Она не склонна жить по навязанной модой матрице, не приукрашивает действительность и не накручивает число фолловеров в «Инстаграме». Она не боится быть самой собой. Яркая, независимая, абсолютно востребованная, непохожая ни на кого — Анна Старшенбаум.
Одна из модных карьерных рекомендаций коучей на многочисленных тренингах — «делайте то, что вы любите делать больше всего на свете». Мне кажется, что вы как раз добились успеха именно таким путем.
Вам не показалось, я стараюсь придерживаться именно такого принципа. Но с годами это все сложнее, потому что с опытом любая деятельность приедается и становится менее притягательной, что ли. В связи с этим у меня сейчас непростые отношения с кино. Последние лет пять профессия становится для меня все менее интересной. А так как вся жизнь сформировалась именно под эту работу, не так просто изменить направление своей деятельности кардинально. Но я стараюсь.
Почему произошли такие кардинальные перемены, да еще за такой короткий срок жизни? Вы изменились внутренне или трансформировалось само кино?
На мой взгляд, наше кино в последнее время меняется в лучшую сторону. Мы набираемся опыта, развиваемся и растем. Поэтому качество кино не может быть причиной охлаждения к профессии. Но в силу моего возраста, каких-то душевных изменений я стала относиться к профессии как к ремеслу, а не как к волшебству или чуду. Творческий подход, как правило, в дорогих проектах. Если говорить о так называемом кино-середнячке, то там творчества мало, все отработано и идет по плану, как на заводском конвейере.
Кстати, некоторые сериальные актеры даже не скрывают, что снимаются в сиквелах только ради денег. Как вы относитесь к подобного рода произведениям?
В последнее время жестко отсеиваю неинтересные проекты. Во мне укрепляется такой принц — лучше я вообще уеду из Москвы куда-нибудь в деревню, буду жить своей семьей, выращивать курочек и смотреть за садиком, но не стану сниматься в проекте, который противоречит моим эстетическим или внутренним принципам.
Надо ли это понимать так, что проект «Психологини» канала СТС совпал с вашими принципами?
Признаюсь, у меня были опасения, что этот проект станет таким очередным довеском к тем ролям, которые уже вышли и сформировали определенный стереотип обо мне в кино и который мне порядком поднадоел. Однако в силу каких-то чудесных причин, человеческих обстоятельств я приняла приглашение на участие в съемках. И очень рада этому, потому что этот проект с моим участием — один из немногих, который я смотрю с удовольствием. За последние годы не было такой работы, которую мне было бы интересно досмотреть до конца. Обычно выключаю телевизор уже через несколько минут.
Вы очень убедительно сыграли роль легкомысленной Алины. Хотя, на мой взгляд, эта героиня полная ваша противоположность.
Абсолютная противоположность! Я человек вдумчивый, в некотором смысле тяжелый, склонна к апатии, депрессии, самоанализу. У меня не получается, как у моей героини, легко порхать по жизни, не задумываясь вступать в отношения, непринужденно расставаться и идти дальше как ни в чем не бывало. Но мне приятно играть эту роль, потому что, перевоплощаясь, я отключаюсь от своего внутреннего гнетущего чувства, которое вызывает все происходящее вокруг. Мне нравится позиция Алины — немножко буддийская, дзеновская, легкомысленная на вид, на самом деле глубокая и мудрая.
Насколько сложным для вас было это перевоплощение?
Это было очень легко, роль подошла мне как влитая. Я просто отдыхаю, когда ее играю, и получаю удовольствие.
На Востоке говорят, что ничего в жизни не бывает просто так. Если это правда, то роль была для вас неслучайной. Возможно, она пробудила в вас где-то глубоко внутри дремавшую Алину. Вы не думали об этом?
Да, безусловно, это мое alter ego. Во мне есть ее черты характера, просто они глубоко спрятаны, а я не даю им реализовываться в силу обязательств перед сыном, перед мамой, личностных убеждений. Я просто не могу себе позволить вот так легко идти по жизни и не думать о том, что будет с моей семьей завтра. А Алина... может, ей все дается проще. Ну и потом, это персонаж вымышленный, в жизни все прозаичнее. На мой взгляд.
Почему в свое время вы выбрали актерство? Вы девочка из академической семьи и вполне логично было бы пойти в науку, скажем, в ту же психологию по стопам вашего папы.
Наша семья академическая постольку поскольку. Папа мечтал стать артистом и, по-моему, даже учился в театральном, но что-то там не сложилось. Тогда он пошел в психологию и стал доктором наук. Но он играл на скрипке, у него стопроцентный музыкальный слух. Мама по профессии лингвист, ее родственники по женской линии — все врачи и художники. В ней дух творчества очень силен.
А родители на какую профессию вас ориентировали?
Меня никто не нацеливал. В три года мама показала, где мой детский сад, и после никто меня за руку не водил, я это делала самостоятельно. В седьмом классе перешла в театральную школу, потом ушла из нее, а вскоре и из дома. Работала официанткой, консультантом по кредитам в банке, в Театре Вячеслава Спесивцева.
Уход из дома — это эпатажный поступок или вам нужна была безграничная свобода? Да и как вас отпустили родители?
Мама моя в тот момент бросала в меня тарелки и была совершенно не против того, что я уйду из дома. У нее был очень тяжелый период в жизни. И мы с ней вместе решили, что так будет правильнее. А папа с нами уже не жил. Так что все получилось по согласию.
Вы больше стратег или человек настроения?
Я в себе совмещаю гены папины и мамины, и поэтому не могу выделить что-то одно конкретное. Как-то периодами накатывает. Но стараюсь себя контролировать — не поддаваться эмоциям. Записываю в телефоне то, что мне кажется интересным. Последняя запись о том, что эмоции — это сахар, который имеет быстрое действие и мгновенный эффект, а чувства — органическая фруктоза, которая не вызывает яркого проявления в мозге, но дает устойчивый эффект. И жить нужно не эмоциями, которые, как фейерверк, расплескивают энергию и опустошают, а чувствами, которые, наоборот, наполняют и дают опыт.
Бросить учебу в ГИТИСе вас тоже подтолкнули чувства?
Это было такое интересное стечение обстоятельств. Я училась на эстрадном факультете и при этом ходила по театрам, оставляла свои фотографии кастинг-директорам. И однажды директор Ани и Нади Михалковых — они тогда запускали свой первый проект для «Кинотавра» — предложил мне роль в фестивальном кино. Я как раз подстриглась наголо, и моя внешность попала в цель. После съемок начались фестивали, посыпались главные роли, а вместе с ними большое количество кинонаград — учиться было некогда. Первые годы комплексовала, что не закончила ГИТИС, но, получив четвертую награду, поняла, что в профессии важнее не корочка, а умение, экспрессия, чувственность, талант.
Я не стану вас спрашивать о разводе с Алексеем Бардуковым. Развод в любом случае — болезный процесс…
Ой, ну перестаньте, к чему эти стереотипы! Разве можно подводить отношения под одну гребенку, как это любят делать в СМИ? А потом все начитаются этих откровений и боятся разводов как огня, живут и мучаются. Для меня развод — органичное завершение определенного цикла моей жизни. К этому вот все шло, шло и пришло. И никакого негатива по этому поводу я не испытываю.
Хорошо, что вы об этом сказали, но я хотела вас спросить немного о другом — что, по-вашему, ни при каких обстоятельствах не должна делать женщина?
Женщина никогда не должна становиться мужчиной — я не имею в виду смену пола. Просто сейчас многие женщины поменялись с мужчинами ролями, и непонятно, кто есть кто. Общество диктует свои правила, и, хочешь не хочешь, ты в это проваливаешься. При этом понимаешь, что сейчас выполняешь совсем не женскую роль в силу массы причин, но ничего не можешь изменить. Как бы там ни было, надо выходить из обстоятельств и сохранять женское лицо.
Вашему сыну Ивану уже семь лет. Как вы строите отношения с ним?
На внимании, доверии и очень глубоком общении. Мы любим вместе ходить в бассейн, гулять в лесу, вместе учить язык — всегда с пользой проводим время. И у нас очень откровенные отношения. Это главное. Мы перед сном с ним разговариваем о прошедшем дне, и порой всплывают очень серьезные нюансы. Родители обычно думают, раз ребенок ничего не рассказывает, значит, все нормально, а он просто забыл то, что было днем. Дома в спокойной беседе можно узнать обо всем и обсудить вместе.
В одном из своих интервью вы сказали: «Гримируюсь всегда сама и одеваюсь сама. Просто не очень люблю, когда меня трогают люди, которых я не так давно знаю». Можно попросить прокомментировать эту установку?
Не так, конечно, все конкретно. Но все-таки попытаюсь объяснить смысл слов. Во-первых, я интроверт и при этом тонко чувствующий человек. Когда на площадке собирается больше 100 человек и все взаимодействуют друг с другом, у меня включается внутренний закон сохранения энергии. И второй вопрос — это профессионализм. Участвуя уже более чем в 50 проектах, я поняла, что в 99% случаев макияж и укладку делаю лучше тех людей, которые делают это за деньги.
Что вы включаете в свою программу ухода за внешностью?
Если честно, своей внешностью я стала заниматься совместно со стартом проекта «Психологини», потому что героиня должна быть стильной и соответствовать последним трендам моды. Теперь я хожу к косметологам, делаю поддерживающие процедуры, инъекции красоты.
А какие у вас отношения с фитнесом?
Они зависят от моего психологического состояния. Никаких обязательных программ, индивидуальных тренеров, все в удовольствие — бассейн, йога, кардиотренировки. Минимум усилий — максимум результата.
Коротко о главном
Любимый аромат? Только масла! Зимой — корица, лимон, имбирь. Летом — хвоя, ваниль.Время года? Ранняя осень.
Настольная книга? «Трансерфинг реальности» Вадима Зеланда.
Ваш неиссякаемый источник энергии? Любовь.
Ваша музыка? Та, которую пишу сама.
Ваш цвет? Голубой и желтый.
Тема, на которую вы чаще всего рассуждаете? Любовь.
Благодарим директора Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева Елизавету Лихачеву за предоставленную возможность проведения съемки.
Читайте также: Самые миниатюрные российские звезды