Психолог Анастасия Маркина рассказывает о том, почему взрослые люди так хотят верить в сказки и что из этого выходит.
Мы привыкли относиться к сказкам несерьезно. Это что-то из детства, наивное и безобидное. И мало кто задумывается, что прочитанное нам мамой может стать нашим будущим, нашим сценарием жизни. Вероятно, мы не знаем о сказках самого главного — это почти магия, почти пророчество, а для кого-то и приговор. Так ли все наивно или так ли все серьезно? Давайте проведем расследование.
Где вы увидели котенка?
Перед вами собака, отдаленно похожая на помесь хаски, лайки и овчарки. Вы готовы протянуть руку и погладить ее, ожидая ответной реакции в духе «Дай, Джим, на счастье лапу мне!» Но нет. Перед вами, на самом деле, волк. Он, возможно, меньше бобтейла, ниже борзой и даже меньше соседской овчарки. Но это практически профессиональный убийца. Волки по своей природе настроены только на победу, и их размер вообще значения не имеет. Мы смотрим на них в зоопарках и не понимаем, чем они отличаются от собак. Мы любуемся фото этого прекрасного животного, не думая, какую опасность он может представлять, встреться мы с ним в лесу один на один. Со сказками почти то же самое. Мы видим котенка там, где перед нами саблезубый тигр собственной персоной. Отличие одно — сказки можно приручить. А можно сделать их опасным противником.
То, о чем многие не знают
Задолго до религий, задолго до философских трактатов у людей были сказки! Они передавали все – паттерны рода, правила игры в социуме, мудрость жизни и фабулу духовного роста. С приходом христианства славянские сказки были частично адаптированы под новые устои, но они сохранили всю свою ментальную мощь.
И как бы это не звучало несколько неприятно для меня, психология – это молодая наука. Самыми древними остаются математика, медицина, физика. И по сравнению с ними психология — это просто младенец. Но все меняется, когда к ней подключают сказкотерапию — то, что веками применяли наши предки, излагается и адаптируется под современного человека. Тогда психология становится уже не молодым учением, а новой формой тех же сказок. И если вы изучите биографии великих психологов, то в них непременно найдутся фразы о поисках в древних фолиантах. Стык фундаментальных знаний и инноваций – это та формула, которая дает результат без сбоев.
Жили-были
В сказках нет никаких присказок. Ничего не сказано ради красного словца. Там символы, как код Да Винчи. Только обнаружить их намного проще. Выражение «жили-были» говорит нам о том, что наши предки жили осознанно. Да, они и жили, и были. Это как один из примеров. Вы можете окунуться в самую глубь сказок, прочтя книгу «Бегущая с волками»! Ее автор Кларисса Пинкола Эстес, гениальный специалист в области Юнгианского психоанализа, объездила весь мир, собирая трактовки сказок у разных народов, находя тех женщин, кто еще помнит самые древние версии сказок. Сказительницы индейских племен, Мексики и т. д. Это настольная книга для женщины. Вообще, сказки – это женский язык. Совершенно непрямой и нелогичный, но только на первый взгляд. Мы говорим намеками, скрываем меж строк лейтмотив нашей мысли. И поймет нас такая же женщина. Обращение к сказкам сегодня – это возвращение к нашей первозданной женской природе.
Сказочные героини в нашей жизни: основные психотипы
Золушки и чудовища
Признайтесь, вы мечтали о любви, как в кино? Вы были влюблены в какого-то экранного героя? Было такое, что вам хотелось именно пирата, гардемарина, то есть определенный типаж мужчины из фильма стал вашим сексотипом. Фильмы могли даже сформировать ваше либидо. Вы могли потом годами мечтать именно о Алене Делоне, Джоне Деппе или Сергее Жигунове. Зависит от вашего поколения и репертуара фильмов в 10-13 лет. Чтение сказок обладает еще большей силой. Вам их читали даже тогда, когда вы сами и говорить-то еще не могли. Уже с той поры на корке подсознания ряд убеждений сказки стали вашими. И как с героями фильмов, так и со сказками – ваша душа выбрала какую-то одну и сделала ее любимой.
Сказка «Золушка» при всей своей безобидности не просто так нравится девочке. Часто она соответствует паттернам семьи, а потому и принимается девочкой, как что-то понятное и близкое. Вдумайтесь в жизнь Золушки? Как она шла к счастью и любви? Все почему-то думают, что Золушке все легко досталось. Что сказку эту любят инфантильные особы. Да какое там! Она годами пахала, вся в золе, обслуживая мачеху и сестер, она потеряла маму и связь со своим женским «Я», которое, как волчица, может и ласкать своих волчат, и хранить вечную преданность мужу, и одолеть врага! Золушка жила с отцом, не способным ее защитить! И она сама всего достигала. Сама себе платье на бал сшила, правда, из того, что было… И спустя годы адской жизни, почти рабства она заслуживает Фею и Принца.
Сказка «Аленький цветочек» чарует с первых строк. Советские мультики и вовсе сделали его чем-то реально сказочным. И вроде бы где подвох? Но снова… Младшая доченька – жертва. Она жертвует постоянно. Просит самое недорогое, чтобы сестры отца вконец не разорили. Жертвует собой снова ради батюшки, оставаясь с чудовищем на острове. И ради него она тоже готова пожертвовать своей жизнью. Чувство вины у героини обострено донельзя. То перед отцом за то, что попросила цветок, то перед чудовищем. Жертвенность, чувство вины. Да тут до счастья сто световых лет! И кстати, о свете! Женщины, любящие эту сказку, часто видят в своих мужчинах свет. Даже если его нет там. Это опасная игра.
Что же делать, если сказка выбрана? Так на то она и выбрана, чтобы осознанно менять сценарий. Проработать чувство вины можно тогда, когда знаешь об этой проблеме. Из минусов можно быстро делать плюсы. Например, полюбить человека за дела, а не внешность. «Чудовище» может явиться в виде не самого красивого мужчины, который будет готов свернуть ради вас горы, и вас просто накроет ответной любовью! Мужчина может быть не самым обеспеченным на момент вашего знакомства, но в процессе ухаживания он покажет, что готов все тратить на вас, и двигаться вперед. Миллионер может засыпать вас бриллиантами, ему это ничего не стоит – вас просто покупают. Мужчина со средним доходом, готовый 80% потратить на вас и ради вас пытаться заработать больше и больше – это муж! За ним, как за стеной. И то, что мир в нем видел просто менеджера, а вы – Принца, делает вас настоящей героиней «Аленького цветочка».
В чем тут моя задача? Когда ко мне приходят на терапию, мы работаем с любимой сказкой и… переписываем ее. Мы меняем сценарий жизни, работая в синергии. И тогда из роли жертвы женщина переходит в роль счастливой и любимой королевы! И фея даже не нужна.