Подпишись на нас в соц. сетях!

Сказочные героини в нашей жизни: основные психотипы


«Жить-поживать да добра наживать»‚ «Честным пирком да за свадебку»‚ «По усам текло‚ а в рот не попало» — таков счастливый конец у многих сказок‚ где хитроумный и отважный герой после разных мытарств находит свою невесту. Невесты же в русском фольклоре встречаются очень разные‚ и личное женское счастье каждая добывает по-своему.

Все сказочные девицы красивы, волосы у них обычно длинные, светлые — так говорится в мифах древних славян, главными героями которых были Солнце и Луна. Иногда красота девушки в глаза не бросается, например, если злой сказочный персонаж околдовал ее, превратив в лягушку или медведицу. Реальных женщин никто не заколдовывает — попросту у нас может не возникнуть желания наряжаться и делать прическу, если муж не вызывает влечения или если рядом нет поклонника. В жизни, как и в сказке, у него появляется шанс увидеть в партнерше настоящую красавицу, если он совершит какой-нибудь подвиг — сказочный или реальный — и тем самым заслужит ее красоту в качестве награды.

etkin.jpg

Какая она, героиня сказок

Помимо привлекательной внеш­нос­ти сказители наделяли своих героинь еще каким‑нибудь одним ценным качеством — добротой, силой или умом. Добрые сиротки-падчерицы, беззащитные, совсем юные, их главное оружие — смирение. Они способны в промерзшем лесу на вопрос Деда Мороза «Тепло ли тебе, девица?» шептать синеющими губами: «Тепло, дедушка!» Эти героини русских сказок безропотно несут свой крест и бывают вознаграждены в отличие от капризных сводных сестер — «Старикову дочь в злате-серебре везут, а старухину женихи не возьмут!». Ценность смирения некоторые женщины преувеличивают до того, что не жалуются даже на побои.

Другие из нас похожи на сказочных героинь, отличающихся силой, физической и психологической. Царь-девица, богатырша Синеглазка, Марья Моревна не потерпят капризов ни от сестриц, ни от мужа, ни от детей. И уж тем более не поздоровится вражьим налетчикам: «А кто побил все это войско?» — «Сделала это Марья Моревна, прекрасная королевна!» Мужчинам богатырши также предлагают померяться силой и часто побеждают. В сказках для этого можно пообещать вонзить булатный нож в белую грудь молодца, а в жизни — повысить голос, атаковать эмоциональным напором.

Третий тип героинь — умные девушки, которые загадывают женихам загадки или помогают им справиться с загадками от будущего тестя. «Увидела его Василиса Премудрая, расспросила про все и говорит: «Уж больно ты прост, Иванушка! Задача тебе дана нелегкая. Обернет нас батюшка кобылицами и заставит тебя невесту выбирать. Ты смотри-примечай: на моей уздечке одна блесточка потускнеет». В реальности аналогом таких тонкостей, пожалуй, является обучение партнера эмпатии — вниманию к нюансам в настроении любимой. Эту способность мужчины приобретают с трудом, так как их с детства учат скорее махать мечом (в прямом и переносном смысле), чем обращать внимание на чувства — свои и чужие. А мудрая супруга покажет пример и деликатно даст обратную связь — подбодрит и поправит.

ТРЕНИНГ «Узнайте себя»

Владеть всем разнообразием женских ролей и гибко применять их в зависимости от момента — высший пилотаж. Попробуйте примерять поочередно эти образы, чтобы расширить поведенческий репертуар, да и мужчину с их помощью можно заставить интересоваться вами как в первый раз и добиваться благосклонности.

Марьюшка. Таких девушек сейчас, как говорится, не делают, и покорное поведение сначала вызывает у современного мужчины оторопь. Но потом он начинает чувствовать себя рядом с ней самым сильным, мудрым и надежным и с удовольствием принимается защищать и опекать, как в настоящей патриархальной семье.

Богатырша Синеглазка. Обладать развитыми бицепсами необязательно — Царь-девица просто бросает мужчине вызов: в учебе, работе, игре в боулинг или в таком деле, как лепка пельменей — кто сделает больше. Но вызов надо бросать осторожно. Если ваш мужчина может обидеться и разолиться, лучше выбрать другой женский образ. А если вы чувствуете, что он сдержится и начнет тренироваться в лепке пельменей — вперед. Главное — не показаться ему родной матерью, это не лучший вариант отношений.

• Аленушка. Соблазнительно оказаться в роли сестрицы-покровительницы, которая всегда предупреждает любимого об опасности, разъясняет ему, как устроена жизнь, и регулярно спасает. Для любовных отношений такой вариант губителен, потому что превращает мужчину в младшего непутевого брата. В дружбе же Аленушка очень уместна: в ответ вы тоже всегда сможете рассчитывать на равноценную поддержку.

Шамаханская царица. «Как пред солнцем птица ночи, царь умолк, ей глядя в очи…», разумеется, трудно вот так запросто взять и войти в образ роковой красавицы, дразнящей всех мужчин сексуальностью и готовой в любую минуту исчезнуть. Да и вопреки иллюзиям в реальности таких женщин не существует. Но — иногда и ненадолго — попробовать можно, чтобы привлечь мужское внимание и оживить остывающие отношения. А быть Шамаханской царицей постоянно — это довольно утомительно и для женщины, и для ее партнера.

Что ею движет

Смирные героини-сиротки безропотно принимают все испытания и усердно выполняют указания старших, чтобы заслужить хорошее отношение. Настенька терпеливо взбивает ледяную перину для Мороза, Хаврошечка слушается любимую корову. Можно предположить, что так же покорно они будут заниматься хозяйством и выполнять супружеский долг, и притом их мотивация останется прежней: быть хорошей девочкой, не вызывать ни у кого недовольства и не показывать свое. Такая позиция зачастую вызывает симпатии, но таит и опасность для самой женщины и ближайшего окружения: привычное подавление естественной агрессии обычно превращается в невроз, депрессивное состояние или психосоматическое расстройство.

Современным женщинам — образованным, самостоятельным, имеющим собственные устремления и амбиции — конечно, ближе сказочные девы, которые не только обладают рядом превосходных качеств, но и умеют пустить их в ход в процессе конкуренции или флирта с мужчиной. Однако важно заметить, что они конкурируют с поклонниками только при знакомстве, а в дальнейших отношениях каждое свойство героини начинает служить не столько ее собственному удовольствию, сколько пробуждению нового свойства в ее избраннике. Герой, которому досталась, например, умная жена, в принципе мог бы просто наслаждаться этим. Но она не дает ему быть пассивным потребителем ее достоинств и вообще жизненных благ: то заболевает, то исчезает, то превращается в животное, и супругу приходится включать собственный ум, выручая любимую из беды. Сказочные героини проявляют хитрость и меряются силой, мечтая о том, чтобы их избранник оказался умнее, сильнее, сообразительнее, чтобы потом всю жизнь не чувствовать себя значительнее мужа и иметь возможность им гордиться.

Первый этап отношений может быть полон трений и непонимания, но он необходим. Противоборство с сильной богатыршей в итоге позволяет мужчине, избавившись от первого агрессивного импульса конкуренции, перейти к более нежным отношениям. В одних сказках богатырь овладевает ею, пока она спит, в других в конце битвы он слышит от нее, уже поверженной: «Не губи ты меня, лучше возьми за белы руки, подними с сырой земли да поцелуй в уста сахарные». Женщине тоже порой нужно время на воинственную прелюдию. Елена Премудрая в одноименной сказке вначале хочет казнить солдата, но напоследок солдат затягивает песню «...такую грустную, такую жалобную, что Елена Премудрая сама расплакалась. Жалко ей стало доброго молодца, говорит она солдату: «Даю тебе сроку десять часов. Если ты сумеешь в это время так хитро спрятаться, что я тебя не найду, то выйду за тебя замуж». Множество любовных историй начинается с взаимной неприязни, противостояния, конфликта, и если женщина умеет вовремя отступиться от формальной победы и дать место мужчине, то из искры борьбы возникает взаимное влечение.

Так что женщина в сказке, как правило, не совершает самостоятельных подвигов, а необходима мужчине, чтобы раскрыть его характер. И уже реализовавшийся герой, расправивший крылья и почувствовавший вкус к собственным достижениям, становится хорошим супругом, на которого можно положиться и с которым можно обустраивать жизнь. Как и в жизни, здесь женственность стимулирует мужественность, чтобы эти два начала смогли вступить в полноценный союз.

Как складываются ее отношения с людьми

У Настенек отношения не складываются только с мачехами и сводными сестрами — другие персонажи понимают, какое чудо перед ними: «Тут Морозко сжалился над девицей — окутал теплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами». Сила сироток-падчериц  в их внешней слабости, но у них при этом есть крепкий внутренний стержень, поэтому долго их мучить не решается никто, и все свои жизненные блага Хаврошечки в итоге получают благодаря чьей-нибудь помощи.

Тем же девушкам, которым судьба уготовила быть мудрыми и сильными, помогать никто не собирается, наоборот, все ставят им палки в колеса, не желая выпускать из терема, мешая выйти замуж, заставляя оставаться одинокими. Оттого наконец то случившуюся в их жизни любовь Царь-девицы и Елены Премудрые очень ценят, поскольку для них она — способ обрести одновременно и свободу от гнета отца (или Кощея), и родную душу. Обычно в публичном пространстве такие яркие дамы держатся особняком, а теплые отношения у них складываются разве что с собственными сестрами, если таковые имеются, а впоследствии с семьей. Сыновей они воспитывают в уважении к отцу, а на мужа никогда не давят, по доброй воле уступая ему должность главы семьи и предоставляя право принимать решение.

Но не всегда сказочные женщины торопятся поддерживать и спасать мужей. В сказке «Заколдованная королевна» героиня, сделав порядочную глупость, страдает, не выручает супруга, давая ему возможность выбраться из переделки самостоятельно, а для себя выбирая тоску и ожидание: «Подбежала к нему и ну толкать-будить — нет, не просыпается; принялась щипать его, колоть под бока булавками. Колола, колола — он и боли не чувствует, точно мертвый лежит — не ворохнется. Рассердилась королевна и в сердцах проклятье промолвила: «Чтоб тебя, соню негодного, буйным ветром подхватило, в безвестные страны занесло!» Только успела вымолвить, как вдруг засвистали-зашумели ветры, и в один миг подхватило солдата буйным вихрем и унесло с глаз королевны. Поздно одумалась королевна, что сказала слово нехорошее, заплакала горькими слезами, воротилась домой и стала жить одна-одинехонька».

В то же время ради своих младших братьев (как и ради детей вообще) героини готовы на многое: таковы Аленушка и сестрица в сказке «Гуси-лебеди». Здесь, возможно, звучит мотив женской солидарности: они спасают и воспитывают своих братиков для каких то других (еще только подрастающих) женщин, и каковы бы те ни были — мудрые, сильные или нежные, выходить замуж за козленочка и жить потом с козлом добрые героини им точно не желают.

Нечто человеческое

Сказочные героини учат нас искусству отношений. Именно любовь, которую они получают, пробуждает в них мягкость, доброту и самоотверженность, которые до поры до времени прятались за умениями и способностями. Сейчас в реальной жизни другие правила — ум и сила ценятся больше мягкости, но истинно женская черта — связывать, соединять, налаживать отношения не забыта. Девочка из сказки «Гуси-лебеди» добилась своего, сумев подружиться с печкой, речкой и яблонькой, и современные женщины тоже преуспевают через налаживание отношений. Выражением этого успеха необязательно станет повышение в должности или премия. Женщины лучше, чем мужчины, способны ценить коллективную выгоду, они искреннее радуются общему выигрышу, гордятся достижениями и других, и близких людей — как Василиса гордилась бы Иванушкой, который благодаря ее подсказкам победил злобного морского царя.

Сказочные героини в нашей жизни

 • Варя Черноус (сериал «Интерны») — Настенька. Романтичная и добрая девушка, готовая всегда прийти на помощь, понравилась зрителям настолько, что сыгравшую Варю актрису Кристину Асмус в одном из опросов признали самой сексуальной. Дело, конечно, не в сексе, просто никто не сделал опрос «Самая нежная героиня».

 • Женщины-спортсменки — Царь-девицы. Звездами, на которых обращает внимание телевидение, становятся и гимнастки, и баскетболистки, и крепкие бегуньи, и боксерши. Пусть фигуры этих дам не слишком похожи на изящные тела фотомоделей, но это те самые женщины из русских селений, которые и коня на скаку остановят, и в горящую избу войдут.

 • Мария Арбатова, Мария Киселева — царевны Несмеяны. К людям, настроенным критически, общество испытывает уважение: кажется, что они знают намного больше остальных. Поэтому рейтинг Марии Арбатовой, часто исполнявшей в ток-шоу роль злого  следователя, всегда был выше ее добрых соведущих или соперников по дебатам, а фраза Марии Киселевой в роли ведущей телеигры: «Вы самое слабое звено!» — принесла ей большую популярность.

Елена Малышева — Василиса Премудрая. Женщины вроде Елены, которые выступают экспертами в разных телепередачах (врачи, ученые, психологи, киноведы), берут на себя роль Премудрых, поучая остальных. Правда, для того чтобы привлечь внимание телезрителей, им иногда приходится прибегать к приемам придворного шута: странно одеваться или заставлять зрителей в студии изображать части тела человека.

07.03.2011
|
Рейтинг (3.44)
Источник:

Назад

KIZ рекомендует
Гороскопы
Конкурсы
Наши рассылки