Боты, фейки, тролли и все, кто с ними, — кто они такие? Как работают и стоит ли их бояться? Эти вопросы сегодня занимают всех пользователей соцсетей, в том числе политиков, бизнесменов и селебрити.
А что тут удивительного, ведь мы все давно попали в сети, которые ловят нас и которыми ловим мы. Уже не всегда можно четко определить грань между реальностью и фейком, между человеком и ботом, между лайком и душевным отношением. При полной открытости и доступности информации степень ее достоверности становится все более сомнительной. Да и армии ботов не сидят в засаде, они, как универсальные солдаты, всегда на посту. Как они работают?
Бот-автособеседник
Это тот самый, что отвечает вам от имени, допустим, рекламного аккаунта (ресторана, кинотеатра, производителя мебели, звезды), когда вы вдруг зашли к нему или просто что-то лайкнули. Задача понятна — не упустить вас как возможного потребителя услуги или продукта, фаната звезды или участника события. Миляга-бот — своего рода «сетевой психолог», он будет периодически напоминать о себе, присылать информацию, которая как бы ненароком появится у вас на страничке. Плохой недокрученный бот делает это нарочито и излишне, бот подороже — вовремя и в нужных дозах, словно в щечку целует.
Бот-пустобот
С виду вполне безобиден. Некоторых таких ботов вы даже не видите никогда — их аккаунты-невидимки девственно пусты и созданы лишь для того, чтобы обеспечить нужной странице либо новости определенное количество лайков, эмолайков или друзей. Зачем? Все просто: человек — существо общественное, а значит, ему гораздо проще лайкнуть то, что уже лайкнули другие, и таким образом включить себя в число потенциальных потребителей или адептов идеи, продукта и пр. Новость, у которой много лайков, не только чаще показывается, быстрее «облипает» реальными людьми и становится популярной. Так же точно достигается рейтинг видеороликов и статей. Большую часть первичной работы по продвижению проделывают трудяги-пустоботы. А мы, живущие в Сети, ловимся на эту удочку.
Бот-приманка
Размер груди не ниже четвертого… Это, конечно, шутка, размер может быть и поменьше. Но доля правды в этом присутствует. Технология таких ботов основана на привлечении и последующей дружбе исключительно за счет внешних преимуществ. Это приманка! К примеру, кому-то надо собрать аудиторию возможных покупателей спортивных машин. На что такие люди смогут среагировать в Сети или кому не смогут отказать? Настоящие гусары с деньгами не любят прямую рекламу. А вот симпатичной девушке вряд ли откажут — лайкнут фото, вдруг что приятное произойдет?
Конечно, произойдет — чуть позже, когда прокачают, просчитают и начнут предлагать истории про машины, оценивать вашу реакцию и ожидать покупки. А ведь все так хорошо начиналось… Не стоит думать, что цель такой «ловли» в Сети может быть чисто коммерческой. Это как раз понятно и не столь опасно. А вот формирование фейковых новостей и создание сетевых сообществ (явных и неявных), где распространяются подобные фейки, — дело посерьезнее и, как правило, связано с политикой и пропагандой.
Круговорот ботов в Сети
К сожалению, ни одну сеть и ни один ресурс на сегодняшний день нельзя считать защищенным ни от ботов, ни от фейковых «всплесков». Не секрет, что традиционные СМИ частенько грешат обращением к сетевым событиям и аккаунтам, и даже лидеры мнений в профессиональных средах не всегда могут отделить фейки от нефейков. И вот уже срежиссированная информация легко уходит в газеты и журналы. А оттуда возвращается в виде ссылок в те же сети и тем самым подтверждает саму себя. Причем сидящие за компьютерами люди на том конце, где идет «выдача» подобного контента, говорят и о том, что фейки настолько завоевали инфопространство, что в некоторых сообществах проскакивают одни и те же фото. Но под совершенно разным соусом подачи. Это говорит о том, что ко всему, появляющемуся в Сети, стоит относиться с некоторой долей критичности и здравого скептицизма. Более того, в настоящей — несетевой — жизни стоит заботиться о том, чтобы было как можно больше интересного, и тогда не увязнешь в виртуальных сетях. Если возникли сомнения и хотите «потроллить» бота, задавайте нестандартные вопросы, проверяйте новости на источники и правдивость. Для этого созданы сервисы проверки авторства фото или их совпадения.
О лайках…
С точки зрения сетевой математики лайки — лишь поднятие в сети и распространение информации. Однако в последнее время, так как жизнь все сильнее уходит в онлайн, просто лайков стало маловато. Первым на их снижение, как водится, отреагировал фейсбук. Вместо обычного лайка он предложил эмолайк, смайлики, отражающие одну из пяти выбранных эмоций: love, haha, wow, sad, angry. Это позволило ему собирать больше информации о предпочтениях, продавать больше рекламы и получать больше прибыли. Правда, далеко не все понимают, как эмолайки действуют, и при недовольстве содержанием новости или поста пользователи часто ставят гневный лайк, пытаясь как бы сказать: «Я возмущен, это ужасно». При этом обеспечивая самой новости более короткую жизнь и меньше продвижения. Ведь лайк «возмутительно!» означает для создателя нежелательность такой новости или поста. Если уж совсем начистоту, то лайк не столько оценка «мне безумно нравится», сколько «видел, заметил». Таким лайком уже никого не удивишь. Другое дело — оставить комментарий, а уж написать в «личку» — почти как сходить на свидание.
…И троллях
Но не только в этом проявляются в Интернете живые эмоции. Троллинг, как бы его ни любили, есть игра на наших чувствах и слабостях. Тролль питается нашими эмоциями и использует их для своих целей — продвинуть тему, продукт, идею и просто сделать приятное самому себе. Троллинг стал уже не чем-то из ряда вон, а вполне привычной манипуляцией в интернет-пространстве. Но, как говорится, против любого лома есть прием: не «зажигаться», не включаться эмоционально, потому что именно этого и ждет тролль, пытаясь вывести вас из себя. Холодная голова поможет определить уязвимое место самого тролля. Он может оказаться очень слаб в дискуссии, поскольку не дискуссия его цель. Впрочем, слишком большое внимание к действиям троллей может кого угодно превратить в их подобие. А вот это уже лишнее.