Подпишись на нас в соц. сетях!

Детские конкурсы: как подготовить ребенка к победе или поражению


Какие могут быть последствия для ребенка из-за жестких требований модельных агентств? Как отражается на юном создании постоянная оценка, зачастую субъективная? До чего может довести отказ со стороны конкурсов красоты и талантов? С какого возраста безопасно начинать работать моделью? И практические рекомендации для родителей, которые готовят своих детей к состязаниям и конкуренции от семейного психотерапевта Виктории Бекиевой.

 


Виктория Бекиева – детский и семейный психолог, сертифицированный психотерапевт по методу символдрамы, сексолог. Член Профессиональной психотерапевтической лиги и МООСРСКИП.



Последствия жестких требований модельных агентств

Для каждого родителя ребенок уникальный: красивый, талантливый и чем-то похож на него, а возможно, даже лучше. Некоторые мамы и папы, отдавая детей в модельный бизнес, хотят, чтобы эту самую красоту увидел весь мир, аплодируя стоя. Но что же происходит в этот момент с психикой ребенка? Какие могут быть последствия из-за жестких требований агентств?

 

«Не самые лучшие, потому что отдают и в 4, и в 5, и в 6 лет, – объясняет Виктория Бекиева. – А это тот возраст, когда мы присваиваем себе ценности общества, впитываем социальные навыки и взаимодействия. Жесткие правила о том, что нужно быть определенно выглядящим мальчиком или девочкой, формируют стереотип «быть красивым, несмотря ни на что». Я наблюдала последствия уже у взрослых, прошедших через подобное. Они живут не своей жизнью, создавая «вид», им важно преподнести «хорошо», когда все плохо. Такие люди теряют искренность и творческое начало, с трудом выдерживают дружбу и партнерство. Они могут предавать и не понимать, что ж в этом такого ужасного».

Сейчас мир инстаграма формируют аналогичную позицию: «моя жизнь прекрасна», «у меня привлекательная внешность», а «будни полны изобилия и полного счастья». Вот и в детском модельном бизнесе: некая маска «хорошести», которую учат носить с ранних лет.

«Если сравнивать со спортом, то тут все иначе: кроме внешности (силы, подтянутости), учат добиваться результата, а не просто пройтись по подиуму, обрадовав маму или папу, – утверждает Виктория. – Такие детишки удовлетворяют эго родителей».

Но соревнования же созданы для чего-то: например, они учат конкуренции, умению проигрывать, работе над собой…

    

«Зависит от того, насколько психика устойчива, когда они находятся в среде конкурсов: чем устойчивее, тем меньше влияния, – говорит эксперт. – Важна психодиагностика. Но в такие сферы часто идут мамочки «истероидного» склада, которые сами хотят получить внимание. А для того, чтобы малыш был защищен от манипуляций взрослых, чтобы не относился к этому, как к цели всей своей жизни (победить, выиграть в каком-то конкурсе), родители должны внести элемент игры, так называемая, лотерея. Сделайте ее частью развлечения. Психику ребенка лучше защищать».

Оценка жюри и психика ребенка

В конкурсах происходит постоянная оценка, зачастую субъективная, как это отражается на ребенке? Каким он может вырасти в будущем?

«Когда оцениваются внешние параметры (даже если не конкурс), то внутреннее содержание уходит из-под контроля и обесценивается, – поясняет психотерапевт. – В результате мы воспитываем эксцентричную личность, экзальтированную… Про душу там не говорится. В школе может наблюдаться неуспеваемость. Может списывать у кого-то, а делать вид, что хорошо учится. Как следствие – недоверие в семье».


Самое страшно для большинства – проиграть, оказаться «хуже» других, несмотря на то что те же жюри – не истина в последней инстанции. Как готовить ребенка, что оценка может быть негативной?

«Объясняйте, что главное – участие, демонстрация того, что ты умеешь, плюс некая игра: часть жизни – может быть победа и проигрыш, – рекомендует Виктория Бекиева. – Нужно уметь занимать разные места, наслаждаться и гордиться собой, что ты что-то делаешь, творишь, играешь и живешь. Снижайте дозу ожидания от оценки. Даже школьные «пятерки» родители так ждут, что насыщают детей эмоциями. В итоге детки боятся: «Как бы у мамы с папой не было инфаркта». Снижайте градус ответственности».

Отказ и душевная организация ребенка

До чего может довести отказ, например, в конкурсе талантов, красоты или от бренда, если это модельный бизнес?

«К самым тяжелым последствиям, если в семье культивируется успех и победа, – говорит психотерапевт. – В итоге мы можем наблюдать невротические проблемы у детей: неврозы, страхи, фобии. Далее – раннее депрессивное состояние. Самые жесткие последствия – суицидальные, когда эго задето и возникает чувство вины, что не оправдал чужие ожидания. А если в семье недостаточно любим, а тут тоже не получил одобрение, то тогда страшно…Может еще и появиться болезнь на фоне психосоматики. Целый ряд комплексов: неполноценности, неуверенности в себе, «самый страшный нос».

Грустно, когда ребенок в 10 лет страдает, что у него маленькие губы или кривые ноги. Одно замечание воспринимается очень сильно. Семья должна брать на себя броню за ребенка: проговаривание ролей, как в игре.

«Берем Барби и играем с ней: вот участники конкурса, вот жюри, – рекомендует Виктория Бекиева. – И пытаемся воспроизвести ситуацию. Что делать девочке, если она проиграла? А если выиграла?

Есть комплекс отличника, а есть комплекс «звезды», когда побеждает и считает, что он мега и супер, а все перед ним должны расстилаться. Одно из самых непростых испытаний. Объясняйте: когда ребенок сталкивается с оценкой, это лишь оценочные суждения. Он тоже начинает всех делить на черное и белое. Я в своей работе сталкиваюсь с тем, что люди комплексуют: «Я плохо рисую» или «Я ужасно выгляжу». А кто тебе сказал?»

 

Безопасный возраст для старта в модельном бизнесе

Сейчас популярны конкурсы красоты среди малышей: девочек красят и одевают как взрослых женщин, возлагают на них свои родительские надежды, сажают на диеты, ругают за «кривую» походку от бедра. С какого же возраста безопаснее стартовать на модельном поприще?

«Лучше всего начинать в старшем подростковом возрасте: к 15-16 годам, – утверждает психолог. – У всех, конечно, по-разному. Важен уровень осознанности: ребенок должен понимать, зачем и почему он это делает. Определение собственной мотивации. Чтоб мама была довольна? Это нам не подходит! Внутренняя личностная зрелая причина говорит о том, что он готов. Если он в пять, шесть и семь лет уже заявляет об этом – отлично! Его выбор, а не попытка удовлетворить родителя».

Рекомендации

«Есть исследования на тему связей перфекционизма и депрессии, – рассказывает Виктория Бекиева. – А в таких конкурсах – номер один: «стать perfect»! У этих людей возможность заболеть депрессией и появление суицидальных настроений велика».

Если в семье зрелые личности: умеют общаться и говорить, передавать ценности, то ребенок может сам захотеть принимать участие в каких-то соревнованиях.

«Главное – понимание: если он споет лучше других, у него не должна вырастать корона, – предупреждает Бекиева. – А это всего лишь говорит, что он старался, занимался и готовился лучше. В противном случае, подобное уводит его от социальной сферы: он недружелюбен, не формирует семью…»

 

3 упражнения: «Насколько мой ребенок готов к участию в конкурсах»

Арт-терапия диагностирует: насколько ребенок готов принимать участие в конкурсе, уровень его тревожности и многое другое. Несколько вариантов.

1. Задание: нарисуй портреты «я в классе», «я с друзьями», «я победитель конкурса», «я проигравший». Если мы видим мрачную картину или корону – делаем выводы.

2. Можно проверить бессознательность: попросить нарисовать конкурс и разные варианты его исхода, без упоминания «победил» и «проиграл». Потом уже сделать выводы.

3. Рисуем: «я реальный» и «я идеальный». Смотрим, насколько разнятся, а насколько похожи. 

Читайте также: «Синдром отличника». Почему не нужно заставлять ребенка учиться на «пять»?

13.06.2019
|
Рейтинг (3.56)
Автор: Фото: pixabay, istock
Комментарии

KIZ рекомендует
Загрузка...
Конкурсы
Гороскопы
Наши рассылки