Мы можем столкнуться с агрессией людей на улице, в метро или магазинах. Но что, если агрессивный человек — ваш начальник, и с ним просто приходится проводить приличное количество времени? Ведь если в других ситуациях вы столкнетесь с агрессией единоразово, то вот с начальником нужно найти подход.
Как сохранить психическое равновесие и не сойти с ума?
Правило 1. Нельзя просто так взять и не злиться в ответ
Агрессия часто говорит о защите. С помощью злости или криков человек пытается отгородить себя от чего-то. Главное здесь — самому не поймать эту агрессивную волну. Если вы будете решать ситуацию агрессии по принципу «клин клином вышибает», то рискуете потерять возможность решать конфликты другими методами. Попытайтесь вдохнуть и выдохнуть. Как говорил Мастер Угвэй в мультфильме «Кунг-фу панда»: «Твои мысли подобны кругам на воде, друг мой. В волнении исчезает ясность, но если ты дашь волнам успокоиться, ответ станет очевидным». Когда босс все выскажет, вы можете ответить спокойным тоном: «Я готов объяснить, почему поступил так, а не иначе».Разыграем еще одну ситуацию: Босс: «Что это такое? Что ты сделал(а)? Почему проект выглядит как г***о?!» Если в словах агрессивного шефа не было ничего конструктивного, то не просто можно, а нужно сказать об этом примерно так: «Я сейчас не готов(а) продолжать разговор в таком тоне, продемонстрируйте мне претензии в объективном ключе. Прямо конкретно по моим действиям. В противном случае я расцениваю это как неконструктивное обвинение в агрессивной форме».
Правило 2. Представьте, что вы космонавт
Да-да, это не опечатка. Представить себя космонавтом в скафандре — значит общаться с начальником чисто формально. Желательно перейти на смс или мессенджеры. Но без непосредственного личного общения. Таким образом будет шанс хотя бы немного уменьшить поток негатива в вашу сторону.На самом деле, работа — это лишь одна из многих сфер жизни. На работе не обязательно должны появиться друзья или быть приятная атмосфера. Иногда работа — просто работа. Иногда это стоит воспринимать не более чем набор задач, которые вы выполняете, и их выполнение приносит деньги. Тут все уже зависит от ваших жизненных ценностей и приоритетов.
Правило 3. Хватит доказывать
Изо дня в день вы слышите фразу: «Ты — один из худших работников. Любую задачу выполняешь настолько плохо, что даже моя бабушка справилась бы лучше». Какой вывод можно сделать исходя из этого высказывания? Это не справедливая критика, а просто набор ругательств в вашу сторону. Босс в данном случае не указывает на конкретные факты, аргументируя, в чем вы плохи как работник. Не нужно ему доказывать обратное. Когда человек испытывает злость, то он вряд ли слышит что-то объективное.Правило 4. Зачем оставаться?
Когда вы сталкиваетесь с агрессией уже несколько месяцев или лет подряд, тут встает ребром вопрос: «Зачем оставаться?» Почему вы держитесь за эту работу? Почему это место имеет настолько сильное значение, что терпите на протяжении долгого времени токсичного руководителя?В российской действительности явление отравляющих начальников не ново. Оно давно уже впаяно в жилы людей. Оставите все на своих местах — будут последствия, наносящие едва ли поправимый вред, прежде всего, вам. Хронический стресс, выгорание, утомляемость и, как следствие, болезни. Подумайте о себе, задайте нужные вопросы и принимайте удобное для себя решение.
Правило 5. Терпеть нельзя уйти
«Хватит это терпеть!» Агрессия руководителя все-таки стала носить токсичный и систематический характер. Вы стали постоянно болеть. То желудок болит, то аллергия… Решение принято: «Я ухожу», — как когда-то сказал небезызвестный политик.Не бойтесь уходить, так как вы всегда сможете найти работу, если сами того захотите. И самое важное — не терпите ужасного и хамского отношения к себе. Вы достойны только лучшего!
Александра Гейфман, когнитивно-поведенческий психотерапевт, психолог