  • Если ли кто-то лишний? Наличие подобных персонажей говорит о том, что ребенку не хватает общения и понимания в семье, и он ищет это дополнительно.
  • Какое расстояние между героями? Это указывает на психологическую дистанцию между ребенком и определенным членом семьи.


рисовать4.jpg


2. Цветной конструктор

Этот тест поможет распознать черты интроверта или экстраверта у ребенка. Предоставьте ему конструктор и предложите собрать домик. Не конкретизируйте, какой он должен получиться: полная свобода творчества.


  • Если при строительстве он складывал кубики, комбинируя их между собой по цвету, или каждая часть дома имеет свой собственный цвет, то перед нами, скорее всего — интроверт. Ребенок обращает внимание не на форму, а на ее содержание, он углубляется в суть.
  • Если же детали соединены в хаотичном порядке, то это, вероятно — человек с открытым общительным характером, обращенный в своих переживаниях и интересах к объектам внешнего мира.


Плюшевый мишка или машинка: что любимая игрушка говорит о будущей профессии ребенка


рисовать5.jpg


3. Самооценка

С помощью этого подхода можно узнать, какая самооценка у вашего ребенка.


Необходимо вырезать из картона лесенку и положить ее на стол. Затем нужно пояснить, что на верхнюю ступеньку ставят самых талантливых ребят, на нижнюю ступеньку — самых посредственных. Средняя ступенька — нейтральная. Чем выше уровень — тем лучше мнение. А далее спросите: «На какую ступеньку ты сам себя поставишь?»


Считается нормой, если дети 7-14 лет ставят себя на ступеньку «самых талантливых». Положение на любой из нижних ступенек говорит об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.


Иногда взрослым непросто понять, что творится в голове у ребенка. Но ответы всегда лежат на поверхности — просто понаблюдайте за своими детьми, ведь самое важное — в мелочах.


дзен.jpg
Поделиться:
Автор: Кузнецова Анна
Фото: Pexels.com/CC0, Unsplash.com/CC0
15.03.2023

Что такое ложное материнство и как его избежать


Ложное материнство3.jpg


Чем «настоящая» мать отличается от «ложной»? Она понимает, что ее ребенку, даже если он младенец, жизненно необходима эмоциональная (а не только физическая) забота. Спокойно принимает собственную «неидеальность» и не ленится работать над собой.

 

Помните песенку: «Мама – первое слово, главное слово в каждой судьбе»? Мать – главный человек в жизни каждого из нас. Младенец не отделяет себя от матери, она – его окружающая среда, его Вселенная. Мать вручает ребенку символическое волшебное стекло, через которое тот будет смотреть на мир жизнелюбиво и с интересом (психоаналитик Джойс Макдугалл главной материнской задачей считает «соблазнение ребенка жизнью») или трагически-недоверчиво. Кроме физического рождения, на мать возложен ответственный труд психологического становления человека.

В обществе принято прославлять материнскую доблесть и самоотверженность. Что же до матерей, которые страдают от разрушительных зависимостей, не способны позаботиться о своих детях или вовсе отказываются от воспитания своего потомства, то их обличают, как преступниц. Куда менее очевидно, что хорошая и заботливая – в общепринятом понимании – мать тоже способна (как правило, сама того не осознавая) нанести ребенку непоправимый психологический ущерб… 

Хорошая плохая мать

В своей книге*, посвященной негативным аспектам отношения матери к ребенку, психиатр и психоаналитик Ханс-Йоахим Маац вводит и подробно рассматривает понятие ложного материнства. Вот о чем мы читаем у автора…

О бессознательности матери

«Она {мать} твердо верит, что живет только для своего ребенка (в данном контексте речь идет о ребенке младенческого возраста. – Прим. kiz.ru) и хочет для него самого лучшего, но в действительности больше заботится об удовлетворении своих собственных потребностей». 

О нарушении матерью границ ребенка

«Она ошибочно воспринимает ребенка как свою собственность, считает себя дарительницей жизни, заработавшей благодарность и признание, то есть остается охваченной желанием собственного нарциссического подтверждения (самоутверждения. – Прим. kiz.ru)».   

О психологической незрелости матери

«Она не в состоянии осознать, что ребенок для нее – заменитель и компенсация ее нарушенного чувства собственной значимости (собственной ценности, самоуважения. – Прим. kiz.ru). Ребенок ставит матери задачу, наделяет значением, отвлекает, непрерывно ее занимает и помогает ей уйти от взгляда вовнутрь, от собственных {психологических} проблем. Втайне (бессознательно. – Прим. kiz.ru) занимаясь прежде всего собой, мать отказывает ребенку в реальном контакте, и он по-настоящему не получает ее взгляда, не отражается матерью (мать не перерабатывает эмоции младенца и не возвращает их ему в словесной форме; нет адекватного обмена энергиями – для ребенка не подтверждается факт его существования; физически находясь рядом, психологически мать отсутствует. – Прим. kiz.ru)».

О психическом заражении ребенка матерью

«Свой страх или разочарование, свою нужду или тоску мать обязательно передаст каждым жестом, каждым движением... И здесь не поможет сознательный контроль, так как состояние матери передается неосознанно. Ребенок заражается от матери и постепенно становится ее отражением (токсичная мать отравляет ребенка своим внутренним миром, лишая его возможности постичь собственный. – Прим. kiz.ru). У грустной и тревожной матери ребенок вскоре также становится грустным и тревожным. А чуть позже, еще до того, как он начнет говорить, он будет считать себя виновником материнского страдания».


Ложное материнство4.jpg

Успеть все: как занятой маме находить время на воспитание детей


Расплата за ложное материнство

Повзрослев, человек с чувством своей неполноценности и подспудной виной в собственном существовании (ведь ему было передано материнское послание о том, что он – «ничто») может найти себе проблемного партнера, например, страдающего алкоголизмом или хронически безработного – которого постоянно надо спасать, тем самым доказывая свою значимость и необходимость для другого. Еще один фактор выбора неблагополучного спутника жизни – потребность во что бы то ни стало удержать его рядом и не встретиться с невыносимым отвержением, которое «помнится» со времен младенчества и раннего детства.

Психологической расплатой за обесценивание матерью может стать и работа на износ (ведь если брать на себя обязанности по силам, то никто не будет тебя ценить и, возможно, даже терпеть!).


Плохая забота о своем теле, пренебрежение здоровьем, страх перед врачами – все это тоже бывает обусловлено опытом ранних отношений с матерью. Словно человеком отрицается факт собственного физического существования… В данный ряд можно поставить и различные нарушения пищевого поведения. Объедание в тщетной попытке насытить ненасытную внутреннюю пустоту – распространенный прием самоуспокоения. Он же способ самоотравления: так мать пичкает ребенка пищей, будучи не в состоянии насытить его эмоционально. 

Работа матери над собой. Несколько ориентиров

В каждом из нас есть доброе и злое, созидательное и разрушительное… Наша психологическая задача по отношению к себе и окружающим – признавать и «переваривать» напряжение этих многочисленных полюсов. Х.-Й. Маац указывает на важность интеграции – осознания и психологической переработки – негативных составляющих материнства, в той или иной мере присущих любой матери.  

  • Ребенок может вас раздражать, утомлять, порой вызывать приступы ненависти… Отдавайте себе отчет в этих чувствах, какими бы пугающими и «запретными» они ни были. Став матерью, вы не перестали быть обычным человеком, вам свойственно иногда уставать, плохо себя чувствовать, испытывать гнев и разочарование. Не подавляйте и не отрицайте ваши негативные эмоции. Принимайте их без самообвинения. И берите ответственность за них на себя, а не перекладывайте ее (пусть и неосознанно) на ребенка!

  • Вы не всесильны – смиритесь с этим. У вас есть свои ограничения, и вы не всегда можете удовлетворить психологические потребности ребенка, который имеет право на протест и недовольство (например, в виде плача);

  • Уважайте границы ребенка, чтобы в будущем он сам смог их устанавливать и защищать. При этом у ребенка должно быть понимание ваших границ;

  • Придерживайтесь правила «мать для ребенка» (а не «ребенок для матери»). Ребенку необходимо научиться понимать свои собственные чувства и потребности, а не угадывать ваши и пытаться под них подстроиться. Он в полном праве прожить свою собственную жизнь, не так ли?

  • Проанализируйте ваши отношения с матерью, они незримо влияют на то, как вы относитесь к своему ребенку. Лучше сделать это с помощью психолога;

  • Не успокаивайте себя тем, что «младенец ничего не понимает». Ребенок вырастет и не будет сознательно помнить, как относилась к нему мама, однако материнское отношение во многом определит его жизнь. Недаром гений психоанализа Карл Густав Юнг сказал: «Тот, кого любила мать, – непобедим».

 
*Маац Ханс-Йоахим, «Комплекс Лилит. Темная сторона материнства», издательство «Когито-Центр», 2017 г. 


дзен.jpg

Поделиться:
Автор: Елена Страчкова
Фото: Pexels.com/CC0
13.03.2023

Комплексы, привитые родителями и способы борьбы с ними


Родители3.jpg

Песня «Поговори со мною‚ мама» предполагает трогательное единение двух женщин‚ мудрые советы одной и нежную привязанность другой. Однако материнский голос может звучать не совсем так. Обнаружив «материнский след» в своих проблемах и комплексах‚ можно хотя бы частично их облегчить.


Комплекс по поводу внешности

Наш взгляд на собственное тело серьезно зависит от матери. Купая и кормя младенца, мама передает ему свой настрой через прикосновения и даже с помощью мыслей. Бывает, что в процессе кормления женщина смотрит телевизор или разговаривает по телефону с подругой, так как не желает тратить время на общение с сыном или дочерью или вовсе не считает эти моменты частью отношений. У матери может не возникать желания гладить ребенка, обнимать его и хвалить. Контакты сводятся к тому, что нужно лишь для поддержания жизни (мытье, одевание, кормление), а душевные потребности игнорируются, словно ребенок — это не человек, а предмет. Отсутствие, малое количество или «неодушевленность» физических контактов с мамой может привести к тому, что мальчик или девочка начинает относиться к своему телу как к чему‑то неважному, незначимому. Или вовсе постыдному, если родители позволяют себе издеваться, например, над подростковой сутулостью, полнотой или прыщами.


«В старших классах я иногда брала мамину косметичку и пробовала краситься, — рассказывает Арина. — Она не запрещала мне этого, но всегда потом говорила что‑то вроде: «Тебе румяна вообще в руки давать нельзя. Намазалась, как матрешка!» Сейчас я вообще не пользуюсь косметикой». Предполагается, что девочки учатся женскому поведению у матери, прислушиваясь к ее советам и наблюдая за ней — как она одевается, как двигается, красится, ухаживает за собой. Однако когда мать, пусть даже из благих намерений, то и дело подчеркивает промахи и недостатки дочери, результатом может стать полное отторжение женственности.

Проблемы в отношениях

Когда нас по‑настоящему начинают интересовать отношения, спросить о них есть у кого — у подружек, у старшей сестры, можно почитать что‑то о мужчинах в книгах или Интернете. Однако к этому моменту некоторые, скорее всего неосознанные, убеждения о дружбе, любви и сотрудничестве у нас уже сформированы, и во многом именно благодаря маме. Представьте анекдотическую ситуацию, когда дочка интересуется у родителей, как называется гибрид человека и коня, и папа отвечает: «Кентавр». А про гибрид человека и козла мама ехидно и озлобленно бросает: «Мужик!» В сочетании с подслушанными репликами о том, что мужчинам верить нельзя, девочка вынесет из такого семейного опыта сомнительную «мудрость»: все только и думают, как ее обмануть. Причем и мужчины, и женщины, и доверять и привязываться ни в коем случае нельзя… Вряд ли у нее сложатся хорошие отношения с подругами и коллегами, не говоря уже о муже и детях.


«Моя мама — просто кладезь страшных историй о неверных супругах, коварных изменниках, — смеется Тамара, — и рассказывать она их мне начала, когда мне едва исполнилось 12. Мамины подруги тоже любят поговорить на эту тему и всегда приглашают за стол меня: «Иди, тебе полезно послушать!» Я не замужем и, честно говоря, не собираюсь — не хотелось бы стать героиней одной из таких историй». У исследователей, изучающих семейные отношения, есть термин «семьи амазонок». Это такие семьи, в которых из поколение в поколение транслируется убеждение, что мужчина годен только для зачатия ребенка, а жить с ним не имеет никакого смысла. Женщины в таком роду либо вовсе не выходят замуж, либо быстро разводятся, родив детей. Интересно то, что девочки у «амазонок» рождаются гораздо чаще мальчиков. И воспитываются потом в том же ключе, повторяя жизненный сценарий бабушки, мамы и старшей сестры.

Комплексы по поводу образования и развития

«У девушек, посещающих колледж, мозг становится больше и тяжелее. Кровь, таким образом, приливает к мозгу и отливает от матки, в результате чего женщина может стать бесплодной», — написал однажды Эдвард Кларк, профессор Гарвардского университета. Это было в 1873 году, и, казалось бы, теперь никто так не думает. Кроме некоторых мам. Они, конечно, не вдаваясь в подробности женской физиологии, готовы признать, что профессор был в корне неправ. Но при этом убеждают дочерей, что учеба или работа непременно отвратят от них потенциальных мужей. Делают это в том числе и те матери, чья семейная жизнь сложилась вполне счастливо. Ошибку они совершают в том, что не интересуются тем, чего хочет сама девушка.


«Когда я рассказываю маме, что собираюсь с бывшими однокурсниками в театр, она спрашивает тревожным голосом: «А как же Антон?» — говорит Елена. — Я уже столько раз ей рассказывала, что муж терпеть не может театры и никогда со мной в них не ходит. А она в ответ начинает меня убеждать, что эти вечера Антон обязательно использует как‑то нехорошо. И почти убедила — в театре я сижу вся на нервах и думаю о том, что лучше бы мы с мужем пошли вместо этого гулять в парк». Главную роль в грустных разговорах о вреде учебы играет стереотип — к сожалению, не всегда неверный, — что умные женщины мужчинам не нравятся. Как, впрочем, и все, кто обогнал их на социальной и карьерной лестнице. Печальная российская ситуация с низкой продолжительностью мужской жизни все только усугубляет. И женщины прислушиваются к «материнской мудрости», отказывая себе в карьере, диссертации, втором высшем образовании или даже в походе в музей без мужа и чтении серьезных книг.


Родители4.jpg


Проблемы с доверием к миру

Базовое доверие или недоверие к миру формируется у ребенка на первом году жизни. Оно зависит от того, насколько вовремя и правильно мать распознает его потребности и желания и всегда ли готова прийти к нему на помощь. Но даже если мама всегда рядом и не исчезает из поля зрения надолго, он чувствует ее повышенную тревожность. Став старше, ребенок заинтересованно исследует мир, тянется к животным, пробует самостоятельно спуститься по лестнице, забраться на дерево, поплыть, отправиться с классом в поход или хотя бы остаться ночевать у подруги. И тут же слышит: «Перестань! Упадешь! Укусит! Спать надо дома!» Так формируется представление о враждебном мире, с которым лучше не вступать в контакт и как можно дольше оставаться дома.


«Маме я стараюсь рассказывать о своей жизни максимально нейтрально, — говорит Екатерина. — Она не знает, когда я болею, не имеет понятия, что я ездила зимой не в подмосковный санаторий, а на горнолыжный курорт. Скрываю, что завела хорька, иначе она перепугается. Мама смотрит по телевизору всякие жуткие телепередачи и цепляется даже к нейтральным сообщениям. Если я купила бананов, она расскажет об открытии британских ученых: бананы очень вредны. Так что я отделываюсь словами: «У меня все отлично». Хорошо, когда природное любопытство и сильный характер берут верх и человек живет своей жизнью, не уведомляя мать. А в другом варианте она будет беспокоиться уже по другому поводу — что дочь с работы идет домой, а по воскресеньям занимается уборкой или смотрит телевизор и не собирается ни с кем знакомиться и рожать внуков.

Проблемы с желанием иметь детей

В анекдоте женщина жалуется врачу на то, что у нее нет детей, а доктор отвечает: «Возможно, это наследственное… Скажите, а у вашей матери были дети?» И смех и грех. Некоторые мамы действительно ведут себя так, будто бы детей у них нет, а другие рассказывают о том, что лучше бы их не было, и это может повлиять на решение этих детей насчет собственного родительства. Подробный, часто повторяемый рассказ о тяжелых родах, сожаления о несделанном аборте или давление: «Женщина без детей — не женщина! Вот будут свои, тогда поймешь меня, а пока о чем с тобой говорить...» Все это у девушки может вызвать вовсе не благодарность за материнский труд и не понимание ценности детей, а обратную реакцию. Например, отвращение к репродуктивности и желание доказать, что и без детей можно быть счастливой. В этом случае она будет говорить: «Мои книги — мои дети», или «Мои роли — мои дети», или обожать домашних животных, называя их «дочка» и «сыночек». Иногда она даже не подозревает, что до сих пор бесплодно спорит с матерью о том, что действительно важно в жизни.


«Моя мама постоянно рассказывала мне о том, как трудно она меня рожала, какую невозможную боль испытала, как я вопила по ночам и как она бросила учебу, — говорит Нонна. — К 20 я была убеждена, что дети — это ужасно. Я всюду находила тому подтверждение. Подруги, родив, бросали учебу, толстели, глупели, жаловались, что нет времени на себя, что дети болеют, хамят или не ночуют дома. Я иногда жалею, что у меня вместо ребенка кот, но вспоминаю мамины красочные рассказы и думаю: а все‑таки она была права».

дзен.jpg

Поделиться:
Автор: Редакция
Фото: Fotodom/Shutterstock
09.03.2023

Есть вопрос: почему нельзя говорить про лишний вес при ребенке


Вес2.jpg


Недавно подруга рассказала мне историю. Разговаривая с мужем, она спросила у него: «Кажется, я похудела?» Пока он искал правильный ответ, присутствующая при этом шестилетняя дочь горько заплакала. Как потом выяснилось, она решила, что мама теперь худая, а значит, красивая, а она пухленькая — значит, некрасивая. При этом в семье тема веса поднимается нечасто, и разговор, скорее был связан с обсуждением бытовых вопросов, нежели с поиском комплимента.


Мама была шокирована: откуда у шестилетнего ребенка такое представление о жизни и красоте. Ведь в семье никто не ведет активную борьбу с лишним весом. Но в наше время этого и не нужно. Ведь идея, что красивый, значит, худой, уже проникла всюду, и даже в детский сад, как выяснилось.
Эта история очень хорошо иллюстрирует тему, о которой мне сегодня хотелось бы порассуждать, а именно «дети и вес».


Тема детского веса в последнее время стала часто подниматься. Современные дети знают и думают об этом очень много. Гораздо больше, чем хотелось бы. И это плохо.

Почему плохо, что дети думают о своем весе

  • Плохо потому, что мы создаем тревогу вокруг этой темы, и она передается детям; 
  • Плохо потому, что мы начинаем требовать от ребенка, чтобы он был такой, как нам нужно, чтобы не волноваться, и тем самым добавляем еще один пункт, с которым ребенку очень сложно справляться; 
  • Плохо, еще и потому, что детей с лишним весом и правда стало много, и он портит детям жизнь; 
  • Плохо, потому что знать-то они знают, а вот понимать, что делать с этой информацией, дети просто не в состоянии; 
  • Мы сами, того не замечая, формируем у ребенка те или иные представления о красоте. Та мама считала, что она не зациклена на теме похудения, она никогда не сидела на диете. Ни она, ни дочка не нуждаются в похудении, она думала, что ее ребенок защищен, но оказалось, что ошибалась.

Почему тема лишнего веса столь болезненна для детей 

Тема лишнего веса висит в воздухе. Нам может казаться, что этот вопрос находится за пределами наших интересов, но это не значит, что мы его не обсуждаем. Мы можем не замечать, как рассказывали мужу о том, что подруга села на очередную диету, что коллега похудела и ей это очень идет, а другая стала слишком худая и выглядит теперь старо. Тема веса и внешности стала настолько обыденной, что мы, не задумываясь, обсуждаем ее как что-то само собой разумеющееся. Мы – нет, а вот дети, которые, как известно, впитывают все, как губка, очень даже замечают. Они очень хорошо запоминают то, что говорят самые авторитетные для них взрослые – родители: толстеть, худеть, плохо, хорошо. Они запоминают все наши реплики. На эти знания накладываются потом «школьные представления» о красоте со всеми обзывательствами, дразнилками и даже травлей.


И в результате в копилке пищевого невроза накапливается достаточно для того, чтобы он начал развиваться. Конечно, обсуждения темы лишнего/не лишнего веса недостаточно для развития невроза, для него нужны причины посерьезнее, но эта тема часто становится «сценой», на которой разыгрываются более глубокие невротические сюжеты. И в результате мы получаем детские и подростковые пищевые расстройства, которые очень часто (гораздо чаще, чем можно даже представить), заканчиваются нервной булимией и анорексией.

Печально, но факт: все эти болезни сильно помолодели. Теперь девяти-десятилетняя девочка с расстройством пищевого поведения уже не удивляет.

Вес3.jpg

Что делать, если у ребенка проблемы с принятием себя

Ответ прост: немедленно идти к психологу. Причем сначала вам, чтобы специалист объяснил, как вести себя с ребенком, чтобы не навредить и узнать, какие следующие шаги предпринять.

Что делать, если у ребенка лишний вес

Если у ребенка, действительно, есть проблемы с лишнем весом, сидеть, сложа руки, не стоит.
Что делать? Вот план:

1. Необходимо сходить (самостоятельно, без ребенка) к хорошему педиатру, а лучше к трем, чтобы услышать разные мнения и исключить проблемы со здоровьем. Надо убедиться, что доктор – адекватный человек, который не будет оценивать тело ребенка в его присутствии и говорить разные ужасные или даже немного ужасные вещи. Если это необходимо, потом к такому специалисту сводить ребенка. В большинстве случаев все будет нормально, и ответ хорошего врача будет: больше гулять и меньше смотреть телевизор.


2. Потом нужно обсудить проблемы и свои опасения с детским психологом, причины могут быть психологические. Ведь причина всегда есть. Но даже если это так, не стоит никого винить: ни себя, ни ребенка, ни других членов вашей детско-родительской команды, включая бывших мужей, бабушек и так далее.


3. Следующим этапом стоит подумать, что можно сделать. Если причина психологическая, пойти к детскому психологу. Еще лучше – к семейному, всей семьей. Если причина в том, что ребенок ест много вредного, нужно просто следовать правилам: больше спорта, больше хорошей еды и никакой критики.

Иногда нам кажется, что ребенок весит больше нормы. Но может получиться и так, что нам просто не нравится то, как выглядят наши дети. Все родители живые. В этом сложно бывает признаться, но такое случается, и это не страшно. Все сказали, что все ок, просто надо добавить немного физической нагрузки и изменить питание, но мы не находим покоя. В таком случае проблема в голове родителя. И это тоже не ужасно, и не значит, что мы не любим своего ребенка.

Просто специалист нужен взрослому, а не ребенку. Необходимо пойти к психологу, обсудить свои несостоявшиеся мечты о своем идеальном теле или о том, что ребенок не такой, как хотелось бы. Работа с психологом –  это не страшно, не больно, и помогает! А ребенок – отдельный человек, и у него своя жизнь. Но ему  всегда нужна опора и поддержка.

дзен.jpg

Поделиться:
Автор: Анастасия Томилова
Фото: Pexels.com/CC0
05.03.2023
 

Актуальные статьи

Диета Терминатора: хитрые лайфхаки Арнольда Шварценеггера, помогающие быстро сбрасывать вес
У легенды бодилдинга есть свои уловки для поддержания идеальной формы. Секрета он из них не делает, а с радостью делится с поклонниками.  
50 минут назад
Только без нервов: как родителю помочь ребенку с диагнозом СДВГ
Детям с этим расстройством трудно усидеть на месте и сосредоточиться на выполнении монотонных задач. Чтобы облегчить их жизнь, на помощь должны прийти близкие.
3 часа назад
Что есть при расстройстве желудка
При отравлении, кишечной инфекции, на фоне развития диареи, тошноты и других признаков расстройства желудка, нужно знать правила питания, которые помогут нормализовать ваше состояние, дать временный отдых желудку и кишечнику.
4 часа назад
«Нет ничего вкуснее красивой кожи!»: как Рози Хангтинтон-Уайтли борется с акне
Ухаживать за кожей модель начала в подростковом возрасте, когда у нее впервые обострилась эта проблема. Ради чистой и красивой кожи ей приходится соблюдать строгий бьюти-распорядок.
5 часов назад
Хиромассаж: чем мануальная методика отличается от всех остальных
Умелые движения рук опытного массажиста нельзя сравнить ни с каким воздействием инструментов и аппаратов. Особенно, если они приносит очевидную пользу.
сегодня
Показать еще